Viii вида школа – 1.2 Классификация школ-интернатов по контингенту и образовательной программе Классификация школ-интернатов в России

Коррекционная общеобразовательная школа интернат VIII вида

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

г. Карабаша.

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

______________/_____________/

2009 – 2012 гг.

Девиз работы классного руководителя:

«Что для меня означает быть классным руководителем?»

«Быть классным руководителем – значит…

1. Взять на себя большую ответственность;

2. Уметь слушать и понимать;

3. Заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии;

4. Помогать в учении, в общении с классом и окружающим миром, родителями, в самоопределении и саморазвитии каждого ученика;

5. Руководить и поддерживать дисциплину.

«Кто они – мои ученики?»

Для меня каждый мой ученик – личность. Когда я прихожу в класс и вижу, какие разные – они дети, но каждый из них для меня Человек с большой буквы. Я с уважением отношусь к их проблемам, чувствам, страданиям. Стараюсь быть не просто учителем, а хорошим близким другом, временной мамой. Для меня нет разницы в том, кто нуждается в моей помощи, помогу и взрослому, и ребёнку….

Психолого-педагогическая характеристика 3 класса.

В классе 6 человек. Из них 3 девочки и 3 мальчика. Возраст детей от 10 до 16 лет. Состояние физического здоровья: 2 человека принадлежат ко 2 группе (33%), 2 человека к 3 группе (33%) и 2 человека к 4 группам здоровья. Многодетных семей – 4, малообеспеченных – 4, неполных семей (только мама) – 4, один ребёнок воспитанник детского дома. Поэтому планирование и организация всех классных мероприятий рассчитана только на работу с мамами. Отношения между детьми и родителями в семьях доброжелательные, родители проявляют заинтересованность в обучении и воспитании детей. Фомин Алёша воспитывается в детском доме. Его мама лишена родительских прав с 2006 года.

Работоспособность, познавательный уровень развития учащихся находится на среднем уровне. Дети проявляют огромный интерес к общественным делам. Друг к другу относятся доброжелательно, положительно, вместе переживают удачи и неудачи своего класса. Яркого лидера в классе нет: интеллектуальным лидером является Кононов Денис, эмоциональным лидером – Овчинникова Евдокия, организатор – Фомин Алексей. Все дети очень дружные, сплочённые, организованные. За каждым ребёнком закреплено поручение, к которому они относятся добросовестно. На «4» и «5» могут учиться 2 человека: Овчинникова Евдокия и Хонякина Марина. Эти девочки очень ответственно подходят к учёбе, переживают за успеваемость. Отличаются старательностью и аккуратностью.

Два ученика с диагнозом F-72.0 (глубокая умственная отсталость): Сибагатов Э, Ибрагимова Э.. Они занимаются по индивидуальной программе, три – с диагнозом F-71.0 (имбицильность): Хонякина М, Кононов Д., Фомин А. и один- F-70.0 (лёгкая степень – дебильность): Овчинникова Е. Три ученика приехали из Кунашакского района, два ученика – приходящие, один воспитанник детского дома. Учитель и дети сразу нашли общий язык.

Все дети посещают факультатив и кружок «Лепка». Сибагатов Эдуард и Овчинникова Дуня дополнительно посещают спортивную секцию при школе и кружок «Весёлые нотки». В классе есть дети, которым необходимо уделять особое внимание. Это – Кононов Денис. Он воспитывается в неполной семье, и мама мало уделяют внимания воспитанию мальчика. Денис постоянно конфликтует с ребятами, грубит, дерётся. Мальчик занимается очень слабо: плохо читает, медленно пишет, с ошибками выполняет арифметические действия. В поведенческом аспекте ребенок гиперактивный, вспыльчивый. С этим ребёнком работает психолог, который проводит целенаправленную коррекционную работу.

В классе дети обладают различными уровнями организаторских способностей. Овчинникова Евдокия: активная девочка, в классе является лидером. Она трудолюбива, ответственна, всегда доводит начатое дело до конца. Ребята уважают её, прислушиваются к её мнению. Самооценка Евдокии завышена. Постоянно требует к себе внимания, как со стороны детей, так и со стороны учителя. У Евдокии много грамот. Она всегда их показывает, хвастается своими достижениями и хочет, чтобы её выделяли чаще среди других. Очень тяжело переносит свои неудачи из-за завышенного уровня притязаний. Плачет, обижается на невнимание окружающих.

Марина Хонякина очень спокойная, уравновешенная девочка. В классе также пользуется авторитетом среди детей. Она ответственно относится к своим поручениям, с удовольствием помогает учителю, поддерживает ребят добрым словом. В школу ходит всегда аккуратной, красиво одетой. Часто участвует в различных конкурсах, викторинах, награждена многочисленными грамотами.

В целом класс стал более организованным, сплочённым. Дети с уважением и заботой относятся друг к другу. Готовы помочь в трудную минуту. Эгоизма, вражды нет. Ребята начали более критично оценивать ситуации. У многих хорошо развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей. Все ребята активно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Овчинникова Евдокия и Кононов Денис самостоятельно могут организовать подвижные игры среди малышей, но нуждаются в поддержке и одобрении классного руководителя.

Вся работа учителя направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.

Отношение родителей к школе и достижению детей положительное. Родители помогают детям учиться, активно участвуют в жизни класса.

Родители посещают родительские собрания. Все мероприятия согласованы с родительским комитетом, который избирается каждый год.

Общие сведения об учащихся 3 класса


П /П


Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Фамилия, Имя, Отчество

родителей

Место работы


Домашний адрес

Увлечения, интересы

Состояние здоровья

1.

Ибрагимова Эльвира Хамзаевна

30. 01. 1997 г

Ибрагимов Хамза -Не работает

Диляра Файзрахмановна-домохозяйка


Кунашакский район

с. Аширово, ул. Школьная, д. 1


Любит играть в подвижные игры, помогать родителям по хозяйству, лепить, рисовать.

Расстройства экспрессивной речи.

Низкорослость смешанного генеза

4 группа


2.

Кононов Денис Андреевич

13. 06. 2001 г

Кононова Ирина Николаевна-Б/Р

Ул. Орджоникидзе, д. 11 кв. 2

Любит играть в подвижные игры, в футбол, хоккей, кататься на лыжах

Здоров

2 группа


3.

Овчинникова Евдокия Геннадьевна

01. 12. 1994 г

Овчинникова Нина Валентиновна-Д/О

ул. Привокзальная, д. 49

Любит петь, танцевать, нравится заниматься спортом, кататься на коньках, рисовать, рассказывать стихи.

Здорова

2 группа


4.

Сибагатов Эдуард Азатович

04. 06. 2000 г

Азат Татауллович- ОАО ЮУЖД ПЧ – 11

Физия Габидулловна-Б/Р


Кунашакский район,

разъезд – 3, д. 2 кв. 5


Любит заниматься спортом, играть в футбол, кататься на лыжах, помогать отцу по хозяйству.

Здоров

4 группа


5.

Фомин Алексей Юрьевич

10. 12. 1997 г

Фомина Светлана Юрьевна-Мать лишена родительских прав

Детский Дом,

ул. 1 Мая, д. 23 А


Любит рисовать, заниматься конструктором, делать различные поделки из разного материала

Искривление носовой перегородки, нарушение осанки, плоскостопие, диффузный нетоксический зоб

3 группа


6.

Хонякина Марина Юрьевна

14. 10. 1999 г

Юрий Владимирович-ОВД, ст. сержант милиции, г. Озёрск

Татьяна Александровна- ЦМСЧ – 11, санитарка, г. Озёрск


Кунашакский район,

с. Куяш, ул. Калинина, д. 15


Нравится рисовать, петь, играть в игрушки, любит читать, заниматься математикой.

ДНЗ 1 ст.

ЭКО 2 ст.

3 группа

Социальный паспорт 3 класса


Ф. И. Ученика

Год рожде

ния


Много

детная семья


Малообес

печенная семья


Неблагополуч

ная

семья


Неполная семья

Опекае

мые

дети


Дети инвали

ды


Дети состоя

щие

на учёте в

ПДН


Дети с

девиант

ным поведением


Дети

стоя

щие

на пед.учёте


Ибраги

мова Эльвира


30.01.

1997 г


+

+

+

+

Кононов Денис

13. 06. 2001 г

+

+

+

+

Сибага

тов Эдуард


01. 12. 1994 г

+

Овчин

никова Евдокия


04.06.

2000 г


+

+

+

Фомин Алексей

10. 12. 1997 г

воспитан-ник д/д

Хоняки

на Марина


14.10.

1999 г


+

+

+

Уровень здоровья

3 класс

Девиз классного коллектива:

Дружить всегда,

дружить везде

и другу помогать в беде!

Правила поведения учащихся в школе

Учащийся в школе обязан:


  • Строго выполнять Устав школы;

  • Подчиняться требованию школьного распорядка, соблюдать правила техники безопасности;

  • Добросовестно учиться;

  • Нести ответственность в установленном порядке за сохранность учебной литературы, школьного имущества;

  • Соблюдать единые требования к внешнему виду учащегося: единая форма, наличие второй обуви;

  • Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Учащимся школы запрещено:

  • Пропускать учебные занятия без уважительной причины;

  • Курить и распивать спиртные напитки в школе и на её территории;

  • Приносить, передавать или использовать оружие, токсические и наркотические вещества;

  • Использовать любые средства, могущие привести к взрывам и пожарам;

  • Применять физическую силу для выяснения отношений, заниматься вымогательством;

  • Выражаться нецензурно;

  • Производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ.

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены дежурный ученик проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздаёт тетради по просьбе учителя.

4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют полы).

5.Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Староста класса

1.Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2. Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения.

3. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует.

4. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. 

Прораб (трудовик)

1. Следит за гигиеническим состоянием класса.

2. Раздает инвентарь (перчатки, ведра, веники) и отвечает за его сохранность и возврат.

3. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки.

4. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.

Библиотекарь (книголюб)


  1. Составляет список учебников, полученных в библиотеке.

  2. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета, наличие закладки.

  3. Сообщает классу итоги проверок.

  4. Поддерживает связь с библиотекарем школы.

  5. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.

Цветовод


  1. Два раза в неделю поливает цветы.

  2. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей.

  3. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений.

  4. Организует пересадку цветов и смену грунта. 

Физорг

1. Организует ежедневную утреннюю зарядку.

2. Помогает учителям в проведении физкультминуток во время уроков.

3. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.

4. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.

5. Отвечает за сохранность спортинвентаря.

«Правила классного коллектива»

Мы, учащиеся класса, принимая правила нашего коллектива, будем стремиться:


    1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

    2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.

    3. Заниматься в меру своих способностей.

    4. Принимать активное участие в жизни коллектива.

    5. Свободно выражать свое мнение по любому вопросу.

  1. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

  2. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

  3. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на перемене.

  4. Не опаздывать на урок.

  5. Не пропускать школу без уважительной причины.

«Законы нашей жизни»

Закон Уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон Дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон Храбрости. Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон Любви. Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.

Закон Доброты. Доброта – это сила. Не бойся быть сильным. Дари людям добро.

Закон Трудолюбия Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон Дисциплины. Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Закон Милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

 

d.120-bal.ru

Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с умственной отсталостью взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящие изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований. Дети с дефектами умственного развития испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию со стороны такого ребенка.

Специальная школа восьмого вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в этой школе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке. Учащиеся осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам.

В основном контингент учащихся специальной школы восьмого типа составляют дети с клиническим диагнозом «олигофрения». В большей степени учащиеся данного типа школ — это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). В специальную (коррекционную) школу восьмого вида ребенка направляют органы управления образованием с согласия родителей и по рекомендации МППК.

Коррекционная школа восьмого вида обеспечивает детям с ограниченными возможностями образование, медицинское и психологическое сопровождение. Для этих целей в штат специальной школы включаются соответствующие специалисты, которые тесно взаимодействуют с педагогами. В коррекционной школе восьмого вида осуществляются следующие направления помощи умственно отсталым детям:

♦ диагностическая деятельность — диагностика и прогнозы развития заболеваний;

♦ психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия;

♦ профессиональное консультирование, в том числе разработка трудовых рекомендаций для лиц с умственной отсталостью;

♦ медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Социальный педагог помогает процессу социальной адаптации, социальной интеграции детей-олигофренов. Особенно важна роль социального педагога на этапе выбора профессии.

Обычно в школу восьмого вида принимаются дети в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте ребенок идет в подготовительный класс, что позволяет лучше подготовить его к школе и уточнить диагноз в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка. В подготовительном классе количество учеников не должно превышать 7-8 человек, в остальных классах — не более 12. В подготовительный, или диагностический класс направляются дети, диагноз которых по каким-либо причинам кажется необъективным. В течение учебного года диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок направляется в обычный класс школы восьмого вида или в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта.

Сроки обучения в коррекционной школе — от восьми до десяти лет, в зависимости от наличия профессиональной подготовки учащихся. Сроки обучения увеличиваются на год за счет открытия подготовительного класса. Также в коррекционной школе восьмого вида могут быть открыты группы с углубленной трудовой подготовкой, в которые переходят учащиеся по окончании восьмого или девятого класса. Учащиеся, окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают документ о присвоении квалификационного разряда.

Также в школах восьмого вида могут функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число учащихся в таком классе в идеале не должно превышать 5-6 человек.

Классы с тяжелой формой интеллектуального недоразвития комплектуются следующим образом:

♦ 1 уровень обучения ориентирован на детей в возрасте 6-9 лет;

♦ 2 уровень — 9-12 лет;

♦ 3 уровень — 12-18 лет.

В такие классы не принимаются дети с психопатиями, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Дети с психическими отклонениями могут посещать факультативные группы вместе со своими родителями. Каждый ребенок проходит обучение по индивидуальному образовательному плану, определяемому специалистами в соответствии с психофизическими возможностями детей. Последнее позволяет найти наиболее приемлемые подходы к детям с той или иной степенью умственной отсталости и максимально интегрировать их в окружающую среду.

Занятия с детьми проходят в индивидуальных условиях и в условиях группы, в связи с чем ребенок получает возможность взаимодействия и общения с другими детьми и приучается к обучению в коллективе.

Процесс обучения умственно отсталого ребенка должен содействовать его всестороннему развитию. Адекватность поведения и приспособления умственно отсталого человека к жизни в значительной степени определяется уровнем его общего развития: моторики, речи, знаниями, умениями. Процессы развития ребенка в школьном обучении и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям тесно взаимосвязаны. Целью коррекционно-воспитательной работы с глубоко отсталыми умственно детьми в конечном счете является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. За время воспитания и обучения умственно отсталого ребенка у него необходимо развить жизненно важные навыки. Это обязательное условие самостоятельной жизни людей с умственной отсталостью в коллективе, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве простую работу. Достижение поставленных целей обеспечивается решением основных задач работы с детьми с умственной отсталостью. Среди таких задач выделяются:

♦ развитие всех психических функций и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения, коррекция недостатков. Основное внимание должно быть направлено на умственное развитие;

♦ воспитание детей с глубокими нарушениями психофизического развития, формирование у них правильного поведения — основное внимание направляется на нравственное воспитание;

♦ трудовое обучение и подготовка детей к посильным видам труда, физическое воспитание, самообслуживание;

♦ бытовая ориентировка и социальная адаптация — итог проделанной за время обучения и воспитания работы.

Социальная адаптация детей с глубокими отклонениями интеллектуальной сферы особенно необходима. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная неразвитость имбецилов и связанные с ними некритичность, податливость, внушаемость могут привести к резко отрицательным результатам. У таких детей часто наблюдаются упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство, что создает сложности воспитания таких детей. Эти отрицательные черты могут достичь своего максимального развития, что сделает человека с отклонениями интеллектуальной сферы опасным для общества. Для воспитания глубоко отсталого ребенка важны спокойная обстановка, доброжелательность, единство, четкость и систематичность требований. Все это способствует корректировке негативных черт личности и воспитанию необходимых привычек. У детей с глубокой умственной отсталостью нужно воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности. Основные из них сводятся к нескольким требованиям:

♦ ребенок-имбецил должен овладеть способностью выражать свою просьбу;

♦ необходимо научить ребенка адекватно реагировать на обращение;

♦ желательно привить ребенку с глубокими формами умственной отсталости навыки самозащиты и способность избежать опасности;

♦ обязательная работа над пробуждением и формированием у детей основных положительных эмоций — жалости, сострадания, радости;

♦ нужно уделять внимание внешним формам поведения детей с дефектами в развитии.

Люди даже с тяжелыми формами имбецильности могут общаться с окружающими и следовать общепринятым в обществе нормам поведения. Это заключается в правильном воспитании и выработке у детей твердых навыков и привычек. В данном случае безусловно незаменимым становится метод проигрывания всевозможных ситуаций с детьми-имбецилами. Постоянное повторение той или иной жизненной ситуации и верной реакции на нее способно выработать привычку правильно реагировать на условия среды.

В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей сводится к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни.

Одна из основных задач обучения и воспитания детей-имбецилов — максимальное расширение их социальных связей. Воспитательно-коррекционная работа с такими детьми должна способствовать расширению социальных связей. Занятия по бытовой и социальной ориентировке с глубоко отсталыми детьми проходят в форме уроков и экскурсий. На уроках в основном используются сюжетно-ролевые игры, что позволяет придать учебной работе наглядность и предметную деятельность. Успешность проведения экскурсий во многом зависит от их правильной организации. Перед выходом на экскурсию необходимо провести с детьми короткую беседу о ее теме и целях. Дети должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут наблюдать по дороге. В процессе экскурсии дети должны не только наблюдать за действиями взрослых, но и, если позволяет место, копировать их. Например, при знакомстве с работой магазинов нужно научить детей-имбецилов ориентироваться в торговом зале, знать назначение различных отделов, пробить в кассе чек, обратиться к продавцу, положить покупку в сумку. Именно активные действия способствуют развитию и социальному адаптированию умственно отсталых детей. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за явлениями и предметами окружающей действительности мало эффективны для развития глубоко отсталых детей.

После проведения экскурсии необходимо подвести итоги, систематизировать, обобщить и закрепить полученные сведения. Глубоко отсталые подростки устно отвечают на заданные учителем вопросы.

Если проведение экскурсий затруднено, бытовые сценки разыгрываются на уроках. С помощью разыгрывания разнообразных ситуаций у глубоко отсталых детей формируется диалогическая речь, они тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от хода конкретного игрового сюжета. В ходе учебных игровых ситуаций педагог организует общение воспитанников друг с другом и с учителем. Усваиваются слова, используемые в быту, фразы, выражающие межпредметные отношения, слова речевого этикета. Все эти формы работы способствуют обучению детей диалогической речи и, как следствие, социальному общению. На начальном этапе обучения дети и подростки-имбецилы не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть необщительный ребенок. В таком случае учитель помогает, стимулирует возникновение диалогической речи, либо к паре подключается более общительный ребенок. Речевой материал для ведения диалога усваивается детьми благодаря многократному повторению в аналогичных данным условиях. В течение учебного года рекомендуется несколько раз возвращаться к одному и тому же речевому материалу, такой прием способствует более глубокому закреплению материала и способности адекватно реагировать на разыгрываемую ситуацию. В ходе диалогической речи, детей-имбецилов необходимо постоянно активизировать системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации.

studfiles.net

Система работы коррекционной школы восьмого вида, способствующая социально-бытовой адаптации

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с умственной отсталостью взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящие изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований. Дети с дефектами умственного развития испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию со стороны такого ребенка.

Специальная школа восьмого вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в этой школе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке. Учащиеся осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам.

В основном контингент учащихся специальной школы восьмого типа составляют дети с клиническим диагнозом «олигофрения». В большей степени учащиеся данного типа школ — это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). В специальную (коррекционную) школу восьмого вида ребенка направляют органы управления образованием с согласия родителей и по рекомендации МППК.

Коррекционная школа восьмого вида обеспечивает детям с ограниченными возможностями образование, медицинское и психологическое сопровождение. Для этих целей в штат специальной школы включаются соответствующие специалисты, которые тесно взаимодействуют с педагогами. В коррекционной школе восьмого вида осуществляются следующие направления помощи умственно отсталым детям:

♦ диагностическая деятельность — диагностика и прогнозы развития заболеваний;

♦ психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия;

♦ профессиональное консультирование, в том числе разработка трудовых рекомендаций для лиц с умственной отсталостью;

♦ медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Социальный педагог помогает процессу социальной адаптации, социальной интеграции детей-олигофренов. Особенно важна роль социального педагога на этапе выбора профессии.

Обычно в школу восьмого вида принимаются дети в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте ребенок идет в подготовительный класс, что позволяет лучше подготовить его к школе и уточнить диагноз в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка. В подготовительном классе количество учеников не должно превышать 7-8 человек, в остальных классах — не более 12. В подготовительный, или диагностический класс направляются дети, диагноз которых по каким-либо причинам кажется необъективным. В течение учебного года диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок направляется в обычный класс школы восьмого вида или в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта.

Сроки обучения в коррекционной школе — от восьми до десяти лет, в зависимости от наличия профессиональной подготовки учащихся. Сроки обучения увеличиваются на год за счет открытия подготовительного класса. Также в коррекционной школе восьмого вида могут быть открыты группы с углубленной трудовой подготовкой, в которые переходят учащиеся по окончании восьмого или девятого класса. Учащиеся, окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают документ о присвоении квалификационного разряда.

Также в школах восьмого вида могут функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число учащихся в таком классе в идеале не должно превышать 5-6 человек.

Классы с тяжелой формой интеллектуального недоразвития комплектуются следующим образом:

♦ 1 уровень обучения ориентирован на детей в возрасте 6-9 лет;

♦ 2 уровень — 9-12 лет;

♦ 3 уровень — 12-18 лет.

В такие классы не принимаются дети с психопатиями, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Дети с психическими отклонениями могут посещать факультативные группы вместе со своими родителями. Каждый ребенок проходит обучение по индивидуальному образовательному плану, определяемому специалистами в соответствии с психофизическими возможностями детей. Последнее позволяет найти наиболее приемлемые подходы к детям с той или иной степенью умственной отсталости и максимально интегрировать их в окружающую среду.

Занятия с детьми проходят в индивидуальных условиях и в условиях группы, в связи с чем ребенок получает возможность взаимодействия и общения с другими детьми и приучается к обучению в коллективе.

Процесс обучения умственно отсталого ребенка должен содействовать его всестороннему развитию. Адекватность поведения и приспособления умственно отсталого человека к жизни в значительной степени определяется уровнем его общего развития: моторики, речи, знаниями, умениями. Процессы развития ребенка в школьном обучении и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям тесно взаимосвязаны. Целью коррекционно-воспитательной работы с глубоко отсталыми умственно детьми в конечном счете является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. За время воспитания и обучения умственно отсталого ребенка у него необходимо развить жизненно важные навыки. Это обязательное условие самостоятельной жизни людей с умственной отсталостью в коллективе, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве простую работу. Достижение поставленных целей обеспечивается решением основных задач работы с детьми с умственной отсталостью. Среди таких задач выделяются:

♦ развитие всех психических функций и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения, коррекция недостатков. Основное внимание должно быть направлено на умственное развитие;

♦ воспитание детей с глубокими нарушениями психофизического развития, формирование у них правильного поведения — основное внимание направляется на нравственное воспитание;

♦ трудовое обучение и подготовка детей к посильным видам труда, физическое воспитание, самообслуживание;

♦ бытовая ориентировка и социальная адаптация — итог проделанной за время обучения и воспитания работы.

Социальная адаптация детей с глубокими отклонениями интеллектуальной сферы особенно необходима. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная неразвитость имбецилов и связанные с ними некритичность, податливость, внушаемость могут привести к резко отрицательным результатам. У таких детей часто наблюдаются упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство, что создает сложности воспитания таких детей. Эти отрицательные черты могут достичь своего максимального развития, что сделает человека с отклонениями интеллектуальной сферы опасным для общества. Для воспитания глубоко отсталого ребенка важны спокойная обстановка, доброжелательность, единство, четкость и систематичность требований. Все это способствует корректировке негативных черт личности и воспитанию необходимых привычек. У детей с глубокой умственной отсталостью нужно воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности. Основные из них сводятся к нескольким требованиям:

♦ ребенок-имбецил должен овладеть способностью выражать свою просьбу;

♦ необходимо научить ребенка адекватно реагировать на обращение;

♦ желательно привить ребенку с глубокими формами умственной отсталости навыки самозащиты и способность избежать опасности;

♦ обязательная работа над пробуждением и формированием у детей основных положительных эмоций — жалости, сострадания, радости;

♦ нужно уделять внимание внешним формам поведения детей с дефектами в развитии.

Люди даже с тяжелыми формами имбецильности могут общаться с окружающими и следовать общепринятым в обществе нормам поведения. Это заключается в правильном воспитании и выработке у детей твердых навыков и привычек. В данном случае безусловно незаменимым становится метод проигрывания всевозможных ситуаций с детьми-имбецилами. Постоянное повторение той или иной жизненной ситуации и верной реакции на нее способно выработать привычку правильно реагировать на условия среды.

В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей сводится к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни.

Одна из основных задач обучения и воспитания детей-имбецилов — максимальное расширение их социальных связей. Воспитательно-коррекционная работа с такими детьми должна способствовать расширению социальных связей. Занятия по бытовой и социальной ориентировке с глубоко отсталыми детьми проходят в форме уроков и экскурсий. На уроках в основном используются сюжетно-ролевые игры, что позволяет придать учебной работе наглядность и предметную деятельность. Успешность проведения экскурсий во многом зависит от их правильной организации. Перед выходом на экскурсию необходимо провести с детьми короткую беседу о ее теме и целях. Дети должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут наблюдать по дороге. В процессе экскурсии дети должны не только наблюдать за действиями взрослых, но и, если позволяет место, копировать их. Например, при знакомстве с работой магазинов нужно научить детей-имбецилов ориентироваться в торговом зале, знать назначение различных отделов, пробить в кассе чек, обратиться к продавцу, положить покупку в сумку. Именно активные действия способствуют развитию и социальному адаптированию умственно отсталых детей. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за явлениями и предметами окружающей действительности мало эффективны для развития глубоко отсталых детей.

После проведения экскурсии необходимо подвести итоги, систематизировать, обобщить и закрепить полученные сведения. Глубоко отсталые подростки устно отвечают на заданные учителем вопросы.

Если проведение экскурсий затруднено, бытовые сценки разыгрываются на уроках. С помощью разыгрывания разнообразных ситуаций у глубоко отсталых детей формируется диалогическая речь, они тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от хода конкретного игрового сюжета. В ходе учебных игровых ситуаций педагог организует общение воспитанников друг с другом и с учителем. Усваиваются слова, используемые в быту, фразы, выражающие межпредметные отношения, слова речевого этикета. Все эти формы работы способствуют обучению детей диалогической речи и, как следствие, социальному общению. На начальном этапе обучения дети и подростки-имбецилы не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть необщительный ребенок. В таком случае учитель помогает, стимулирует возникновение диалогической речи, либо к паре подключается более общительный ребенок. Речевой материал для ведения диалога усваивается детьми благодаря многократному повторению в аналогичных данным условиях. В течение учебного года рекомендуется несколько раз возвращаться к одному и тому же речевому материалу, такой прием способствует более глубокому закреплению материала и способности адекватно реагировать на разыгрываемую ситуацию. В ходе диалогической речи, детей-имбецилов необходимо постоянно активизировать системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *