Военные школы – Список военных училищ России. Военные высшие учебные заведения России

Школа подготовки офицерского корпуса в России

Присвоение офицерского чина воспитанникам военно-учебных заведений непосредственно при выпуске их в войска, как это практикуется теперь и стало нормой в новейшее время, утвердилось в России далеко не сразу. Идущее от петровской традиции представление о том, что будущий офицер должен обязательно прослужить какое-то время в строю в нижних чинах, держалось очень долго. На военно-учебные заведения не смотрели как на институт, способный полностью компенсировать отсутствие опыта действительной службы, знание которой с азов считалось основным для командования людьми. Военно-учебные заведения должны были готовить к присвоению офицерского звания, но их окончание само по себе не означало гарантии его получения. Отголоски этого представления сохранились до начала XX в. в виде выпуска худших воспитанников военных училищ унтер-офицерами, а не офицерами. 

Первые военные школы вообще имели целью не столько производство своих  воспитанников в офицеры, сколько получение ими специальных познаний. Поэтому и были школы артиллерийскими, инженерными и морскими. Естественно, выпускники их, направляемые в войска унтер-офицерами, производились в офицеры в первую очередь. Офицерами стали выпускать только воспитанников Сухопутного кадетского корпуса, но и то далеко не всех: часть прапорщиками, часть – унтер-офицерами, зато лучшие получали сразу чин подпоручика и даже поручика. Созданный в конце XVIII в. Военно-сиротский дом тоже выпускал своих воспитанников юнкерами и портупей-прапорщиками, и только отличники производились в офицеры сразу при выпуске. То же касалось и Шкловского благородного училища.

В начале XIX в. кадетские корпуса и училища в основном выпускали с правами на производство, а не офицерами (это не относится к Пажескому корпусу, все воспитанники которого выпускались офицерами). Но, конечно, выпускники военно-учебных заведений производились в офицеры очень быстро, обычно через несколько месяцев после прибытия в войска, им не надо было выслуживать Срок в унтер-офицерском звании.

Производство всех выпускников кадетских корпусов и училищ в офицеры сразу при выпуске было установлено в 1830 г., и с тех пор унтер-офицерами в виде исключения стали выпускаться только худшие по успехам воспитанники специальных училищ. На флоте офицеры с середины XVIII в. производились в первый офицерский чин мичмана только по аттестатам Морского корпуса (непосредственно при выпуске).

С дальнейшим развитием сети военно-учебных заведений их воспитанники по-прежнему начинали службу с чинами разных классов – в зависимости от успехов в учебе (по разрядам). В царствование Николая I окончившие кадетские корпуса по 1-му разряду выпускались поручиками в армию (или прапорщиками в гвардию), по 2-му разряду – подпоручиками, по 3-му – прапорщиками, по 4-му – в линейные батальоны (а неспособные к учебе в специальных классах – во внутреннюю стражу). Воспитанники Михайловского артиллерийского училища 1-го разряда переводились прапорщиками в офицерские классы, а 2-го – направлялись прапорщиками в войска (3-го – оставлялись еще на год, а 4-го – выпускались юнкерами с правом на производство через 2 года). Николаевское инженерное училище переводило своих выпускников 1-го разряда инженер-прапорщиками в офицерские классы, 2-го – оставляло еще на год, а 3-го – выпускало юнкерами с правом на производство через 2 года. Из школы топографов все выдержавшие выпускной экзамен производились в офицеры корпуса военных топографов (при недостатке вакансий они выпускались в армию подпоручиками). С 1862 г. все выпускники кадетских корпусов 1-го разряда, удостоенные к производству в гвардию, получали чин поручика армии, а к гвардейским полкам прикомандировывались лишь те, кто имел там ближайших родственников, или по выбору самого гвардейского начальства.

После реформы военно-учебных заведений, с 1866 -1867 гг., выпускники общевойсковых военных училищ 1-го разряда производились в подпоручики (частью – в прапорщики артиллерии и инженерных войск), а 2-го разряда – в прапорщики (3-й разряд выпускался юнкерами с правом на производство в офицеры через 6 месяцев). Лучшие из выпускников кавалерийского училища направлялись в гвардию корнетами, а лучшие выпускники пехотных училищ прикомандировывались к гвардии для годичного испытания, после чего могли переводиться туда прапорщиками по представлению гвардейского начальства: в части старой гвардии – со старшинством со дня выпуска, а в части молодой гвардии – со старшинством 2 лет. Выпускники артиллерийского и инженерного училищ 1-го разряда производились в подпоручики этих войск, (что соответствовало поручику армии), а 2-го разряда – в прапорщики с одним годом старшинства. Пажеский корпус выпускал: по 1-му разряду — в гвардию прапорщиками, по 2-му — в армию подпоручиками, по 3-му — в армию прапорщиками.

Юнкерские училища непосредственно офицеров не выпускали. Их выпускники (они теперь назывались подпрапорщиками, эстандарт-юнкерами и подхорунжими) 1-го разряда производились в офицеры в войсках вне вакансий в сентябрьской трети выпускного года, а 2-го разряда — не ранее январской трети следующего года на вакансии в своей части. С 1883 г. не удостоенным к производству в офицеры за неуспеваемость и дурное поведение вместо аттестата выдавали свидетельство о прохождении курса. Они могли стать офицерами не ранее их сверстников по дивизии, выпущенных по 2-­му разряду (а не получившие аттестат вследствие неодобрительного поведения — не ранее чем через год после них).

В 1885 г. было установлено, что все выпускники военно-учебных заведений должны начинать службу с одного и того же первого офицерского чина — подпоручика (корнета). При этом все различия по качеству образования сводились к преимуществам, связанным с определением разных сроков старшинства в этом чине (от чего зависел срок производства в следующие чины). Правила на этот счет были следующими. Выпускники Пажеского корпуса 1-го разряда шли в гвардию с 1 годом старшинства, 2-го разряда — в армию с 1 годом старшинства, 3-го — в армию без старшинства (т. е. со старшинством со дня выпуска). Выпускники пехотных военных училищ 1-го разряда также имели 1 год старшинства (2-го — выпускались без старшинства) и шли в армейскую пехоту. Выпускники Николаевского кавалерийского училища 1-го разряда направлялись в гвардию без старшинства и в армию с 1 годом старшинства, 2-го — в армию без старшинства. Все воспитанники Михайловского артиллерийского училища получали 2 года старшинства (направляемые в артиллерию выпускники общевойсковых училищ имели 1 год старшинства). Выпускники Николаевского инженерного училища 1-го разряда шли в инженерные войска с 2 годами старшинства, а 2-го разряда — с таким же старшинством, но в армейскую пехоту. Правила о выпуске воспитанников 3-го разряда военных училищ и 4-го разряда Пажеского корпуса в войска без офицерских чинов и о выпускниках юнкерских училищ остались в основном прежними.

По «Положению о военных училищах» 1894 г. правила присвоения офицерских чинов выпускникам

военных училищ остались практически теми же. Окончившие по 1-му разряду имели один год старшинства (а лучшие из них после годичного прикомандирования к гвардейским частям переводились туда со старшинством со дня выпуска), по 2-му разряду — старшинство со дня выпуска, а по 3-му разряду — переводились в армейские части с правом на производство через 6 месяцев на вакансии. (Те, кто по состоянию здоровья оказывался негодным к военной службе, получали гражданские чины — окончившие по 1-му разряду — XII класса, по 2-му — XIV.)

К концу XIX в. стало очевидным, что положение выпускников юнкерских училищ — подпрапорщиков до производства в офицеры оказывалось весьма тяжелым как в материальном, так и в моральном отношении (оно слагалось из постоянных противоречий, то ставящих их в ряды офицеров, то низводящих до положения нижнего чина) и нуждалось в изменении. Это обстоятельство, (как и необходимость прослужить для поступления в училище год в строю вольноопределяющимся), затрудняло комплектование юнкерских училищ подготовленной молодежью. Поэтому в 1901 г., во-первых, было разрешено принимать в эти училища лиц с высшим и средним образованием прямо после учебы, без службы в войсках, а, во-вторых, производить выпускников юнкерских училищ в офицеры сразу по выпуску, как в военных училищах: по 1-му разряду (не менее 10 баллов в среднем) — с одним годом старшинства, по 2-му (не менее 7 баллов) — со старшинством со дня выпуска (выпускники 3-го разряда выпускались унтер-офицерами и производились без экзамена на вакансии по усмотрению своего начальства не ранее чем через 1 год).

На флоте Морской корпус, как уже говорилось, выпускал своих воспитанников до 1860 г. с первым офицерским чином мичмана. Штурманское училище до середины XIX в. — кондукторами, а лучших — офицерами (с 1853 г. всех — прапорщиками корпуса флотских штурманов). Школа флотских юнкеров

в Николаеве — гардемаринами, производившимися в мичмана после двух морских кампаний. В 1860—1882 гг. и с 1906 г. выпускники Морского корпуса становились корабельными гардемаринами и производились в мичмана только после практического плавания. Морские учебные заведения, готовившие штурманов, артиллеристов, судостроителей, инженер-механиков (т. е. категории лиц, имевших не морские, а общевойсковые звания) со второй половины XIX в. выпускали всех своих воспитанников только с первым офицерским чином.

С началом мировой войны военные училища перешли на сокращенный (3-месячный) срок обучения, и те, кто поступил в училища осенью 1914 г., заканчивали в декабре того же года уже сокращенный курс. Все они получали при выпуске чин не подпоручика, а прапорщика. Открытые во время войны школы прапорщиков также, естественно, присваивали этот чин. Так что в 19141917 гг. военно-учебные заведения выпускали только прапорщиков (подпоручиками были выпущены те, кто к началу войны уже проучился больше года — юнкера приема 1913 г.), и первым офицерским чином во время войны стал исключительно чин прапорщика.

Итак, развитие образовательной подготовки офицерского корпуса, системы военно-учебных заведений прошло несколько этапов.

Сначала существовали только отдельные учебные заведения для профессиональной подготовки офицеров специальных родов войск (артиллеристов и инженеров), не претендовавшие, впрочем, на сколько-нибудь полное обеспечение офицерами этих родов войск.

На втором этапе, в конце первой трети XVIII в., появляется  учебное заведение для подготовки общевойсковых командиров в лице 1-го кадетского корпуса, которое, хотя и не могло обеспечить потребность армии в офицерах своими выпускниками, явилось тем образцом, на основе которого развивалась впоследствии сеть военно-учебных заведений.

Третий этап охватывает первую половину XIX в. Он ознаменовался,

во-первых, расширением сети кадетских корпусов как основного звена подготовки общевойсковых офицерских кадров, непо­средственно выпускающего офицеров,

во-вторых, в это время зарождается деление на учебные заведения, непосредственно выпускающие офицеров, и заведения, осуществляющие первичную подготовку малолетних для поступления в такие заведения (часть кадетских корпусов, так называемые «малолетние»),

в-третьих, в это время на основе единых принципов создается сеть специальных училищ и,

в-четвертых, создается первая общевойсковая академия, появляются прообразы специальных академий в виде офицерских классов соответствующих училищ.

Следующий этап, начавшийся со второй половины XIX в., связан с проведенными тогда радикальными реформами системы военного образования, в результате которых она приняла,

во-первых, всеобъемлющий характер (прохождение курса военно-учебного заведения стало обязательным условием получения офицерского чина), а

во-вторых, обрело логическую последовательность и единообразие в основных звеньях. Все основные виды учебных заведений, решающие разные задачи (общеобразовательная и начальная военная подготовка малолетних воспитанников, собирающихся стать офицерами; непосредственная подготовка офицеров; переподготовка и повышение квалификации лиц, уже имеющих офицерские чины),  были четко отделены друг от друга.

Военные гимназии (кадетские корпуса) готовили кадры для военных (общевойсковых) и специальных училищ, военные прогимназии — для юнкерских училищ. Ставшие офицерами могли продолжать образование в Академии Генштаба или специальных академиях и проходить переподготовку в офицерских школах по родам войск.

С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные система военно-учебных заведений в начале XX в. приняла полностью единообразный вид. Такая структура была оптимальной и вряд ли претерпела бы в дальнейшем значительные изменения (современная структура подготовки офицеров практически не отличается от нее).

Поэтому вопрос фактически стоял о целесообразности такой подготовки вообще и даже шире — о профессиональной ориентации будущего офицера. С одной стороны, большинство воспитанников военных гимназий и кадетских корпусов были детьми военных и поступали в них с принципиальной установкой на офицерскую карьеру. С другой стороны, они не были обязаны поступать после выпуска в военные училища. В этих условиях преимущества кадетских корпусов в деле психологической подготовки и формирования окончательной ориентации на военную карьеру совершенно очевидны. В них воспитанник находился в обстановке, максимально приближенной к армейской, (тогда как в военной гимназии — совершенно вне ее), и мог объективно соотнести свои возможности и ожидания с реальностью, делая окончательный выбор, что избавляло офицерскую среду хотя бы от части лиц,  психологически непригодных к офицерской службе.

В военных гимназиях этот фактор практически не действовал, а напротив, часть лучших учеников, вполне способных украсить собой в будущем офицерский корпус, под влиянием гражданских преподавателей (среди которых попадались люди, не только совершенно чуждые, но и враждебные армии) отказывались от военной профессии. В сущности, наиболее заметным результатом практика военных гимназий оказалось проникновение в среду будущих офицеров либеральных взглядов и настроений и ослабление морально-психологической подготовленности к офицерской карьере. Инициаторы реформ, конечно, не имели в виду такой цели, но объективно этого невозможно было избежать при такой постановке дела. Естественно, когда подобные последствия нововведений была вполне осознаны, военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса. И столь же естественно, что антигосударственными силами этот шаг был охарактеризован как «реакционный». Восстановление доучилищной военной подготовки будущих офицеров вполне себя оправдало, и кадетские корпуса остались в качестве первичного звена в образовательной подготовке офицера, а их выпускники были ядром офицерского корпуса

Специальные военные училища:

артиллерийские училища

инженерные училища

топографическое училище

военно-юридическое училище

Академии и офицерские школы

Николаевская академия Генерального штаба

Михайловская артиллерийская академия

Николаевская инженерная академия

Военно-юридическая академия

Интендантская академия

Курс восточных языков и офицерские школы

Военно-морские учебные заведения

Морской корпус

Морское инженерное училище

Николаевская морская академия

Офицерские классы и школы

Временные учебные заведения периода I мировой войны – школы прапорщиков

Военно-учебные заведения в России 18, 19 веке
Кадетские корпуса, губернские военные училища
Система военно-учебных заведений в России
Юнкерские училища
Подготовка офицеров
Роль военной медицины, медицины и фармации в русской армии
Развитие военно-медицинской деятельности, этапы



biofile.ru

Список военно-учебных заведений Российской империи

Список военно-учебных заведений Российской империи к 1917 году

НаименованиеПримечания
Действующие к 1917 году
Николаевский кадетский корпус1864—1878 — Приготовительный пансион при Николаевском кавалерийском училище
1878—1882 — Николаевская военная гимназия (?)
с 1882 — Николаевский кадетский корпус
1-й Кадетский корпус1731—1743 — Шляхетский кадетский корпус
1743—1867 — Сухопутный шляхетский кадетский корпус
1767—1800 — Императорский Сухопутный кадетский корпус
1800—1864 — 1-й Кадетский корпус
1864—1882 — 1-я С.-Петербургская военная гимназия
с 1882 — 1-й Кадетский корпус
2-й Кадетский Императора Петра Великого корпус1712 — Инженерная школа; 1730 — С.-Петербургская артиллерийская школа
1758—1762 — Артиллерийская и Инженерная дворянская школа
1762—1800 — Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус
1800—1863 — 2-й Кадетский корпус
1863—1882 — 2-я С.-Петербургская военная гимназия
1882—1908 — 2-й Кадетский корпус
1908—1910 — 2-й Кадетский Е.И.В. Великого Князя Михаила Николаевича корпус
1910—1911 — 2-й Кадетский корпус
с 1911 — 2-й Кадетский Императора Петра Великого корпус
Императора Александра II кадетский корпус1873—1882 — 3-я С.-Петербургская военная гимназия
1882—1903 — Александровский кадетский корпус
с 1903 — Императора Александра II кадетский корпус
Ташкентский Е.И.В. Наследника Цесаревича кадетский корпус1900—1903 — Ташкентская приготовительная школа
1903—1904 — Ташкентский кадетский корпус
с 1904 — Ташкентский Е.И.В. Наследника Цесаревича кадетский корпус
1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус1778—1799 — Шкловское благородное училище
1799—1807 — Гродненский кадетский корпус
1807—1812 — Смоленский кадетский корпус
1812—1824 — Костромской кадетский корпус (или оставался Смоленским в Костроме?)
1824—1849 — Московский кадетский корпус
1849—1864 — 1-й Московский кадетский корпус
1864—1882 — 1-я Московская военная гимназия
1882—1903 — 1-й Московский кадетский корпус
с 1903 — 1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус
2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус1849—1864 — 2-й Московский кадетский корпус
1864—1882 — 2-я Московская военная гимназия
1882—1896 — 2-й Московский кадетский корпус
с 1896 — 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус
3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус1867—1876 — Московская военная прогимназия
1876—1882 — 4-я Московская военная гимназия
1882—1892 — 4-й Московский кадетский корпус
1892—1908 — 3-й Московский кадетский корпус
с 1908 — 3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус
Ярославский кадетский корпус1867—1885 — Ярославская военная прогимназия
1885—1895 — Ярославская военная школа
с 1895 — Ярославский кадетский корпус
Полоцкий кадетский корпус1835—1865 — Полоцкий кадетский корпус
1865—1882 — Полоцкая военная гимназия
с 1882 — Полоцкий кадетский корпус
Петровский Полтавский кадетский корпус1840—1865 — Петровский Полтавский кадетский корпус
1865—1882 — Петровская Полтавская военная гимназия
с 1882 — Петровский Полтавский кадетский корпус
Владимирский Киевский кадетский корпус1852—1857 — Неранжированный Владимирский Киевский кадетский корпус
1857—1865 — Владимирский Киевский кадетский корпус
1865—1882 — Владимирская Киевская военная гимназия
с 1882 — Владимирский Киевский кадетский корпус
Псковский кадетский корпус1867—1876 — Псковская военная прогимназия
1876—1882 — Псковская военная гимназия
с 1882 — Псковский кадетский корпус
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус1834—1866 — Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус
1866—1882 — Нижегородская Аракчеевская военная гимназия
с 1882 — Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус
Симбирский кадетский корпус1873—1882 — Симбирская военная гимназия
с 1882 — Симбирский кадетский корпус
Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус1845—1865 — Михайловский Воронежский кадетский корпус
1865—1882 — Михайловская Воронежская военная гимназия
1882—1905 — Михайловский Воронежский кадетский корпус
с 1905 — Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус
Орловский Бахтина кадетский корпус1843—1864 — Орловский Бахтина кадетский корпус
1864—1882 — Орловская Бахтина военная гимназия
с 1882 — Орловский Бахтина кадетский корпус
Тифлисский Великого Князя Михаила Николаевича кадетский корпус1875—1882 — Тифлисская военная гимназия
1882—1909 — Тифлисский кадетский корпус
с 1909 — Тифлисский Великого Князя Михаила Николаевича кадетский корпус
Оренбургский Неплюевский кадетский корпус1825—1844 — Оренбургское Неплюевское военное училище
1844—1866 — Оренбургский Неплюевский кадетский корпус
1866—1882 — Оренбургская Неплюевская военная гимназия
с 1882 — Оренбургский Неплюевский кадетский корпус
1-й Сибирский Императора Александра I кадетский корпус1813—1826 — Войсковое казачье училище
1826—1845 — Училище Сибирского линейного казачьего войска
1845—1866 — Сибирский кадетский корпус (старого типа)
1866—1882 — Сибирская военная гимназия
1882—1907 — Сибирский кадетский корпус (нового типа)
1907—1913 — Омский кадетский корпус
с 1913 — 1-й Сибирский Императора Александра I кадетский корпус
2-й Оренбургский кадетский корпус1887
Суворовский кадетский корпус1898—1899 — Варшавский кадетский корпус
с 1899 — Суворовский кадетский корпус
Одесский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус1899—1915 — Одесский кадетский корпус
с 1915 — Одесский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус
Сумский кадетский корпус1899 – 1918
Хабаровский графа Муравьёва-Амурского кадетский корпус1888—1900 — Хабаровская приготовительная школа
1900—1908 — Хабаровский кадетский корпус
с 1908 — Хабаровский графа Муравьёва-Амурского кадетский корпус
Владикавказский кадетский корпус1901
Вольский кадетский корпус1867—1886 — Вольская военная прогимназия
1886—1908 — Вольская военная школа
с 1908 — Вольский кадетский корпус
Иркутский кадетский корпус1888—1913 — Иркутская приготовительная школа
с 1913 — Иркутский кадетский корпус
Донской Императора Александра III кадетский корпус1883—1898 — Донской кадетский корпус
с 1898 — Донской Императора Александра III кадетский корпус
Закрытые к 1914 году
Павловский кадетский корпус1795—1798 — Военно-сиротский дом
1798—1829 — Императорский Военно-сиротский дом
1829—1863 — Павловский кадетский корпус
1863 — закрыт (см. Павловское военное училище)
Константиновский кадетский корпус1807—1808 — Волонтерный корпус
1808—1855 — Дворянский полк
1855—1859 — Константиновский кадетский корпус
1859 — преобразован в Константиновское военное училище (см.)
Финляндский кадетский корпус1812—1819 — Финляндский топографический корпус
1819—1903 — Финляндский кадетский корпус
1903 — закрыт
3-й Московский кадетский корпус1874—1882 — 3-я Московская военная гимназия
1882—1892 — 3-й Московский кадетский корпус
1892 — закрыт
Александровский кадетский корпус1842—1860 — Александровский Брестский (Брест-Литовский) кадетский корпус
1860—1863 — Александровский кадетский корпус (г. Вильно)
1863 — закрыт
Александрийский Сиротский кадетский корпус ?—1850 — Александрийский Сиротский институт
1850—1863 — Александрийский Сиротский кадетский корпус
1863 — закрыт
Александровский кадетский корпус для малолетних сирот1829—1857 (закрыт)
Тульский Александровский кадетский корпус1801—1817 — Александровское дворянское военное училище
1817—1830 — Тульское Александровское дворянское военное училище
1830—1844 — Тульский Александровский кадетский корпус
1844—1863(1865?) — неранжированная рота Орловского Бахтина кадетского корпуса
1863(1865?) — расформирован
Тамбовский кадетский корпус1802—1832 — Тамбовское дворянское военное училище
1832—1846 — Тамбовский кадетский корпус
1846—1865 — неранжированная рота Михайловского Воронежского кадетского корпуса
1865 — расформирован
Греческий кадетский корпус1775—1792 — Гимназия чужестранных единоверцев (Греческая гимназия)
1792—1796 — Корпус чужестранных единоверцев (Греческий кадетский корпус)
1796 — закрыт
Калишский кадетский корпус1793—1815 — Калишский кадетский корпус (Пруссия)
1815—1831 — Калишский кадетский корпус
1831 — закрыт
Горный кадетский корпус1773—1804 — Горный институт
1804—1834 — Горный кадетский корпус
с 1834 — Институт Корпуса горных инженеров
НаименованиеПримечания
Школа Императора Александра II1901
Иркутская приготовительная школа1888—1913 — Иркутская приготовительная школа
с 1913 — Иркутский кадетский корпус (см.)
Хабаровская приготовительная школа1888—1900 — Хабаровская приготовительная школа
c 1900 — Хабаровский кадетский корпус (см.)
Ташкентская приготовительная школа1900—1903 — Ташкентская приготовительная школа
c 1903 — Ташкентский кадетский корпус (см.)
Ташкентская приготовительная школа (II)на 1911 — существовала
Московская военная прогимназия1867—1876 — Московская военная прогимназия
с 1876 – 4-й Московская военная гимназия (см. 4-й Московский кадетский корпус)
Псковская военная прогимназия1867—1876 — Псковская военная прогимназия
с 1876 — Псковская военная гимназия (см. Псковский кадетский корпус)
Ярославская военная прогимназия1867—1885 — Ярославская военная прогимназия
1885—1895 — Ярославская военная школа
с 1895 — Ярославский кадетский корпус (см.)
Вольская военная прогимназия1867—1886 — Вольская военная прогимназия
1886—1908 — Вольская военная школа
с 1908 — Вольский кадетский корпус (см.)
Елисаветградская военная прогимназия1867—? — Киевская военная прогимназия
?—? — Елисаветградская военная прогимназия
после 1882 — закрыта
Оренбургская военная прогимназия1867 — после 1882 (закрыта)
Омская военная прогимназия1867 — после 1882 (закрыта)
Иркутская военная прогимназия1867 — после 1882 (закрыта)
С.-Петербургская военная прогимназия ? — после 1882 (закрыта)
Пермская военная прогимназия ?—1872 (закрыта)
Владикавказская военная прогимназия1871—1875 — Тифлисская военная прогимназия
с 1875 — Владикавказская военная прогимназия
после 1882 — закрыта
Приготовительный пансион при Сибирской военной гимназии1877 — после 1882 (закрыт ?)
НаименованиеПримечания
Пехотные
1-я Петергофская школа прапорщиков
2-я Петергофская школа прапорщиков
3-я Петергофская школа прапорщиков
4-я Петергофская школа прапорщиков
1-я Ораниенбаумская школа прапорщиковОкончили: Александр Локтионов
2-я Ораниенбаумская школа прапорщиков
1-я Московская школа прапорщиков
2-я Московская школа прапорщиковОкончили: Андрей Харитонов
3-я Московская школа прапорщиков1916 г, в воспоминаниях Я.Я.Селль-Бекман. [“Манускрипт Селль”.] Окончили: Иван Захаркин, Владимир Вострухов, Максим Антонюк, Фёдор Астахов
4-я Московская школа прапорщиковОкончили: Константин Осипов
5-я Московская школа прапорщиковОкончили: Иван Корчагин
6-я Московская школа прапорщиков
1-я Киевская школа прапорщиков
2-я Киевская школа прапорщиков
3-я Киевская школа прапорщиков
4-я Киевская школа прапорщиковОкончили: Михаил Хозин
5-я Киевская школа прапорщиков
1-я Казанская школа прапорщиков
2-я Казанская школа прапорщиков
1-я Саратовская школа прапорщиков
2-я Саратовская школа прапорщиков
3-я Саратовская школа прапорщиков
1-я Иркутская школа прапорщиковОкончили: Дмитрий Авров
2-я Иркутская школа прапорщиков
3-я Иркутская школа прапорщиков
1-я Одесская школа прапорщиковОкончили: Яков Алкснис
2-я Одесская школа прапорщиков
1-я Тифлисская школа прапорщиков
2-я Тифлисская школа прапорщиков
3-я Тифлисская школа прапорщиков
4-я Тифлисская школа прапорщиков
1-я Омская школа прапорщиков
2-я Омская школа прапорщиков
Горийская школа прапорщиков
Душетская школа прапорщиков
Могилёвская школа прапорщиков
Оренбургская школа прапорщиковОкончили: Михаил Воробьёв, Александр Коробков
Ташкентская школа прапорщиков
Телавская школа прапорщиковОкончили: Константин Голубев, Михаил Ефремов
Чистопольская школа прапорщиковОкончили: Иван Тюленев, Георгий Захаров
Специальные и кавалерийские
Петроградская школа прапорщиков инженерных войскОкончили: Евгений Шмидт
Школа прапорщиков артиллерии
Гатчинская школа прапорщиков авиацииМихаил Бабушкин
Кавалерийская школа прапорщиков
Екатеринодарская казачья школа прапорщиков
Школа подготовки подхорунжих и урядников на чин прапорщика Донского казачьего войска
Школы прапорщиков при кадетских корпусах
4 ПетроградскихОкончили 1-ю Петроградскую: Пётр Алферьев
3 Московских
Киевская
Одесская
Тифлисская
Фронтовые
Школа прапорщиков Западного фронта
1-я школа прапорщиков Юго-Западного фронта
2-я школа прапорщиков Государственного ополчения Юго-Западного фронта
Школа прапорщиков Северного фронта
Школа прапорщиков Государственного ополчения Северного фронта
Школа прапорщиков Государственного ополчения при VI Армии Северного фронта
НаименованиеПримечания
Николаевская морская академия1827—1862 — Офицерские классы при Морском корпусе
1862—1877 — Академический курс морских наук
Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича корпус1701 — Школа математических и навигацких наук
1715 — Академия морской гвардии
1752—1762 — Морской шляхетский корпус
1762—1867 — Морской кадетский корпус
1867—1891 — Морское училище
1891—1906 — Морской кадетский корпус
1906—1915 — Морской корпус
с 1915 — Морское училище (?)
Морское инженерное училище Императора Николая I1798—1827 — Училище корабельной архитектуры
1827—1844 — Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа
1844—1856 — Морское инженерное училище
1856—1867 — Морское инженерно-артиллерийское училище
1867—1872 — Морское инженерное училище
1872—1896 — Техническое училище Морского ведомства
1896—1898 — Морское техническое Императора Николая I училище
с 1898 — Морское инженерное училище Императора Николая I
Военно-морское гимнастическое заведение1862
Минный офицерский класс1874
Водолазный класс1905
Класс подводного плавания1906
Морской артиллерийский класс1905
Штурманские классы1910
Офицерская школа морской авиации1914
Школа радиотехников при Минном классе1913
Морские гардемаринские классы (Николаев)1872 — Морские юнкерские классы
Морские гардемаринские классы (С.-Петербург)1913
Морской кадетский корпус (Севастополь)1915 (из общих классов Морского корпуса)
2-й Морской корпус1771—1798 (закрыт)

dic.academic.ru

Отечественная военная школа история и современность

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2010, стр. 43-49

Отечественная военная школа: история и современность

Генерал-майор в отставке И.Н. ВОРОБЬЕВ,

доктор военных наук

Полковник В.Л. КИСЕЛЕВ,

доктор военных наук

ВОРОБЬЕВ Иван Николаевич родился 22 июня 1922 года. В Вооруженных Силах СССР с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны – с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. В годы войны прошел боевой путь от курсанта до майора – командира стрелкового батальона. За отличия в боях награжден тремя орденами, в том числе орденом Красного Знамени.

В 1950 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе с золотой медалью; в 1955 году – адъюнктуру академии. Проходил службу на преподавательской работе на кафедре тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе и в научном подразделении Генерального штаба ВС СССР 16 лет. В войсках занимал должность заместителя командира дивизии.

В настоящее время – профессор Общевойсковой академии ВС РФ. Автор более двухсот научных работ по тактике и оперативному искусству. Ряд его статей удостоен Первой премии министра обороны РФ. За цикл работ о тактике И.Н. Воробьеву в 2000 году присуждена премия Академии военных наук имени А.А. Свечина.

Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор, почетный профессор Военной академии имени М.В. Фрунзе, действительный член Международной академии информатизации и Академии военных наук.

КИСЕЛЕВ Валерий Алек-сандрович родился 22 апреля 1952 года в городе Рыбное Рязанской области. Окончил Калининское суворовское военное училище (1970), Московское высшее командное училище имени Верховного Совета РСФСР (1974),

Военную академию имени М.В. Фрунзе (1985), адъюнктуру Военной академии имени Фрунзе (1992).

Службу проходил в войсках Киевского, Дальневосточного и Московского военных округов на должностях командира мотострелкового взвода, мотострелковой роты, заместителя начальника штаба мотострелкового полка, командира мотострелкового батальона, начальника штаба мотострелкового полка, командира мотострелкового полка.

С 1992 года – начальник курса, с 1994 года – старший помощник начальника учебного отдела, с 1998 года заместитель начальника учебного отдела, с 2000 года – профессор кафедры тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе. В 2003 году назначен начальником учебно-методического центра Общевойсковой академии ВС РФ.

АННОТАЦИЯ. В статье авторы затрагивают проблему, связанную с необходимостью расширения рамок исследований в области зарождения, становления, развития и современного состояния отечественной военной школы, опираясь на долгосрочные ориентиры военного строительства, выработанные военной наукой, предлагают ряд перспективных направлений, которые позволят решить данный вопрос на качественно новом уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военная школа, отечественная, история, современность, военная наука, образование, проблемы.

SUMMARY. The authors of the article address the issue related to the need to expand the scope of research into the origin, formation, development and current state of the national military school, relying on long-term objectives of military construction, worked out by military science, offer a number of promising areas, which will address this issue at a qualitatively new level.

KEYWORDS: military school, domestic history, modernity, military science, education, problems.

В ПЕРВОМ номере журнала за 2009 год наше внимание привлекла публикация А.Ю. Голубева «Две военные школы русской армии», отличающаяся содержательностью исследования исторического материала, который относится к становлению отечественной военной школы в XVIII веке. Однако, на наш взгляд, статья охватывает сравнительно небольшой период времени. Учитывая данное обстоятельство и то, что по такой актуальной теме в печати появляется неоправданно малое количество публикаций, нам хотелось бы расширить рамки исследования и затронуть некоторые проблемы современной военной школы. Считаем это важным, так как ныне осуществляется попытка кардинально перестроить систему военного образования, хотя наблюдается стремление не всегда учитывать и сохранять веками сложившиеся и устоявшиеся традиции в армии по указанному вопросу.

Истоки зарождения отечественной военной школы уходят к временам, когда славянским племенам пришлось вести ожесточенную борьбу за выживание, утверждение и сохранение государственности. Исторически сложилось так, что славянские земли оказались на магистральных путях великого переселения народов, а затем стали рубежом столкновения западной и восточной цивилизаций. Следует отметить, что только за последние 500 лет Россия провела в войнах в общей сложности более 300 лет. Если сравнить с другими государствами, то аналогичное положение в древности складывалось во многих из них. Например, из 375 лет истории Древней Греции война длилась 213 лет, из 876 лет существования Древнего Рима – 411 лет.

Жизнестойкость новых государственных образований во многом зависела от способности населения отражать вооруженные нападения, а от вождей, князей, государей – умело руководить войском. К примеру, талантливый государственный деятель и полководец киевский князь Владимир Мономах (1113-1125) в «Поучении», оставленном детям, писал, что всех походов моих было восемьдесят и три великих, а других маловажных не упомню.

Становление военной школы России, безусловно, нельзя рассматривать изолированно от общего процесса развития военного искусства в мире. Военное дело по своей сути интернационально. Достижения стратегии Александра Македонского, Эпаминонда, Ганнибала, Юлия Цезаря, Фридриха Великого, Наполеона, Суворова, Кутузова и других великих полководцев анализировались, оценивались и обобщались в армиях многих государств, что в дальнейшем являлось фундаментом формирования своих военных школ, в том числе и в России.

В то же время отечественная военная школа изначально отличалась своей национальной самобытностью. Каждый из киевских князей, будь то Олег, Святослав, Владимир, Ярослав, Владимир Мономах, привносил нечто, новое в военное искусство. Военные действия, проводимые под их руководством, на начальной стадии протекали, как правило, в виде коротких схваток, но нередко принимали форму длительных и ожесточенных сражений.

Первые попытки обобщить накопленный боевой опыт на Руси были предприняты в XV веке. На основе описаний летописцев, личных наблюдений и находок историков, замыслов и действий военачальников вырабатывались постулаты, в основе которых лежала способность человека продвигаться к новым ступеням военного познания. Путь зарождения военной школы пролегал от интуитивных поисков к созданию научного фундамента. Ее становление происходило не обособленно, а в общей системе других наук – общественных, экономических, социальных, в том числе точных наук – математики, физики, химии, астрономии. Данную особенность развития военного дела наиболее удачно подметил Петр Великий. Именно при нем было уделено особое внимание развитию инженерного, артиллерийского, военно-морского дела, а также военной истории. Помимо работ, посвященных описанию войн, стали появляться военно-исторические труды, которые с определенной долей условности можно отнести к военно-теоретическим.

Побуждающим фактором развития военной мысли являлось стремление познать природу войны во всем ее многообразии. Оно проистекало от первичной стадии сбора исторического материала к последующему этапу их обобщения, объяснения и систематизации, что в дальнейшем способствовало формированию цельной системы военного образования. Наибольшее влияние на структуру военной школы оказала философия. Она помогала решить методологические проблемы военного дела, затрагивающие его фундаментальные основы. Мировоззренческий потенциал философии позволял с научных позиций рассматривать военные процессы через призму логического анализа и эвристических установок. Это давало возможность убедиться, что военные процессы, несмотря на их сложность, разнообразие, противоречивость, познаваемы, и путем активного целенаправленного вмешательства можно повысить эффективность их развития в желаемом направлении.

Большой сложностью отличалось развитие русской военной школы в послепетровское время в XVIII веке во время правления Павла I. Тогда шло противоборство двух направлений – суворовского и так называемого гатчинского. Благодаря этому к началу XIX века военное дело в России достигло довольно высокого уровня. Русская армия и флот, одержавшие выдающие победы над армиями Фридриха II в Северной войне, а затем над французскими и турецкими войсками, проявили первоклассное владение военным искусством. Но победы нередко играют и негативную роль. Порой они ослепляют, что в дальнейшем ведет к ослаблению усилий для дальнейшего укрепления боевой мощи армии. Так случилось и в этот раз.

На рубеже XVIII и XIX веков формы и способы военных действий армий развитых государств стали стремительно совершенствоваться. На смену линейной тактике пришла тактика колонн «рассыпного строя». Довольно быстро обновлялось вооружение. Гладкоствольное оружие уступало место нарезному, что повысило его скорострельность и дальнобойность. Внушительные победы прусских войск в войнах 1864, 1866 годов и особенно во Франко-прусской войне (1870-1871) выдвинули на первое место в Европе прусско-германскую военную школу, отличающуюся своей философской фундаментальностью.

Русская армия к середине XIX века в силу ряда объективных и субъективных причин стала уступать по своей боевой выучке и особенно технической оснащенности западно-европейским армиям, что явилось причиной ее поражения в Крымской, а затем и в Русско-японской войнах. Потребовались десятилетия, большие усилия военачальников, военных теоретиков России, в том числе Д.А. Милютина, А.К. Пузыревского, Д.Ф. Масловского, А.З. Мышлаевского, Г.А. Леера М.И. Драгомирова, Е.И. Мартынова, С.О. Макарова, А.Н. Обручева и многих других, чтобы возродить петровско-суворовские традиции русской военной школы, которая в годы Первой мировой войны не уступала прусско-германской.

После Октябрьской революции 1917 года стремление советского военно-политического руководства идти «своим путем» в развитии военного дела, отрешиться от «пут прошлого», вырваться вперед в создании новой теории хотя и приносило некоторые результаты (разработка теории глубокой операции), однако догнать и перегнать западно-европейские армии в создании военной школы нового «механизированного» типа так и не удалось. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия во многом уступала немецкой. Прежде всего в подготовке офицерских кадров, боевой выучке личного состава, техническом оснащении войск – все это и многое другое стало причиной серьезных военных неудач Красной Армии в начальный период войны.

В ходе тяжелейшего и продолжительного противоборства с сильнейшей армией мира росли полководческое мастерство советских военачальников, боевая выучка командиров, штабов и войск, но цена этому порой была невероятно высока – огромные потери в сражениях. Ныне в отдельных средствах массовой информации это используется как попытка очернить подвиг нашей армии и народа. В академических аудиториях среди офицеров также велись дискуссии на данную тему, в ходе которых мы пришли к однозначному выводу: иной путь к победе в тех объективно сложившихся условиях вряд ли был возможен. В то же время нельзя не признать – советская военная школа за годы войны обогатилась бесценным боевым опытом.

После Великой Отечественной войны под влиянием радикальных и всеохватывающих изменений в политике, экономике, технике, а следовательно, и в военном деле, советская военная школа прошла в своем развитии сложный и довольно противоречивый путь. В связи с реорганизацией и модернизацией армии и флота, проведением технического обновления всех родов войск, создания реактивной авиации и войск ПВО страны потребовался поиск нетрадиционных решений в формах и способах военных действий.

В военно-техническом плане гонка вооружений вступила в стадию острого состязания новых военных технологий, особое место среди которых заняло ракетно-ядерное оружие и последовавшее затем массовое оснащение им всех видов Вооруженных Сил. Соответственно, потребовались перестройка организационных структур войск и сил флота, разработка новой стратегии, оперативного искусства и тактики.

Никогда еще научно-технический прогресс в 1960-1980-х годах прошлого столетия, а именно, достижения в области ядерной физики, оптике, физике твердого тела, радиофизике, электронной технике, математике, кибернетике и других научных отраслях, не приводил к столь крупным сдвигам в военном деле. Это нашло отражение в военно-теоретических трудах «Основы стратегических операций Вооруженных Сил СССР», «Характер современной войны и ее проблемы», «Современная война и военная наука», «Современная война», «Военная стратегия», «Начальный период войны», «Общие проблемы военной стратегии», «Стратегические операции на театрах военных действий», «Война и военное искусство», «Локальная война», «Война и армия».

Под их влиянием были пересмотрены все важнейшие принципы военного искусства. Что касается военной стратегии, то она характеризовалась переходом от разработки теории обычной войны с использованием полностью моторизированных армий к разработке теории ядерной войны, а затем поэтапной войны с применением ядерного, обычного и высокоточного оружия. В последующем сложились более взвешенные взгляды на применение ядерного оружия. Они апробировались на оперативно-стратегических учениях, таких как «Буря» (1962), «Тайфун» (1963), «Днепр» (1967), «Неман» (1968), «Весенний гром» (1968), «Восток» (1969), «Запад» (1969), «Север» (1970), «Юг» (1970), «Океан» (1970).

С 1970 по 1979 год было проведено восемь стратегических учений типа «Центр», в том числе «Удар-71», «Центр-74», «Центр-78». Об интенсивности войсковых учений тактического масштаба, разработанных для проверки уставных нормативов, свидетельствуют такие показатели: в 1961 году шесть опытных учений, в 1962 году – 18, в 1963 году – шесть.

В 70-80-х годах прошлого столетия была создана система оперативно-стратегических учений на театрах военных действий. С 1971 по 1980 год было проведено девять таких учений на Западе, семь на Востоке, два на Юге, четыре оперативно-стратегических учения войск ПВО, три оперативно-стратегических учения ВВС, два стратегических учения ВМФ. На развитие планирования и ведения оперативно-стратегических операций фронтов и флотов особенно повлияли учения «Весна-72», «Восток-72», «Зенит-72», «Пролив-72», «Весна-73», «Запад-73», «Вос-ток-74», «Запад-77».

Вопросы исследования системы управления Вооруженными Силами и стратегических действий, организации и ведения стратегической разведки, радиоэлектронной борьбы, стратегической маскировки изучались на специальных учениях «Горизонт-74», «Эфир-74», «Электрон-75», «Импульс-76», «Квант-76».

Главным видом военных действий считалось наступление. Лишь с середины 80-х годов прошлого века стали допускать возможность перехода к стратегической обороне. С учетом боевого опыта применения группировок войск в Корее, на Ближнем Востоке, Вьетнаме и особенно в Афганистане была разработана теория ведения локальных войн.

В целом, характеризуя развитие военной школы в советский период, можно отметить, что она вышла на передовые рубежи в мире. Однако с течением времени проявились и негативные факторы – данная школа все больше стала отгораживаться от зарубежного военного опыта, происходила переоценка опыта Великой Отечественной войны. Кроме того, при проведении учений, особенно тактического масштаба, нередко превалировал схематизм. На страницах военной печати все реже стали проводиться дискуссии по актуальным вопросам военной теории и практики, отчетливо стало проявляться отставание во внедрении в систему управления войсками и оружием автоматизированных систем, а в практику обучения войск – компьютерной техники.

Новый крутой поворот в отечественной военной школе произошел в 90-х годах прошлого столетия, аналог которому трудно найти в современной истории. Способствовали этому прежде всего военно-политические факторы внутреннего и международного характера. В очень короткое время были ниспровергнуты многие стратегические ценности в системе оборонных задач, достигнутые в советский период, в том числе и за годы Великой Отечественной войны. Военную школу Вооруженных Сил РФ пришлось воссоздавать под воздействием сложного комплекса разнообразных объективных и субъективных обстоятельств, среди которых определяющее значение имеют политические, экономические, социальные, военно-технические, правовые, национально-этнические и военно-географические. Сузившаяся военно-экономическая база России обусловила резкое сокращение Вооруженных Сил, необходимость коренного пересмотра принципов военного строительства, переоценку объема, масштабов военных задач, переориентировку многих основополагающих военно-стратегических концепций. В связи с продвижением НАТО на Восток существенно изменилось и внешнее окружение России.

Поменявшиеся военно-политические и социально-экономические условия выдвинули ряд новых требований перед военной школой ВС РФ. Прежде всего она должна быть инновационной, формировать новую систему взглядов на формы и способы ведения вооруженной борьбы с применением нано-, био-, передовых информационных технологий, внедрение которых в военную сферу позволит повысить боевые возможности войсковых формирований не только за счет огневых, ударных и маневренных качеств, но и за счет сокращения цикла боевого управления, разведки и поражения. Военная школа должна подниматься в своем развитии на качественно новый уровень, опираясь на долгосрочные ориентиры военного строительства, выработанные военной наукой. Это позволит ей не только шагать в ногу с научно-техническим прогрессом, но и опережать его.

Определяющим является принцип перспективности подготовки военных кадров. Недопустимо, чтобы военная практика опережала военную теорию, как в ряде случаев имеет место сейчас. Отдельные черты так называемых технологических войн, отчасти проявившиеся в локальных конфликтах конца XX – начала XXI века – это, по сути, только начало разработки новой концепции войн на основе высоких технологий. Поэтому современная военная школа должна осуществлять подготовку военных кадров, по крайней мере, с перспективой на 10-15 лет вперед. Именно данный подход позволит командному, военно-техническому составу правильно оценивать влияние возможных неожиданных научно-технических прорывов на формы и способы вооруженной борьбы в ситуационных, дистанционных, трансконтинентальных, воздушно-космических и других видах войн «седьмого» поколения.

Органически взаимосвязан с первым принципом и другой – фундаментальности подготовки военных кадров. Поскольку усложнился характер вооруженной борьбы, то соответственно более емкими стали военная стратегия, оперативное искусство и тактика, системы управления войсками, вооружения и военной техники, обучения и воспитания личного состава. Поэтому военная школа призвана выполнять важные познавательные функции, систематизировать, углублять и развивать военные знания, обеспечивать им научную обоснованность. Именно на основе науки зиждется логический каркас военно-теоретической мысли, поскольку она опирается на систему познаваемых законов и закономерностей, присущих войне. Современная военная школа обогащается за счет военной составляющей социально-гуманитарных, естественных и технических наук, которые применяются при решении задач обороны государства, строительства Вооруженных Сил. Изучение глубинных основ социологии, политологии, философии, юриспруденции, психологии и педагогики необходимы каждому офицеру, поскольку они непосредственно обеспечивают потребности теории и практики военного строительства.

Однако ныне принцип фундаментальной подготовки офицеров в военных академиях и училищах вступает в противоречие с тенденцией сокращения сроков обучения. К сожалению, сегодня недооцениваются прогностические исследования – военная футурология, философско-методологическая основа, диалектические принципы системы познания факторов, влияющих на развитие форм и способов военных действий. В результате военная школа утрачивает свою роль как школа прорицания, неприемлющая догм, схематизма, непреложности устоявшихся канонов, теряет системность, логическую аргументированность выдвигаемых новых оперативно-тактических концепций.

К числу негативных сторон состояния отечественной военной школы следует отнести увеличивающийся разрыв между военной теорией и практикой. Это объясняется тем, что за последние десятилетия резко сократилось количество исследовательских и опытных войсковых, авиационных флотских, командно-штабных учений, военных игр и маневров. А именно перечисленные мероприятия всегда служили базой для проверки перспективных направлений в развитии военного искусства, апробации новых оперативно-тактических нормативов, закладываемых в разработку руководящих уставных положений, совершенствовании боевой и мобилизационной готовности, организационно-штатной структуры войск, разработки, создания и применения вооружения и военной техники.

Проводимая коренная реформа ВС, безусловно, назрела, поскольку существующая оргштатная структура войск (сил), сложившаяся по существу в годы Второй мировой войны, в обозримом будущем не отвечает возможному характеру ведения вооруженной борьбы. На первый план в достижении стратегического превосходства над противником ныне выдвигаются аэромобильные сетецентрические действия, когда оперативное построение сухопутных группировок будет создаваться по модульному принципу, сплошной позиционный фронт уступит свое место очаговым боям по отдельным направлениям и решающую роль в вооруженной борьбе займет оружие, основанное на новых физических принципах. Однако сейчас наша военная школа не готова к радикальным преобразованиям: не разработаны соответствующие уставные положения, не подготовлены учебно-материальная база, профессорско-преподавательский состав для обучения офицеров в новых условиях.

Создание инновационной школы XXI века, безусловно, не может осуществляться без преемственности веками сложившихся традиций в нашем Отечестве. Тем не менее учебные программы, учебники, так же как и учебно-материальная база вузов и войск, требуют капитального обновления. По нашему мнению, начало этому должно быть положено с разработки новой доктрины военного образования, настоятельно требуется научное обоснование проводимой коренной реорганизации организационно-штатной структуры Вооруженных Сил. Преобразования, суть которых неясна даже профессорско-преподавательскому составу вузов, не могут дать должного результата.

Военная школа держится «на трех китах» – образование, наука, инновации. Они должны концентрировать в себе все новое, что достигнуто за последнее время не только военной наукой, но и другими науками, особенно в области развития военной техники, автоматизированных систем, кибернетики. Мы согласны с мнением профессора Б.И. Бачкало, что содержание обучения должно обеспечивать рациональное сочетание операторской, управленческой и технической составляющих образования и что трагедия современной российской системы военного образования состоит в реформировании одновременно всех трех составляющих системы… «Реформу образования, – пишет далее автор, – необходимо начинать с создания системы военного образования, гармонично сочетающего в себе обучающую и воспитательную функции. Надо вернуть в офицерскую среду ее исконные понятия – честь, достоинство, любовь к Родине. Это не красивые слова – это суть офицера».

Как бы дополняет и развивает мысли профессора Б.И. Бачкало о военно-патриотическом воспитании курсантов и слушателей в военных вузах статья полковников Г.А. Лисицина и А.Р. Моисеева, опубликованная в этом же номере журнала. Авторы пишут, что сегодня сила армии, ее высокий моральный и боевой дух, как и в годы Великой Отечественной войны, в огромной степени зависят от поддержки ее народом, от тесной и неразрывной связи с обществом… Вполне рациональны сформулированные ими основные цели подготовки обучающихся к организации и проведению морально-психологического обеспечения войск в мирное время и в боевых условиях.

В статье мы коснулись лишь части проблем, возникающих перед военной школой. Считаем оправданным, что журнал «Военная Мысль» уделяет данному вопросу должное внимание.

История военной стратегии России. М.: Кучково поле. 2000. С. 17.

Военная Мысль. 2008. № 11. С. 20.

Цитируется по: Орлов А.С. Владимир Мономах. М., 1946. С. 128.

История военной стратегии России. М.: Кучково поле, 2000. С. 406.

История военной стратегии России. С. 407.

Военная Мысль. 2007. № 1. С. 55.

Там же. С. 408.

История военной стратегии России. С. 408.

Военная Мысль. 2009. № 2. С. 48, 49.

Военная Мысль. 2009. № 2. С. 52.


militaryarticle.ru

Школы военные – это… Что такое Школы военные?


Школы военные

1) Вольская — имеет целью доставить общее элементарное образование и воспитание молодым людям, предназначенным к военной службе, и служит подготовительным заведением для юнкерских училищ. Преобразована в 1885 г. из военной прогимназии. До 1895 г. существовала еще ярославская военная Ш. — теперь кадетский корпус. Курс обучения четырехлетний. Дает права, равные уездным училищам. Лучшие воспитанники могут быть переводимы в кадетские корпуса. Состоит в ведении главного управления военно-учебных заведений и управляется на общих основаниях для этих заведений. 2) Фельдшерские Ш. — см. Фельдшерские военные школы. 3) Приготовительные Ш. — см. Приготовительные школы сибирского кадетского корпуса. 4) Кондукторская Ш. — см. Кондукторский класс. 5) Стрелковая, кавалерийская, артиллерийская и электротехническая Ш. — см. Офицерские школы. 6) Ротные, эскадронные и батарейные Ш. — служат для подготовки рядовых к поступлению в учебные команды (см.). Ежегодно назначается не менее 12 рядовых, из которых 2/3 молодых солдат последнего призыва. Обучение продолжается от окончания одного летнего сбора до начала другого и состоит в обучении чтению, письму и арифметике. 7) Солдатских детей Ш. — см. Кантонисты. 8) Ремесленные Ш. — см. Ремесленные школы военные. 9) Оружейные, пиротехнические и технические — см. Оружейные школы, Пиротехническая школа и Техническая артиллерийская школа.

Подробные данные обо всех Ш. см. Свод военных постановлений, кн. V.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Школьные сберегательные кассы
  • Школы грамотности

Смотреть что такое “Школы военные” в других словарях:

  • Ремесленные школы военные — 1) Казачьи. Учреждены в донском и кубанском казачьих войсках, на 60 учеников каждая, для распространения в населении войск Р. знаний, необходимых для изготовления предметов обмундирования и снаряжения выходящим на службу казакам, а также для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008) — Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили часто, и каждая из сторон обвиняла в этом своего противника.[1] О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляют журналисты, правозащитники и… …   Википедия

  • Военные преступления в Южной Осетии — Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили часто, и каждая из сторон обвиняла в этом своего противника.[1] О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляют журналисты, правозащитники и… …   Википедия

  • Военные союзы и общества — ВОЕННЫЕ СОЮЗЫ и ОБЩЕСТВА, организованныя соединенія болѣе или менѣе пост. характера, имѣющія цѣлью служить интересамъ воен. дѣла или же содействовать улучшенію матеріал. положенія в служащихъ во время нахожденія на службѣ, а равно и по окончаніи… …   Военная энциклопедия

  • Школы младших специалистов — военные школы в ВС СССР, предназначались для подготовки из числа матросов (солдат) первого года службы специалистов по применению, обслуживанию и ремонту определенных систем оружия и военной техники. Готовили специалистов различных профилей,… …   Морской словарь

  • Школы прапорщиков и мичманов — военные школы в ВС СССР, предназначенные для подготовки прапорщиков и мичманов. Создаются при учебных частях (центрах, отрядах), военно учебны:; заведениях и содержатся по самостоятельным штатам или включаются в их состав на правах подразделений …   Словарь военных терминов

  • Военные топографы — (корпусъ воен. топографовъ), чины воен. вѣд ва, предназначенные для производства какъ въ мирн., такъ и въ воен. время, в. топограф. съемки и изготовленія картъ для надобностей арміи. Личный составъ к са В. топ фовъ комплектуется въ наст. время гл …   Военная энциклопедия

  • Военные фельдшера — ВОЕННЫЕ ФЕЛЬДШЕРА. См. Военно санитарное дѣло, Военно медицин. должности и Военно фельдшерскія школы …   Военная энциклопедия

  • Военные преобразования императора Петра I — Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Военные реформы Петра Первого — Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


dic.academic.ru

Школы военные

1) Вольская — имеет целью доставить общее элементарное образование и воспитание молодым людям, предназначенным к военной службе, и служит подготовительным заведением для юнкерских училищ. Преобразована в 1885 г. из военной прогимназии. До 1895 г. существовала еще ярославская военная Ш. — теперь кадетский корпус. Курс обучения четырехлетний. Дает права, равные уездным училищам. Лучшие воспитанники могут быть переводимы в кадетские корпуса. Состоит в ведении главного управления военно-учебных заведений и управляется на общих основаниях для этих заведений. 2) Фельдшерские Ш. — см. Фельдшерские военные школы. 3) Приготовительные Ш. — см. Приготовительные школы сибирского кадетского корпуса. 4) Кондукторская Ш. — см. Кондукторский класс. 5) Стрелковая, кавалерийская, артиллерийская и электротехническая Ш. — см. Офицерские школы. 6) Ротные, эскадронные и батарейные Ш. — служат для подготовки рядовых к поступлению в учебные команды (см.). Ежегодно назначается не менее 12 рядовых, из которых 2/3 молодых солдат последнего призыва. Обучение продолжается от окончания одного летнего сбора до начала другого и состоит в обучении чтению, письму и арифметике. 7) Солдатских детей Ш. — см. Кантонисты. 8) Ремесленные Ш. — см. Ремесленные школы военные. 9) Оружейные, пиротехнические и технические — см. Оружейные школы, Пиротехническая школа и Техническая артиллерийская школа.

Подробные данные обо всех Ш. см. Свод военных постановлений, кн. V.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Школы военные

Значение слова “Школы военные” в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Школы военные— 1) Вольская — имеет целью доставить общее элементарное образование и воспитание молодым людям, предназначенным к военной службе, и служит подготовительным заведением для юнкерских училищ. Преобразована в 1885 г. из военной прогимназии. До 1895 г. существовала еще ярославская военная Ш. — теперь кадетский корпус. Курс обучения четырехлетний. Дает права, равные уездным училищам. Лучшие воспитанники могут быть переводимы в кадетские корпуса. Состоит в ведении главного управления военно-учебных заведений и управляется на общих основаниях для этих заведений. 2) Фельдшерские Ш. — см. Фельдшерские военные школы. 3) Приготовительные Ш. — см. Приготовительные школы сибирского кадетского корпуса. 4) Кондукторская Ш. — см. Кондукторский класс. 5) Стрелковая, кавалерийская, артиллерийская и электротехническая Ш. — см. Офицерские школы. 6) Ротные, эскадронные и батарейные Ш. — служат для подготовки рядовых к поступлению в учебные команды (см.). Ежегодно назначается не менее 12 рядовых, из которых 2/3 молодых солдат последнего призыва. Обучение продолжается от окончания одного летнего сбора до начала другого и состоит в обучении чтению, письму и арифметике. 7) Солдатских детей Ш. — см. Кантонисты. 8) Ремесленные Ш. — см. Ремесленные школы военные. 9) Оружейные, пиротехнические и технические — см. Оружейные школы, Пиротехническая школа и Техническая артиллерийская школа.

Подробные данные обо всех Ш. см. Свод военных постановлений, кн. V.

Статья про слово “Школы военные” в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 498 раз

be.sci-lib.com

Военная школа Википедия

Шко́ла (греч. σχολή):

  • В науке и искусстве — Школа (в науке и искусстве), Научная школа, систематизирующая категория, позволяющая дифференцировать историю развития объекта (области) деятельности, группируя соответствующих представителей по признакам близости творческих принципов. Ср.: школа Платона, живописец английской школы и т. д.
  • В спорте форма подготовки, объединённая вокруг личности учителя (либо сложившихся региональных традиций), предполагающих использование оригинальных методик, приёмов и т. п. Например: школа Москвиной, советская школа фигурного катания и т. п.
  • В системе народного образования: учебное заведение — начальная школа, средняя школа, высшая школа (вуз). В названиях учреждений «школа» — обычно среднее или среднее специальное учебное заведение, окончание которого подтверждается повышением образовательного уровня. В порядке исключения имя «школа…» в некоторых отраслях могут носить и некоторые заведения, работающие по программам повышения квалификации по узкому набору дисциплин, без изменения общего образовательного уровня слушателя.
    В некоторых странах, как, например, в Греции, школой принято называть также часть того или иного факультета университета или иного вуза, осуществляющие преподавание по определённой отрасли знания или научной дисциплине. В России и некоторых других странах им соответствуют кафедры.
  • В агрономии: Школа, рассадник для разведения плодовых, лесных и других растений, преимущественно деревьев. Ср.: «Перешколить» — пересадить саженцы (производные — Перешкольник).
  • В военном деле: военное учебное заведение. Термин «школа» присутствует в названиях военных образовательных учреждений различного образовательного уровня военных специалистов (Школа Пушкарского приказа, Военная школа (Париж), Гарнизонная школа, Школа прапорщиков, Офицерская воздухоплавательная школа).

В искусстве

Персоналии

Другое

См. также

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *