Вузы для программистов – где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Содержание

Что нужно сдать на программиста или Все об обучении на программиста

Школьники, которые обучаются в старшей школе, все чаще и чаще размышляют над тем, что нужно сдать на программиста. Данная тема интересна потому, что можно получить указанную профессию несколькими способами. Иногда для того, чтобы стать программистом, не нужно даже получать высшее образование. В России очень много программистов-самоучек. Только им добиться успеха в карьере бывает проблематично.

Именно поэтому многие интересуется, что придется сдавать для поступления на данное направление обучения. С чем придется столкнуться абитуриентам? И куда они могут пойти учиться на программиста?

Описание профессии

Первым делом придется понять, о какой специальности идет речь. Дело все в том, что программирование - это то, что с развитием IT-технологий требуется все чаще и чаще. Люди, которые занимаются созданием программ, приложений и разработкой сайтов, называются программистами.

Фактически выпускник должен будет научиться разбираться в программных и системных кодах, писать собственный софт и web-страницы. Обучение на программиста является довольно сложным процессом. Но после выпуска перспектив трудоустройства и успеха у человека будет более, чем достаточно.

С дипломом программиста можно устроиться работать на высокооплачиваемое место не только в России, но и в других странах. Или вообще начать собственный бизнес. Поэтому многие думают, что нужно сдавать на программиста. Ведь поступление на обучение подразумевает столкновение со вступительными испытаниями. В России это ЕГЭ или ГИА.

Методы получения образования

Но перед тем, как интересоваться предстоящими экзаменами, придется сначала понять, куда именно можно идти учиться. От этого многое зависит. Дело все в том, что программирование сейчас встречается практически в каждом образовательном учреждении. При определенных обстоятельствах не придется вообще ничего сдавать. Только, как показывает практика, зачастую приходится думать над поставленным ранее вопросом.

Так где обучаться на программиста? На данный момент предлагается:

  1. Поступить в ВУЗ на соответствующее направление. Обычно на программистов обучают на математических и информационных отделениях. Например, можно обратиться в МГИМО или в МГУ. В гуманитарных университетах программирование не встречается.
  2. Закончить колледж. Тут предлагается или после 9 класса пойти учиться, или после 11. Хороший способ получения среднего профессионального образования. В некоторых училищах не требуется вообще задумываться над тем, что нужно сдать на программиста. Достаточно просто предоставить аттестат об образовании. Но на практике чаще всего учеников принимают по результатам ГИА и ЕГЭ.
  3. Пройти курсы переквалификации. Обычно не требуется никаких экзаменов. На обучение направляют или с биржи труда, или с работы.
  4. Обратиться к помощи частных учебных центров. Достаточно закончить специализированные обучающие курсы программирования. В данном случае не требуется вообще думать о том, что нужно сдавать, чтобы стать программистом. Вступительных испытаний нет, достаточно заплатить за обучение.

Куда именно пойти учиться? Это каждый выбирает для себя сам. Но чаще всего на практике встречается поступление в колледжи и ВУЗы. Именно поэтому приходится думать, что нужно сдавать на программиста.

Неоднозначность

Придется обратить внимание на то, что однозначного ответа нет. Много зависит от того, куда именно поступает абитуриент. В ВУЗах и колледжах сейчас на программиста обучаются по разным вступительным экзаменам. И это придется учесть.

Рекомендуется сначала определиться с местом поступления, затем уже в конкретном заведении уточнять интересующую информацию. Для ВУЗов и колледжей требуются одни и те же экзамены. Но какие именно? Сдача каких предметов позволит стать программистом?

Обязательные испытания

Что нужно сдавать на программиста после 9 или 11 класса? Существует 2 обязательных предмета. Их придется в любом случае сдавать, не обязательно при поступлении на программирование.

В России по закону для успешного получения аттестата требуется сдать экзамены по русскому языку и математике. На данный момент ведутся обсуждения, согласно которым придется при любых обстоятельствах сдавать еще иностранный язык и географию. Но пока что подобных законопроектов в действии нет.

Ребенок хочет освоить профессию под названием "программист"? Какие экзамены нужно сдавать после 11 или 9 класса? В обязательном порядке:

  • русский язык;
  • математика (желательно профильный уровень).

Распространенные экзамены

А что дальше? Обычно для поступления на ту или иную специальность требуется 3 предмета. Русский язык, хоть и является обязательным, но его довольно часто не принимают во внимание. То есть, он необходим для выпуска из школы. Остается еще 2 предмета.

Что нужно сдать на программиста? Чаще всего от абитуриентов требуют ЕГЭ или ГИА по следующим предметам:

  • информатика;
  • физика.

Соответственно, чтобы стать программистом, ученику придется столкнуться с:

  • математикой;
  • русским языком;
  • физикой;
  • информатикой.

Именно в таком сочетании чаще всего встречаются требования колледжей и ВУЗов. Но это не единственный вариант развития событий. Некоторые предметы, не относящиеся к математике и технике, тоже иногда могут требовать для сдачи. Как уже было сказано, все зависит от учебного заведения, в которое обращается человек.

Прочие предметы

Есть иные предметы, запрашиваемые в сочетании с математикой. Интересно направление под названием "Программист"? Что нужно сдавать после 11 класса? Вполне вероятно, что от будущего программиста потребуют результатов ЕГЭ/ГИА по:

  • иностранному языку;
  • биологии;
  • обществознанию;
  • истории.

Теперь понятно, что нужно сдать на программиста. Именно поэтому сначала люди отдают предпочтение прохождению специализированных платных курсов. И только потом задумываются над реальным поступлением в ВУЗ или техникум на программирование.

fb.ru

RE: ВУЗ для IT специалиста: взгляд изнутри / Хабр

Здравствуйте, дорогие читатели Хабра!
Этот топик-ответ на недавнюю статью о получении IT специальности в ВУЗе.

Первой моей реакцией на этот пост был комментарий, в котором я попытался уточнить географическое положение рассматриваемых Высших Учебных Заведений. Что удивительно, помимо ответа на мой комментарий на хабре, несколько человек ответило мне в Facebook'e (у них пока что нет инвайтов), а товарищ quicksdk попросил меня рассказать в том же ключе о University of British Columbia.

Так сложилось, что я учусь в канадском университете на компьютерной специальности и уже около года работаю разработчиком (фрилансером). В связи с малым опытом работы и с тем, что я закончил всего один год обучения на бакалавриате, я не позиционирую свое мнение, как единственно правильное. Однако кому-нибудь эта статья может оказаться интересной.

Позволю себе процитировать уважаемого mattheus:

Дальше будет много букв и ни одной картинки. Кому еще интересно — прошу под кат.

Когда стоит идти учиться на IT-ника?

Не нужно всем ломиться в IT, лучше найдите дело, которое действительно вам в радость, а не следуйте моде или давлению родителей.

Абсолютно согласен с этим утверждением. Примерно 70% людей, которые учатся на программиста в UBC (и с которыми я общался), в итоге просто хотят найти себе работу по специальности. То есть во время учебы в университете единственное что они создавали — это учебные проекты, необходимые для того, чтобы закончить курс; и ничего более. Попробовать себя можно: для этого в UBC есть специальный курс (CPSC 110), который может взять любой студент, как электив. Но если у Вас нет тяги к программированию, и не появилось ее после этого курса, Ваше призвание в другом. Поверьте, Computer Science это не так просто — поэтому в UBC почти за все компьютерные курсы дают 4 кредита, а не 3, как обычно.
Чему же все-таки учит институт?

Из моего опыта работы, знания полученные в институте это лишь 3-5% того, что нужно знать и в зависимости от специализации может 70-95% того, что вы проходили в институте вам не пригодится или пригодится лишь косвенно.

Я честно не знаю, как обстоят дела в России, но в UBC на первом курсе можно было выучить Java и Python на достаточно хорошем уровне для того, чтобы начать фрилансить. Основы ООП и функционального программирования, интересные подходы к структурам, многие тонкости работы с IDE — все это я постиг именно в университете.

Стоит заметить, что мой основной профиль — это Objective C, никак не Java; и Objective C я выучил самостоятельно. Однако, благодаря тому, что я узнал за университетской скамьей, я начал активно использовать возможности рефакторинга, мое мышление встало на место, я начал писать код, который смогут после меня прочесть другие разработчики. На первом году обучения в UBC приходится брать пару-тройку ненужных предметов, но они точно сильно расширили мой кругозор. Для второго года я уже почти выбрал себе курсы, и в основном это Computer Science.

С другой стороны, работая фрилансером, я почти никогда не применял Java, зато различные шаблоны программирования, изученные в университете, сильно облегчили мне работу на Objective C.

Насколько знания, полученные в ВУЗе глубоки?

ВУЗ является продолжением школы. Нет никакого скачка в качестве и глубине излагаемого материала. Как в школе изучаются простенькие основы главных направления знания, так и в ВУЗе вам расскажут те же простенькие основы, может чуть более узконаправленные в контексте вашей специальности.

В первый год — да, скачка никакого нет: все поверхностно. Однако, по рассказам выпускников, 2-4 года в UBC дают гораздо более глубокие знания (как минимум, глубокое изучение C).
Тут сказывается формат обучения: за короткое время для широкой и разношерстной аудитории ну ни как не получится углубиться в какое-то направление. За 2 часа лабораторной работы ну никак нельзя написать сколь либо сложную программу или законченный продукт в рамках курсового проекта.

Опять же, не знаю, как обстоят дела в России; но в UBC на Computer Science факультете убивается безумное количество времени именно на обучение. Помимо работы над проектами (25+ часов), есть и Co-op программы. А это погружение в рабочую среду на полные 3 семестра (работа на полную ставку в EA, Microsoft, Google, Facebook, etc.)
Если выбранная специальность не является вашим увлечением и вы ничего не делаете дома «для себя», то на выходе из института из вас получится нулевой специалист.

Здесь со всем согласен. Из песни слов не выкинешь.
Большинство преподавателей — плохие специалисты.

Да, именно так. <...> Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат работают в университетах, бюджетниками, на своих небольших зарплатах? Потому что они не могут претендовать на квалифицированные должности в IT индустрии, им не хватает ни опыта, ни квалификации.

Нет, это не так. Большинство профессоров в UBC CS работают преподавателями в свободное время от своих исследований. Университет это в первую очередь — исследовательская база. Насколько я знаю, на AI в нашем университете выделяют большие деньги и многие профессора трудятся именно в этом направлении. Я лично общался с человеком на кампусе, который одним из первых создал роботов, автономно играющих в футбол.
Старшее поколение преподавателей это как правило те, кто когда-то при союзе работал в смежных областях а с его развалом хоть как-то устроился близко к специальности. Они что-то «знали» (когда работали) и эти знания такие же древние, как и времена когда развалился союз. Хорошо, если кому-то из них было интересно разобраться в чем-то новом, но большинство просто прочитали толстую книжку по своему предмету, которую пересказывают вам.

В UBC просто так преподавателем не попасть. Все преподаватели разрабатывали что-то стоящее. Например, мой учитель по CPSC 121 был одним из разработчиков Magic Box — великолепной песочницы для обучения основам работы с микроконтроллерами; а один из учителей CPSC 110 был одним из создателей языка Racket.
Любой вопрос сверх излагаемого материала — вводит в ступор, любое замечание — раздражает.

Отнюдь. Любая задачка для профессоров интересна, особенно, если это связано с их профилем. Я не раз приходил на офисные часы к моему преподавателю по CPSC 210 и решал с ним некоторые сложные задачки, связанные с фрилансом.
У преподавателя нет заинтересованности в ваших знаниях.

Если Вы в числе тех 70%, что не любят программирование, то конечно, заинтересованности не будет. То ли я хороший собеседник, то ли профессора такие хорошие; но всегда, когда у меня была проблема — мне давали знаний с лихвой. Иногда преподаватели настолько сильно углублялись в какую-то область их предмета, что я опаздывал на следующие пары: так приятно было мне их слушать.
Не надо смотреть «на всех».

Для талантливых студентов это крайне плохая ситуация. И потому, что необходимость ориентироваться на «среднего» студента снижает глубину и обширность излагаемого преподавателями материала, и потому что создается мнимое впечатление собственных успехов на фоне повального разгильдяйства основной массы.

Если нужны более глубокие знания — в UBC можно взять курсы Honor в Computer Science. Группы меньше, почти все студенты одаренные, глубина знаний в разы превышает обычные курсы, и ориентированность идет как-раз на «умных» студентов.
Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком. Зайдите на сайт фриланса — почитайте, что из предлагаемых работ вы в состоянии сделать, а что еще нет и даже аббревиатуры незнакомые. Очень отрезвляет, даже отличников обучения.

Хороший совет, вне зависимости от университета, и даже специальности.
Оценка не важна.

Устраиваясь на работу в IT в большинстве случаев ваш диплом с его оценками никто смотреть не будет. <...> В нормальных фирмах вам дадут тестовое задание, проведут техническое собеседование с профильным специалистом, возможно с вашим будущим начальником.

Все правильно. Однако для получения грантов и финансирования в UBC обычно нужны оценки 90%+. На elance.com меня никто не спрашивал про диплом. Для Co-op программы нужен определенный минимум средней оценки, но если Вы понравились работодателю на собеседовании — Вас все равно возьмут.
Нужно работать.

Если вспомнить, что большинство преподавателей сами не работают в IT, то такое же большинство уделяет одинаково много времени и внимания на парах и тому, что действительно нужно и вы будете использовать это каждый день и тому, что представляет чисто академический интерес и вам ни разу не пригодится.

Нечего сказать, я отучился всего один год, и из всех курсов только один был направлен именно на корпоративное создание приложений — CPSC 210. Остальное — теория и основные знания. Повторюсь, это всего лишь первый год. Дальше — лучше.

А про то, что работать нужно — это факт. Посмотрите на гигантов индустрии, которые так и не закончили университеты (их имена вы знаете). Они начали развитие своего дела еще в университете. А тем, кто говорят, что не стоит приводить этих людей в пример, я могу только улыбнуться в ответ. Но это чисто персональное, Вы можете и не улыбаться.

Достаточно просто присутствовать.

Сложность излагаемого материала и требования к студентам стали уже столь низки, что для успешного обучения даже самым неспособным студентам достаточно просто присутствовать в институте.

В UBC сложно попасть, из UBC легко вылететь. Присутствие на лекциях — это 10% от оценки, максимум. Остальное — это постоянные экзамены, домашняя работа, проекты и задания. UBC просто держит в постоянном тонусе, нет возможности «просто присутствовать».
Создается иллюзорное впечатление, что можно не ходить и все будет, потому что существует негласный запрет на отчисление студентов-контрактников, которые «кормят» ВУЗы.

В UBC платят все (кроме особо одаренных). Нет никаких привилегий. Если выкинут одного «кормильца», на его место придет другой: у этого университета есть еще тысячи желающих поступить.
Фактологические знания не так важны.

Раз уж систему образования не поменять, постарайтесь поменять отношение к получаемым знаниям. Не надо накапливать факты, это приведет к мусору в голове. Старайтесь понять то, что знаете и связать все в целостную картину предметной области.

Тут система немного отличная от российской: нужно именно понимать, а не запоминать. На все экзамены разрешено приносить с собой лист А4 со всей нужной Вам информацией. Да и тестируют именно понимание, а не простое знание. Но это в IT, как обстоят дела с другими профессиями — я не в курсе.
Знания по специальности не самые важные.

Что же еще? Английский. <...> Организаторские способности, умение решать проблемы (то, что называется талантом предпринимателя).

Ну, без английского тут никуда не попасть, а с пунктом про организаторские способности, думаю, согласны все. Они нужны везде.
Обучение в ВУЗе это не все.

В вашем ВУЗе, даже если он столичный и в нем лучшие преподаватели страны, ограниченный круг людей, у которых вы можете учиться, ограниченный набор предметов, вы ограничены программой своего министерства образования и уровнем аудитории вокруг вас.

Не смотря на обширное количество различных курсов в самом UBC (возможно, большее, чем в российском столичном ВУЗе), знаний по специальности может не хватить. Я ничего не узнал про Objective C в университете. Все изучал сам по туториалам, видеоурокам, видеолекциям. Особенно мне помогли Стенфордские лекции по iOS. Полностью согласен с автором оригинального топика: учиться нужно и вне университета.
Личные комментарии

Я честно всеми силами пытался выгородить российские университеты. Я честно пытался как-то аргументировать отсутствие того же МГУ или МГИМО в топ-300 университетов мира. Но оригинальная статья разбила все мои надежды в пух и прах.

Неужто в России с образованием и вправду все так плачевно обстоит? Я не могу в это поверить. К сожалению, многие студенты в россии даже не задумываются об обучении заграницей. А ведь есть безумное количество различных программ обучения (не российских), о которых они просто не знают.

Статья представляет собой исключительно мое мнение и мои наблюдения.
В случае, если Вы обнаружили какие-либо неточности или опечатки в моей статье, милости прошу ко мне в хабракабинет.

habr.com

Вуз или онлайн-курсы: где стоит учиться программированию

Стереотипы сильны: всякий раз, когда встаёт вопрос о том, куда пойти учиться чему-то новому, наш внутренний консерватор обеими руками голосует за университет. С позиции здравого смысла это не самый разумный выбор. Сейчас объясню почему.

Время обучения

В вузе ради получения заветного диплома вам придётся посещать лекции минимум два с половиной года, если речь идёт о втором высшем. Если же вы впервые ступили на порог университета, то приготовьтесь потратить на получение знаний ближайшие пять лет.

Продолжительность курсов определяется их темой и глубиной её проработки. У образовательного портала GeekBrains есть как программы для начинающих, так и модули, посвящённые полноценному освоению профессий. Базовые курсы длятся две недели, на овладение профессией понадобится 11 месяцев. Получается, вы тратите в два раза меньше времени, а качество образования при этом гораздо выше.

Стоимость

Хорошие курсы — удовольствие не из дешёвых, но получение второго высшего обойдётся вам в куда более солидную сумму. Стоят ли затраты того? Сложно сказать, это зависит от вуза.

К сожалению, для российского высшего образования характерна ситуация, когда информация, которую вы только что получили на лекции, к моменту проведения этой самой лекции уже давно устарела.

Насколько ценными будут ваши знания к тому времени, когда вам выдадут диплом, остаётся только догадываться.

Ещё одна распространённая проблема, характерная по большей части для провинциальных вузов, связана с недостаточной квалификацией преподавателей. Печально, но опыт работы над реальными проектами есть не у всех из них. Вот и получается, что наставниками будущих практиков становятся закоренелые теоретики. Раз на раз не приходится, но обычно результат такого обучения довольно печален.

Подход GeekBrains к формированию штата учителей заслуживает уважения. Здесь собрались действительно лучшие из лучших: и вузовские преподаватели (насчёт их профессионализма не сомневайтесь, эти люди работают в лучших университетах страны), и специалисты крупнейших российских IT-компаний. Если у кого и перенимать опыт, то у них.

Стажировка

Как я уже сказал выше, программист-теоретик — интересное и довольно забавное явление, но такой специалист вряд ли заинтересует работодателя. Нужен опыт практической разработки, причём успешно выполненные университетские лабораторки к нему не относятся.

Получается замкнутый круг: без опыта не найти работу, без работы не получить опыта. В итоге приходится начинать с низкооплачиваемых позиций и тратить дополнительное время на то, чтобы научиться применять знания на практике. В 20 лет ещё можно смириться с подобным, в прочих случаях поступать так точно не стоит. Нужно получать опыт уже во время учёбы.

Выпускникам GeekBrains предлагает на выбор три варианта: стажировку непосредственно в стенах компании или в одной из 30 организаций-партнёров, а также работу над собственным проектом в IT-инкубаторе. Вне зависимости от того, какой тип стажировки вы выбрали, в результате у вас будет хорошее портфолио с реальными кейсами.

Качество получаемой информации

Правоведение и основы безопасности жизнедеятельности — предметы, безусловно, важные и для кого-то наверняка интересные, но к вашей будущей специальности они не имеют никакого отношения. Вы ведь хотели научиться кодить, а не тратить время на всякую ерунду, которая никогда в жизни не пригодится. Увы, в вузе выбирать не приходится: есть образовательный стандарт, он и диктует, чем вам заниматься.

С GeekBrains вы можете выбрать именно то направление, в котором хотите развиваться: веб-дизайн, оптимизация и продвижение сайтов, системное администрирование, мобильная или веб-разработка, программирование на Java, PHP, Python и C#, создание приложение под Android и iOS.

Если же вы пока только присматриваетесь к новой сфере, определиться поможет базовый курс «Основы программирования».

Набор специальностей

Предположим, вы хотите научиться писать приложения под Android. Цель, казалось бы, вполне чёткая и конкретная. Увы, в вузах такому вас вряд ли научат: в списке федеральных государственных образовательных стандартов ничего подобного не значится.

Ставить это в укор системе высшего образования довольно нелепо, всё-таки цель учёбы в университете — получение максимально широкого представления о предмете. Но факт остаётся фактом: конкретные знания о том, например, как создавать пользовательский интерфейс приложения, вы вряд ли получите.

Курсы на то и курсы, что программа образовательного модуля здесь заточена исключительно на освоение одной специальности, но со всех возможных сторон. За несколько месяцев обучения вас превратят в квалифицированного специалиста, обладающего всеми теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для дальнейшей работы в выбранной сфере.

Расход времени

Хорошо, допустим, вы всё-таки рискнули поступить в вуз. Теперь пришло время ответить на самый интересный вопрос: как совместить учёбу, работу и личную жизнь? Выберите из этих трёх слов лишнее, потому что уделять всему равное количество внимания просто не получится.

Занятия в вузе нельзя перенести на удобное время, поэтому придётся подстраивать свой график под расписание. К сожалению, сделать это не всегда получается, поэтому часть лекций вы неизбежно пропустите. Дальше всё зависит от лояльности преподавателей: простят они вынужденные прогулы или заставят каким-то образом их отрабатывать.

С курсами ситуация куда проще. Во-первых, вам не нужно никуда ехать. Заниматься можно дома, в парке и вообще где угодно, нужен лишь компьютер и доступ в Сеть. Во-вторых, у GeekBrains лекции проводятся по вечерам, поэтому не придётся отвлекаться от работы и оправдываться за это перед шефом. Наконец, если что-то и пропустили — ничего страшного, все лекции и домашние задания доступны в личном кабинете. Здесь же можно проконсультироваться с одногруппниками и преподавателями, когда возникают какие-то сложности с пониманием материала или применением его на практике.

Вывод вполне очевиден. Высшее образование — это хорошо, но не всегда и не для всех специальностей. Есть случаи, когда без него не обойтись, но зачастую гораздо разумнее будет выбрать обучение онлайн. Если вы хотите в сжатые сроки и за умеренные деньги получить образование, которое позволит претендовать на хорошую вакансию, курсы — ваше всё.

Стать программистом с GeekBrains

lifehacker.ru

вузы, где учат по специальности программистов

Для обучения программированию, вузы – далеко не единственный способ получения профессии, но этот способ проверенный. Какие вузы для программистов? Давайте узнаем.

Кто откажется работать в Лаборатории Касперского, Яндексе или Google? Пожалуй, никто. А уж тем более - программисты.

Для того чтобы стать хорошим программистом, нужно получить соответствующее образование и крайне желательно - высшее.

Смотрите также:

Вузы, где учат на программиста

Наибольшее количество высших учебных заведений и программ подготовки представлено в столице, но немало их и по стране.

Требования для поступления известны. Для обучения программированию, вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ.

Хорошие баллы нужно быть готовым показать по математике, физике и информатике, это предметы профилирующие. Также важен балл по русскому языку, а в процессе учёбы нужно будет подтянуться и по английскому. Английский язык для программиста очень важен.

Лучшими для программистов вузами в стране являются:

  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) – этот вуз для программистов страны станет визитной карточкой даже за границей. В учебном заведении множество специальностей для обучения программированию в разных направлениях и отраслях, а сам НИУ ИТМО входит в мировые рейтинги среди учебных заведений мира. Поступить на программирование в вуз НИУ ИТМО будет непросто, но попробовать определённо стоит.
  • Санкт-Петербургский государственный университет – ещё один престижный вуз для программистов. Учиться в СПбГУ тоже сложно, поступить непросто, но по взаимодействию с работодателями данное учебное заведение входило в рейтинг топ-20 лучших вузов мира, а значит, студенты никогда не останутся без работы.
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет также в списке лучших вузов для программистов. Это один из старейших вузов страны, еще не так давно входящий в пятерку ведущих университетов России.
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет – очень достойное учебное заведение для обучения программированию.
  • Новосибирский государственный технический университет – ещё один вуз для программистов, находящийся Сибирском федеральном округе.

Данные учебные заведения чаще всего входили в региональные рейтинги наиболее перспективных для обучения на программиста вузов. Но это совсем не значит, что вышеуказанный список исчерпывающий.

Программист – вузы Москвы

Вариантов для получения специальности в столице великое множество. Более того, в Москве вузы для программистов могут предложить различные специализации и направления.

Можно сосредоточиться на прикладном направлении и посвятить себя разработке и внедрению ПО, можно пойти в системное направление, чтобы заняться разработкой и поддержкой операционных систем, а можно и в веб-программирование, чтобы работать в глобальных сетях.

В списки лучших для программистов вузов Москвы входят:

  • Московский физико-технический институт (Государственный университет). По программам бакалавриата и магистратуры здесь обучают по направлениям: математика и информатика, прикладная математика и информатика, информатика и вычислительная техника. Проходной балл очень высок, поэтому поступит не каждый.
  • НИЯУ МИФИ обучает по направлениям: информатика и вычислительная техника; программная инженерия; прикладная математика и информатика; применение и эксплуатация автоматизированных систем спецназначения. Поступить в этот вуз на программиста тоже непросто, проходной балл высокий.
  • НИУ ВШЭ принимает будущих бакалавров на направления: прикладная математика и информатика; программная инженерия; информатика и вычислительная техника; прикладная математика. Проходной балл высокий.
  • НИТУ «МИСиС» ждёт абитуриентов для обучения по направлениям: прикладная математика; прикладная информатика; информатика и вычислительная техника; информационные системы и технологии.
  • МГТУ им. Баумана – один из самых известных технических вузов страны. Обучение здесь это уже престижно и почти идеально для обучения на инженера-программиста. Принимают, как бакалавров, так и будущих магистров по направлениям: прикладная математика и информатика; информатика и вычислительная техника; программная инженерия; прикладная информатика; информационные системы и технологии; математика и компьютерные науки; информационное аналитика.
  • МГУ им. Ломоносова – также очень престижный вуз для программистов. По программе бакалавриата обучиться можно на направлениях: прикладная математика и информатика; фундаментальные информатика и информационные технологии.

Не стоит забывать, что для программирования вузы не являются исключительным местом получения знаний. Программирование – это не медицина; теоретические, а также практические знания можно и нужно получать самостоятельно.

Множество известных программистов вообще не имеют высшего образования. Поэтому, вузы для программиста дают дополнительные преимущества, но это ещё не путь в профессию.

medcollege5.ru

Куда поступать на программиста? — Toster.ru

Вуз в образовании и работе вообще ничего не решает. В том числе любой иностранный, разве что кроме MIT.
Ни база, ни что-то другое. Конечно, речь не идёт о каком-то задрипанном коррумпированном частном вузе, но подойдёт любой областной технический университет с базовым ИТ направлением, где тебя будут дрючить нормально. И поверь, в ВУЗе лучше учиться тому, что там дают, в т.ч. устаревшим вещам. А самообразованием займёшься в первые два года работы и всю жизнь придётся заниматься. Потому что вузовский материал потом сложнее нагнать и понять, если там ничего не делать. Но тоже не критично. Онлайн видео-курсы тоже стенфорда с лихвой покрывают многие важные пробелы, которых может не быть в вузе.
Всё решает:
1. Желание учиться: готовиться к лекциям и парам, читать много, делать все задания.
2. Умение впитывать и заставлять себя впитывать новое, часто очень непонятное
3. Интерес, который проявляется часто курсу к 4ому. А вот соскакивают все курсе на 2ом. Это проявляется в т.ч. и в самообразовании и в просмотре курсов и в использовании полученных знаний и в чтении форумов.

Круто, если хотябы один-два препода в вузе будут практиками и ещё лучше, если они будут твоим научными руководителями, но это всё не критично. Потому что всё равно нужно просто интересоваться самому и читать самому. Так процесс построен. А что у нас плохо учат говорят те, кто со школой ещё не расстался и хочет чтобы ему что-то объясняли, а он решал : понимать это или завтра ещё раз объяснят.

Математика нужна мало. Всё уже давно решено. В случае с микроконтроллерами там вообще одна схемотехника и очень специфическое программирование на Си или реже Ассемблере. С++ нет и близко. С++ это только игры, операционные системы и высоконагруженные проекты. Очень специфичная область с высоким порогом входа.

Вот мы с коллегой работаем в одной компании, получаю я его больше, он меня старше, манагер и был раньше тестировщиком, а я разработчик. Он МФТИ закончил, я СевНТУ. Все что он мог бы, так это просто понт кинуть, как он учился в МФТИ, но хватает ума так не делать.
Может для экономистов и важны знакомства, в ИТ - нет. Программисты не манагеры, если родственников одних набрать, то и разориться легко можно, поэтому только через знания и честные собеседования.

Сам программист, 6 лет опыта, за плечами успешные собеседование в европейские компании. У нас жить и работать на иностранцев выгоднее (если в долларах получать), заканчивал именно специальность по микроконтроллерам и сетям, но работаю с вебом.

toster.ru

О высшем образовании / Хабр

У каждого человека есть определенный кругозор. Когда этот кругозор сужается до бесконечности малого, то он обращается в точку. Тогда человек и говорит, что это есть его точка зрения.

Давид Гилберт

Всё чаще слышны споры о том, нужно ли высшее образование программисту, и, учитывая, что поток мнений на эту вне всякого сомнения острую тему не иссякает, я решил высказать свои мысли. Как мне кажется, всеобщее разочарование в учёбе связано с многочисленными процессами и изменениями, происходящими в профессии и нуждается в серьёзном изучении. Ниже я рассмотрю наиболее распространённые заблуждения, мифы и основные причины явления.

Туда ли вы зашли?

Ещё раз напомню: Университет – не ПТУ, в нем изучают устройство гвоздей, а не учат их забивать. Вузы выпускают учёных и инженеров, а не обслуживающий персонал. Также нельзя забывать, что программистов у нас в стране выпускают математические факультеты, и официально они считаются математиками, хотя в последнее время и появились именно программистские направления, с ориетацией на промышленное программирование.

В вузе учат в первую очередь фундаментальным знаниям, тем, которые не устареют через несколько лет к вашему выпуску. Американский биолог из Национальных Институтов Здоровья написал мне: «Times change but fundamentals do not change» – времена меняются, а основы остаются. Именно поэтому лучше выбирать общие направления обучения и стараться брать максимальное число курсов по выбору, именно поэтому в американских вузах у физиков столько, на взгляд многих, «ненужных» курсов, таких как биология, химия или литература, вместо специализированных. Карл Саган, учившийся на астронома, упоминает в своей книге, что у них были лабораторные работы по генетике и эксперименты по проверке гипотезы абиогенеза. Не говоря уже о том, что в США можно кроме основной (major) получить еще несколько (minor) специальностей. Так что при выборе из теории эволюции и программирования Java – выберите лучше первое, возможно, когда-нибудь эти знания пригодятся в вашей карьере или жизни. Язык вы всё равно изучите, а специально интересоваться историей нашей планеты вряд ли станете. Ведь сужать свой кругозор всегда легче, чем расширять его.

Не следует считать, что в зарубежных вузах ситуация принципиально отличается. В результате многих лет параллельной эволюции во всём мире сложились схожие требования к специалистам. Вы совершенно правы в том, что вас будут учить иначе, но ошибаетесь в том, что вас будут учить иному. В вузах разных стран отличаются образовательные процессы, названия и объём курсов, качество практики и уровень вовлечённости учащихся в реальную науку, но теоретический минимум, лежащий в основе, везде примерно схожий. Происходит это не столько в результате унификации, сколько по объективным причинам: законы природы инвариантны во всех странах. Поэтому специалист из одной страны может работать во всём мире.

Кто такие программисты

Чтобы проиллюстрировать важность проблемы, я обращусь к аналогии. Представьте, что вы спросили, какая профессия у некоего человека, и вам ответили, что он строитель. Не имея никакой иной информации, сможете ли вы сказать, чем он занимается? Он может быть архитектором с художественным образованием, инженером, прорабом, квалифицированным рабочим или уборщиком строительного мусора. Не говоря уже, что во многих перечисленных направлениях есть свои специализации. И всё равно его бы назвали строителем, но, очевидно, что это разные строители. Чтобы сколотить собачью будку, не нужно специальное образование, а вот небоскрёб без него не возвести. Однако тех, кто занимается первым, обычно строителями не считают. Программистами же сейчас называют кого угодно. Математик, занимающийся алгоритмами; разработчик навигационных программ в НАСА; эксперт в ассемблере, изучающий вирусы; школьник, верстающий HTML страницы – всё это программисты. Так что прежде чем ответить на вопрос: нужно ли программисту образование, вам следует уточнить – какому именно. Возможно, в вашем конкретном случае образование действительно не нужно.

Нравится нам это или нет, но мечты Стругацких о мире младших научных сотрудников рухнули. Большинство же людей не собирается быть учёными или инженерами, и им нужно не университетское, а среднее специальное образование, которому учат в образовательном учреждении, называемом сейчас на европейский манер колледжем. Потому что, как правило, их желания и потребности не соответствуют целям вузов, а уровень предлагаемой им работы мало связан с наукой или инженерий. В этом нет ничего ужасного, так как во все времена в любой сфере инженеров всегда было меньше, чем рабочих. И в самой рабочей профессии, если она вам нравится, нет ничего унизительного, но при этом не нужно называть себя инженером. Вместо этого нужно честно признаться самому себе, кем вы хотите стать и не требовать от вузов быть тем, чем они не являются.

Семь раз отмерь

У каждой специальности есть свой минимальный набор обязательных знаний. У информатики и программирования такой основой служат математические курсы; так что вопрос: «нужно ли программисту образование?», обычно превращается в «нужна ли программисту математика?» или «нужно ли программисту так много математики?» Учитывая, что программист в классическом смысле – это инженер, вопрос можно сформулировать и иначе: «нужно ли образование инженеру?» Споров на этот счёт обычно не возникает. Проблема разве что вот в чём: не все хотят быть учёными и инженерами. Если предел ваших мечтаний – успешная игра в App Store, а не проектирование искусственного интеллекта, криптографического алгоритма или программ трёхмерной анимации, вы можете смело минуя вуз приступить к её выполнению, но и в этом случае знания не испортят вам карьеру. В вузах не знают, кем вы себя видите через много лет и чем планируете заниматься – не говоря уже о том, что вы сами в семнадцать лет можете ещё этого не знать. Считается, что лучше заранее научить вас всем основам, чем упустить что-то важное. Кроме того, основные курсы, как правило, взаимозависимы и нельзя просто взять и изъять некоторые из них. И их главная цель – не научить вас всему на свете, что в принципе невозможно, а предоставить вам примерную карту современных научных и инженерных знаний, чтобы при столкновении с неизвестным, вы смогли принять верное решение, в каком направлении идти.

Вернёмся к математике. Практически все книги по алгоритмам требуют от читателя некоторой математической культуры. А алгоритмы и структуры данных – как сказал Никлаус Вирт – являются программами, и не умея работать с ними, нельзя называться программистом. Причём это не обязательно умение разрабатывать свои алгоритмы, намного чаще нужно изменять чужие, приспосабливая их к частным случаям, но также и умение доказывать их корректность и применимость в различных условиях, и умение анализировать их поведение в некоторых ситуациях. Математика активно применяется в таких областях как криптография, графика, распознавание образов, работа с видео, звуком и изображениями, математическое моделирование реальных процессов. В таком, казалось бы, приземлённом системном программировании без серьёзных математических знаний невозможно написание компиляторов, планировщиков и файловых систем.

Математика является тем каркасом, на который нанизываются все прочие знания. Увы, многие начинают осваивать профессию с конца. Программист, изучивший языки программирования, инструменты разработки, различные технологии и паттерны, но не освоивший математические основы, напоминает художника, научившегося в совершенстве разбираться в красках и кистях, освоившего множество приёмов, но при этом не знающего композиции, перспективы, анатомии и прочих основ. У него может быть много гениальных мыслей, но выразить их он не сможет, и всё, на что ему остаётся рассчитывать – это работа ассистентом или раскрашивание чужих картин. Изредка незнание основ формирует новые стили, как, например, в случае с Ван Гогом (к его чести нужно сказать, что он осознавал свои проблемы и брал уроки живописи у профессионалов), но чаще становится препятствием в творчестве. И если в искусстве это ещё можно оправдать тем, что автор так видит, то в промышленности неправильный алгоритм генерации случайных чисел, приведший к тому, что миллионы долларов честных налогоплательщиков промахнулись мимо цели, не оправдан ничем.

При этом нельзя забывать, что для большинства программистов математика является скорее инструментом, чем наукой, и преподавать её нужно именно так, особенно первые курсы, всякий раз объясняя студентам, зачем им это нужно.

Что же касается гуманитарных и прочих непрофильных курсов, то их важность подчёркивается не только тем, что любому человеку желательно быть культурным и образованным, но ещё и тем, что человеческий разум крайне непредсказуем и порой черпает вдохновение из самых разных источников. Мой учитель русского языка рассказала мне историю ещё советских времён, как в одном авиационном вузе решили сэкономить и перестали читать курсы литературы. И что бы вы думали? Вскоре уровень выпускаемых инженеров снизился. Литературу пришлось вернуть. Так что курсы эти нужны. К сожалению, их часто ужасно преподают, что отнюдь не прибавляют им популярности; но мы же с вами говорим о самой идее, верно?

Так что если вы не используете знания, полученные в вузе, то проблемы скорее всего не в них, а в вашей работе, которая не позволяет вам реализоваться. Глупо винить свой вуз в неправильных знаниях, если человек учился проектировать алгоритмы шифрования, а работает менеджером в строительной фирме.

Зачем нужны вузы?

Хорошо, скажете вы, но чем регулярное образование лучше самообразования? В конце концов программирование не генетическая инженерия – лаборатории не нужны, а всю теорию можно выучить самому. В самом деле: учебные программы вузов известны, многие курсы открыты, любую книгу можно купить, взять в библиотеке или прочесть в Сети. Однако, не всё так просто, как кажется. Математику, в отличие от технологий и языков программирования, самому изучить очень нелегко. Вы можете и не знать, что делаете что-то не так, пока вам об этом не скажут. Огромное значение имеет и личное общение, например, можно несколько часов слушать лекцию и ничего не понять, а в перерыве узнать у преподавателя ответы на все вопросы. Некоторым программистам всё же нужны лаборатории и условия, например, тем, кто хочет программировать микропроцессоры с уникальной архитектурой, суперкомпьютеры, промышленных роботов или спутники.

Учёба в вузе – это ещё и возможность пройти практику в компаниях и организациях, в которые иначе бы вас не пустили. Это возможность заниматься наукой, писать статьи и участвовать в конференциях, что является условием работы в исследовательских лабораториях многих компаний, например, Samsung. Практически все серьёзные технологии были разработаны в университетах, а некоторые, в частности, знаменитый LLVM, вообще выросли из студенческих проектов. Известные компании были основаны учёными и выпускниками в стенах вузов: Silicon Graphics, Sun Microsystems, Yahoo, Adobe и многие иные.

Last but not least без формального образования, причём профильного, вам будут закрыты двери многих организаций, в прочих же вам придётся всякий раз доказывать свой профессионализм и быть намного лучше конкурентов, так как при прочих равных, за ними будет преимущество. Также без него практически нереально получить рабочую визу в приличные страны.

Кстати, требование «какого-нибудь» образования без указания профиля – во многом российское изобретение, так как во всех просмотренных мной англоязычных вакансиях всегда указывают желаемую степень, направление или приравниваемый к ним опыт.

Когда стучат снизу

Проблема имеет глобальный характер, но наиболее остро проявляется именно в программировании. И вот почему. Снижение входного порога сыграло с профессией злую шутку. Изначально все инструменты разработки писались опытными программистами, чтобы упростить свою жизнь. Эти технологии приносят пользу лишь в случае, если вы понимаете какие процессы в них происходят. Таким образом они позволяют вам написать большее количество программ за меньшее время, но их качество зависит исключительно от ваших знаний и умений, так как инструменты разработки ещё не умеют мыслить и принимать осознанные решения за вас. Затем кто-то решил, что упрощение программирования привлечёт в профессию больше специалистов, многие даже мечтали о временах, когда все люди, вне зависимости от своих способностей смогут писать программы. Бойтесь своих желаний. Увы, сейчас они во многом стали реальностью, и совсем не так, как предполагалось в семидесятые годы. Распространение дешёвой техники и легкость разработки привели к тому, что на рынок хлынул поток низкоквалифицированных программистов. А предложение, как выяснил ещё в прошлом веке Сирил Норктот Паркинсон, рождает спрос. Но мало написать программу, её ещё нужно распространять. Появление множества онлайн магазинов программ как раз предоставило такую возможность всем желающим. Открывшие их Google, Apple, Microsoft и прочие компании заинтересованы прежде всего в как можно большем числе программ для своих платформ, и они же выпускают инструменты разработки к ним. В таких условиях инструменты ещё сильнее упростились, что в конечном счёте привело к ещё большему снижению начального уровня программистов.

Итогом всего этого стала иллюзия легкости программирования, отношение к нему, как к чему-то несерьёзному, не требующему специальных знаний и образования, причём такое мнение сложилось не только у самих работников, но и, что много хуже, у неискушённых заказчиков и работодателей. Многие видели объявления с внушительным списком необходимых навыков, языков, библиотек и технологий, многочисленных обязанностей – исключая разве что курьерские услуги – которых с лихвой хватило бы на несколько вакансий, и скромной, если не сказать смешной зарплатой.

Это сложно себе представить в таких отраслях, как, например, авиастроение, так как там, где ценой оказываются человеческие жизни, очень тщательно подходят к выбору персонала и используют многочисленные фильтры, чтобы отсеять некомпетентных инженеров. Никому не нужны миллионные выплаты страховок, лишение лицензий и потеря репутации. Так, авиаконструктор может быть или хорошим, или никаким, потому что плохого никто не пустит к самолёту, какую бы низкую зарплату он не просил. Совсем иначе в программировании, в котором нет нижней границы, и всякий программист, какого бы низкого уровня он не был, не останется без работы. Факт, что наша цивилизация все ещё жива, говорит лишь о том, что большая часть выполняемой ими работы не является критически важной, и не то чтобы никому не нужна, но без неё легко можно было обойтись, а проблемы в ней не приводят к катастрофе. Представьте, что все компьютерные игры в мире внезапно прекратили свою работу, является ли это катастрофой? Разумеется, нет. Безусловно, это глобальная проблема, но уж никак не катастрофа. А если та же участь постигнет авиалайнеры, результаты будут трагичными. Конечно, и в программировании есть связанная с риском серьёзная и ответственная работа с жёстким отсевом, но её намного меньше.

Гарантии и реальная жизнь

Разумеется, сказанное не означает, что само наличие образования или знание математики превратит всякого в программиста мирового уровня. Всем известно, что большинство выпускников вузов не работают по своему направлению. И я лично знаю немало математиков, пишущих ужасные программы. В конце концов у вас может не быть способностей к программированию. Я вообще против использования упрощённых критериев. В жизни важно всё: и образование, и знания, и оценки, и научная работа, и практика, и ваше желание.

Многие воспринимают слова о социальном лифте слишком упрощённо, в реальности же вуз является скорее социальной лестницей, и чтобы прийти к желаемому, вам нужно идти самим. Образование не гарантирует вам хорошую работу, если вы сами не приложили усилий. И если вы во время учёбы не участвовали ни в каких проектах и начали искать работу лишь после выпуска, значит программирование вам не интересно.

Как же они?

Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Ларри Эллисон. Читая истории успеха известных людей, многие неокрепшие умы мыслят так: «если они смогли, значит и я смогу». Возможно. Но имейте в виду, что успех – понятие многогранное: одно дело стать успешным маркетологом и совсем иное – выдающимся программистом. Тем не менее не секрет, что некоторые всемирно известные программисты не имеют образования, но, примеряя их жизни на себя, помните, что они представляют собой редкие счастливые исключения среди множества неудачников. Если кто-то выпрыгнул из окна и остался жив, это не значит, что вам не стоит использовать лестницу. Аналогично не нужно (весьма распространённая ошибка) путать бумагу с образованием: то, что они не закончили обучение, ещё не значит, что они вовсе не учились. Практически все они проучились несколько семестров, прослушали первые курсы и получили некоторые знания, а, например, Стив Возняк через много лет всё-таки вернулся и завершил свою учёбу. Не меньшее значение имеют их интеллектуальные способности и характер: как правило, все они яркие, умные, талантливые и в чём-то гениальные личности, с самого начала знающие, что им нужно, целеустремлённые, занимающиеся исключительно тем, что им нравится, и обладающие феноменальной работоспособностью. Они не спрашивали чужого мнения и не навязывали своего. И всё же некоторые из них, например, Джон Кармак, жалеют, что в юности считали себя самыми умными и ничему не учились.

Если вы такой же как они, я искренне желаю вам успехов, противном случае не лучше ли использовать проверенные пути?

habr.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о