Хороший преподаватель это – Как правильно выбрать репетитора? Самый верный способ найти хорошего преподавателя – это пробовать ходить на его занятия.

Содержание

Каким должен быть хороший преподаватель иностранного языка

Сегодняшняя статья будет полностью посвящена прекрасной профессии преподавателей .Каким должен быть хороший преподаватель иностранного языка и сколько он должен стоить.

Начнем, пожалуй, с составляющих хорошего преподавателя.

Вот уже на протяжении 9 лет своей работы, я внимательно слушаю всех своих учеников. Когда человек приходит на первый урок, я всегда интересуюсь какие у него есть пожелания к уроком, какой опыт изучения английского языка. Сегодня я бы хотела поделиться с Вами своим открытием.

Вот, на что, часто жалуются люди:

1. Неспособность преподавателя внятно объяснить материал.
2. Чрезмерное занятие грамматикой и отсутствие разговорной практики.
3. Сомнения в способностях своего ученика.
4. Безответственное отношение преподавателя к занятиям (частая их отмена, отсутствие подготовки).
5. Скучные занятия.

6. Страх и неуверенность студента перед походом на урок.

Вот чего студенты хотят:

1. Заговорить ☺ (Первое, что я слышу в 95% случаев).
2. Выучить английский до нужного уровня.
3. Сдать экзамен на нужный балл.
4. Человеческого отношения к себе.
5. Интересных уроков.

Если посмотреть на статистику, все не так уж и сложно. Люди, желающие выучить язык или сдать экзамен, не ставят перед собой цель найти кого-то подешевле, они ставят перед собой цель найти кого-то получше, в профессиональном плане и покомфортнее – в человеческом.

Итак, теперь разберемся, кто же такой хороший преподаватель и какие его составляющие:

1. Знание своего дела, наличие высоких профессиональных навыков.

2. Образование в своей сфере. (Я знаю только нескольких преподавателей, которые стали профессионалом своего дела без профильного образования, но таких людей – единицы, которые по-настоящему болеют, тем чем занимаются и неустанно развиваются).

3. Отношение к своему делу и к самим студентам. Хороший преподаватель знает, что после урока студент может в любой момент обратиться за помощью к нему, это – нормальная практика.

4. Постоянное повышение квалификации. Сейчас можно найти огромное количество бесплатных ресурсов для преподавателей. Нужен только: интернет, мотивация и знание английского языка на высоком уровне ☺

5. Ответственность. Когда, преподаватель постоянно отменяет уроки, каким бы он не был профессионалом, толка от этих занятий не будет. Своевременное домашнее задание, отслеживание прогресса студента, проверка уровня знаний студента относится к этому же пункту.

6. Отличное (не просто хорошее) произношение. Если только, Вы не пришли повысить навыки написания письма или грамматики.

7. Занятия по учебникам настоящего

. Да простит меня Бонк ☺

8. Языковая практика за границей или общение с носителями языка. Любой иностранный язык развивается, а с ним должен развиваться и сам преподаватель. Благодаря общению в настоящей языковой среде иностранного языка, преподаватель повышает свой уровень и отслеживает новые тенденции развития самого языка.

9. Гарантия качества. Нельзя готовить к тому, о чем Вы не имеете понятия. Настоящий профессионал всегда может дать гарантию на свою работу, любитель же будет Вам объяснять, что гарантию не может дать никто.

10. Поддержка своего студента “No matter what”. Хороший преподаватель, он как друг – всегда рядом, чтобы не случилось.

Если Вы внимательно ознакомились с составляющими хорошего преподавателя, Вы должны понимать, что он НЕ может стоит дешево, Сознательно занижать стоимость работы для преподавателя – то же самое, что расписаться в собственной профнепригодности.

Человек, с высшим профильным образованием, который постоянно повышает свою квалификацию, разрабатывает собственные материалы и методики, готовит к поступлению на нужный балл и просто становится вашей опорой в изучении языка, априори не может стоит дешево.

Прежде чем выбирать между дешево и «затратно», подумайте, а какие гарантии Вы получите, если будете заниматься с теми кто : “Просто люблю английский язык, могу научить ему и Вас”, “Занимаюсь только с нуля французским в силу сложности языка”, “Для меня сертификации пустая трата времени…”, “А кто Вам может дать гарантию? Я – не могу”, “Я преподаватель от Бога”. Это – реальные реплики, сказанные реальными преподавателями! Смешно и очень – очень грустно.

И это – только часть преподавателей, которые Вас, к сожалению, ничему не научат.

Почему?  Потому что, они сами ничему не учатся и никак не развиваются.

Отсюда и преобладающая дешевая цена на рынке и неуважение к профессии преподавателя (многие воспринимают преподавателей как сферу услуг ☹), сомнения преподавателя в своих силах и нежелание учить студентов как надо.

Что можно сделать в данной ситуации? Ответ очевиден – учиться! Только так студенты будут уважать преподавателей, а преподаватели научаться, наконец-то, ценить свой труд и получать удовольствие от своей профессии.

NB! На заметку молодым специалистам…

Запомните раз и навсегда, Ваш возраст это – только цифры, если Вы знаете свой предмет на отлично, развиваетесь и легко обучаете людей, а Вашим студентам с Вами всегда комфортно и интересно, Вы – профессионал. И Вы уже дорогого стоите.

Команда “The Academic Advisor”

theacademicadvisor.com.ua

Кто такой хороший преподаватель и как им стать?, Психология – Гештальт Клуб

Кто такой хороший преподаватель и как им стать?

Для тех, кто преподает не важно что, кто обучает людей различных возрастов, кто ищет хорошего преподавателя, мечтает им стать или для тех, кому просто интересно.

Каким должен быть хороший преподаватель, вопрос достаточно спорный и неоднозначный, поэтому интересный. Здесь есть пространство для мысли и фантазии, но если взглянуть на практическую сторону проблемы, становится очевидно, что для этого не обязательно иметь семь пядей во лбу. Достаточно лишь, помимо квалификационных, обладать несколькими «человеческими навыками», позволяющими не просто передавать знания ученику, а и устанавливать с ним контакт на человеческом уровне, чтобы он эти знания смог принять, усвоить и приумножить. Я говорю именно о навыках, потому что преподавание – это в первою очередь навык, а не талант, как это принято было считать раньше. Это умение доступно каждому не очень ленивому желающему, согласному посвящать этому время, усилия, деньги и самого себя.

Так вот, какими же эти «человеческие навыки» должны быть?

Я работаю в преподавании вот уже одиннадцатый год и не перестаю с интересом наблюдать за собой и за своими студентами, за нашим общением, особенностями построения коммуникации, факторами, влияющими на успеваемость и результатами, к которым мы в итоге приходим. Также я провожу опрос каждой новой группы, задавая им два вопроса: 1) Каким на ваш взгляд должен быть хороший преподаватель? 2) Смогли бы вы сами что-нибудь преподавать? Касательно первого вопроса, если отбросить комментарии о знании своего предмета, то получается следующее: хороший преподаватель – это такой человек с которым комфортно и интересно, с ним не чувствуешь напряжения и страха сделать ошибку, он вызывает уважение и его мнение ценно. 

Проанализировав ответы моих студентов, сопоставив их с собственным представлением и поведением в процессе обучения, я пришла к выводу, что для того чтобы быть хорошим преподавателем необходимо следующее:

  1. 1.Помогать, а не напутствовать.

Преподаватель – это не проповедник, поэтому делясь своими знаниями, мы лишь помогаем ученику освоить предмет, без наставлений в стиле «я научу тебя, как жить» и т.д. Партнерская позиция в процессе обучения самая эффективная, так как она предполагает сотрудничество двух равноценных, взрослых людей, объединённых общей целью. Сделайте ученика своим партнером, разделите с ним ответственность за результат и вы увидите, что вопрос мотивации отпадет сам собой.

Два года назад у меня был студент, подросток, готовящийся сдать  языковой экзамен. Когда он пришел на первое занятие, то сообщил о том, что ему сложно организовать себя и попросил меня жестко контролировать его, и что он будет делать все, что я скажу, потому что он полагается на мой профессионализм и на то, что я знаю лучше что и как он должен делать. Меня такое доверие, мягко скажем, насторожило. Я сказала, что не собираюсь этого делать, ведь я буду работать не с младенцем, а со взрослым человеком, который способен отдавать себе отчет в своих действиях и нести за них ответственность. С того момента мы стали партнерами, равноценно вносившими свой вклад в общее дело. Я лишь сопровождала процесс его обучения, спрашивала о трудностях, о том, что ему нравится, консультировалась с ним на счет программы, интересовалась его видением. У нас никогда не было проблем с домашним заданием и с опозданиями, потому что он знал, что я не буду его отчитывать или смотреть высокомерным взглядом человека, знающего как надо. Мне не нужно было придумывать что-то специальное, что бы вызвать в нем интерес, он проявлял его сам, а я просто шла с ним рядом.

  1. 2.Видеть, слышать, доверять.

Будьте внимательны к тем, кого обучаете. Просто наблюдайте, смотрите, слушайте, задавайте вопросы. Часто людям сложно и непросто дается освоение материала, и они сами не знают, почему так складывается. Одни говорят, что память плохая, что это  правила грамматики дурацкие, что слов слишком много, а времени слишком мало. Причин может быть миллион, но если Вы просто присмотритесь к выражению их лиц, с которым они это говорят, прислушаетесь к тембру их голоса, к ритму дыхания, к повторяющимся фразам или словам, то кроме рациональных объяснений, сможете увидеть что-то еще. Всплывают чувства, мысли, убеждения, установки, все от чего на прямую зависит результат. Если Вам удалось что-то из этого заметить, доверяйте своему восприятию, скажите об этом мягко и с поддержкой в голосе и возможно это станет поворотным моментом всего процесса обучения. Человек всегда сообщает о том, что ему нужно прямо или косвенно, достаточно просто прислушаться. Доверяйте тому, что говорит Ваш ученик, даже если Вы так не считаете, для него все именно так и это важно.

Женщина 38 лет, занимающая достаточно высокую должность в банке, успешно и стремительно построившая свою карьеру, решила усовершенствовать английский язык. На первом же занятии на вопрос, что вы больше всего не любите в жизни, она ответила, что ненавидит проигрывать. Меня впечатлил не так сам ответ, как выражение лица, с которым она это произнесла. Ее лицо буквально искривилось от призрения и отвращения при этих словах. Через несколько недель она начала испытывать первые трудности в изучении перфектных времен, и я заметила, что она начала часто отменять занятия, ссылаться на то, что полно работы и т.д. При встрече я спросила ее: «Когда Вы делаете ошибки в перфектных временах, Вы себя чувствуете скорее в выигрыше или проигравшей?» – «Конечно в проигрыше!» – вскрикнула она. Она добавила, что, наверное, она глупа или склад ума у нее не тот, что она такую простую вещь запомнить не может. Я ответила, что верю ей, что она действительно все это ощущает и для нее все именно так. Я не стала ее разубеждать, обычно людей это только злит. Затем я спросила, как я могу ей помочь в такой ситуации, и она предложила на время отложить грамматику и просто обсудить прошлую серию сериала, который мы смотрели для развития восприятия на слух. Я согласилась с ней, и мы весело провели три последующих занятия, а потом она, между прочим, сообщила мне, что, наконец, начинает понимать, в чем суть этого замысловатого времени.

  1. 3.Искренность, присутствие, удовольствие.

Будьте искренни, что бы Вы ни делали! Если Вы спрашивайте как дела, делайте это искренне, если Вам не интересно спросите о погоде.  Люди очень чувствительны к фальши и очень об это ранятся. Если человек приходит к Вам учиться, проявите уважение к нему и к себе, будьте человеком, а не функцией и будьте честными. Отношения Я – Ты в деле преподавания находятся на первом плане, это даже важнее чем то, как хорошо Вы знаете свой предмет. Чтобы воспринимать Вас как учителя, человек должен Вам доверять. А доверие – дело тонкое. 

Как-то пришел ко мне мой студент и настороженно спросил: « А Вы в начале урока, когда спрашиваете как дела, зачем это делаете? Это просто часть урока, упражнение такое?». Я поинтересовалась, почему он спрашивает и выяснила, что его приятелю преподаватель раскрыла тайну, что на самом деле ей не важно, как у него дела, это просто ритуал такой. Мой студент смотрел с укором возмущенно мне в глаза, пока я не ответила, что спрашиваю это искренне.

Когда Вы на уроке со своими студентами, значит, Вы решили этот кусочек своей жизни провести именно так. Важно, что бы преподаватель получал удовольствие от  процесса взаимодействия. Потому что именно тогда появляется интерес, азарт, креативность и наполненность совместно проведенного времени. Будьте здесь и сейчас, присутствуйте всей своей личностью, всей своей природой, будьте любопытны к человеку напротив, пусть он тоже научит Вас чему-то, ощутите ценность времени и ценность взаимного обмена знаниями и мыслями и Вы перестанете считать минуты до конца урока.

  1. 4.Границы. Должны быть границы.

Понятие границ в преподавании также важно, как и в любом деле, касающемся коммуникации и построения взаимоотношений с другими людьми. Общение не должно быть слишком формальным, но и панибратством увлекаться не стоит. Например, я прошу моих студентов называть меня по имени, просто Оля, но при этом обращаться исключительно на «Вы». В свою очередь, я обращаюсь к ним точно также. Это позволяет установить дистанцию достаточно близкую для душевной беседы и достаточно далекую для соблюдения всех канонов формального общения. В понятие границ входит уважение собственных убеждений, принципов, потребностей, времени и труда и вместе с этим уважительное отношение к убеждениям, принципам, потребностям, времени и труду другого человека. Если Вы цените свое и чужое время, приходите вовремя и вовремя заканчиваете занятие, выполняйте обещания данные студенту и не разрешайте собой пренебрегать. Цените собственные усилия, потраченные на подготовку к уроку, которые должны быть соразмерными с усилиями Вашего студента, потраченными на изучение материала.

Иногда бывает сложно соблюдать дистанцию, особенно если Вы работаете с людьми намного старше Вас по возрасту, должности или социальному статусу. Но это как раз и есть самое важное в работе с ними, потому что, позволив им перейти свою границу единожды, Вы перестаете быть партнером в их глазах, а значит, под угрозой не только ваше равноценное взаимодействие, но и сам результат работы.

  1. 5.Реалистичное поддерживающее оценивание.

Оценка нужна, но лишь как средство определения точки развития, на которой ваш студент в данный момент времени находится. Я никогда не высказываю негативных оценок, просто потому что их нет. Есть лишь реальные знания, их и нужно отмечать. Что касается ожиданий, Ваших или Вашего ученика, то они, по большому счету ничего не значат. Важно лишь то, чего человек достиг на данный момент и это ценно. Только признав ценность того, что есть сейчас, Вы сможете обрести силы и мотивацию двигаться дальше.

Мужчина, 45 лет, топ менеджер в международной компании. Будучи очень интеллектуально развитым и успешным человеком, он боялся писать тесты. Боялся в прямом смысле слова, ожидая от меня беспощадной критики и чувствуя стыд лишь допуская возможность ошибки. Кстати, по этой же причине он не говорил на английском языке в присутствии партнеров и коллег. Он не воспринимал похвалу, потому что считал это лестью, он же лучше знает, что он на самом деле ничего не знает. Только после того, как я начала комментировать каждый его успех в изучении, отмечая это как точку, на которой он находится в данный момент, не забывая вспомнить точки, отмеченные месяц и два назад, он начал верить в реалистичность моей оценки и чувствовать результат от приложенных усилий. Еще я объяснила, что я ничего не ожидаю от него, что могу лишь констатировать факт его знаний здесь и сейчас и отказываюсь делать какие-либо прогнозы. Я всегда подчеркивала, что изучать иностранный язык – это очень сложная задача и что он постепенно с ней справляется, хоть ему и сложно. Я верю в то, что человек всегда делает лучшее, на что он способен в данный момент. Мой студент понимал, что я замечаю то, как ему сложно и отношусь к этому с уважением, и что ценю его заслуги. Вера в себя потихоньку росла. Я присутствовала на его  первой презентации, и он провел ее успешно и волнительно, ощущая радость и триумф от собственной победы.

  1. 6.Планирование, систематизация, контроль.

В предыдущей своей статье я детально описывала навык планирования. Здесь повторюсь лишь, что планировать необходимо, необходимо разработать систему и контролировать то, чтобы вы вместе ее придерживались. Отнеситесь к этому ответственно, но помните, что эта система должна быть достаточно гибкой, что бы подстраивать ее под изменение внешних и внутренних факторов. Если система не работает, лучше отказаться от нее, изменить или дополнить, не стоит упорствовать на том, что скорее вызывает отторжение, нежели принятие.  Лучше всего план обучения разрабатывать совместно с учеником, учитывая его пожелания, ресурсы и возможности.

Вот собственно и все, о чем хотелось написать. Желаю Вам удачи и удовольствия от работы! Помните о том, что Вы несете в этот мир большое, светлое и вечное – знания.

Автор текста: Ольга Билинская, психолог, психотерапевт, практикующий преподаватель английского языка, тренер по подготовке к сдаче международных стандартизированных тестов

IELTS

&

TOEFL

, автор тренинговых и обучающих программ.

gestaltclub.com

10 признаков хорошего преподавателя – Школа польского языка Polskipro.by

Огромную роль в качестве и эффективности обучения играет личность преподавателя. Именно под его чутким руководством можно достичь заметных успехов в изучении польского языка, остаться топтаться на месте или вообще отбить всю охоту к языку.

Хороший преподаватель — это микс определенных черт характера, профессиональных и личных способностей и умений. Всегда тяжело выбирать среди множества специалистов. Мы выделили 10 признаков, которые, по нашему мнению, являются наиболее важными для успешного обучения.

1. Образованный
Преподаватель должен хорошо знать польский язык, это ясно каждому. Но гораздо важнее, когда преподаватель умеет передать свои знания и научить других.
Например, носитель польского языка не всегда будет хорошим преподавателем, т.к. множество грамматических правил он знает просто интуитивно и не в силах объяснить логику или закономерность другим.

2. Готовый к уроку
Это не значит, что преподаватель сделал для себя план урока, как его учили в педуниверситете, и копии нужных страниц учебника. Преподаватель должен представлять уровень учащихся, подбирать определенный материал из различных источников (учебники, словари, интернет), быть готовым ответить на каверзные вопросы и при этом доступно объяснить материал.

3. Эрудированный

Все люди разные, и то, что интересно одним, может совершенно быть безразлично другим. Хороший преподаватель должен быть эрудирован, чтобы найти общую тему для разговора на польском языке. Ведь не всем интересны машины и атомная энергетика, но зачастую ученикам так хочется об этом поговорить!

4. Любит свой предмет
Это видно уже с первых занятий по блеску в глазах.

5. Требовательный
Мало кто любит, когда от них чего-то ожидают или требуют. Тем более, когда дело касается иностранных языков. Мы стараемся объяснить своему преподавателю, что у нас нет времени на домашние задания: у нас работа, дети, командировки. А он все требует и требует.

Но потом именно ему мы благодарны и его вспоминаем, когда достигаем поставленной цели.

6. Учится
Преподаватель не может всего знать. Даже носитель языка не все знает о своем языке. Но он постоянно учится, узнает что-то новое, шлифует свои знания.

Кроме этого хороший преподаватель также учится учить. Каждый ученик, индивидуален, и один способ обучения не может подойти всем, поэтому преподаватель все время в поиске хорошей методики.

7.Хороший слушатель
На занятиях ученик важнее преподавателя. Именно на него обращено все внимание, именно его потребности нужно слушать и слышать.

В идеале на занятиях преподаватель должен говорить меньше ученика, и если на первых занятиях это невозможно, то в последующем, при правильном обучении, ученик должен забирать все больше и больше времени себе.

8. Проверяет
Преподаватель всегда должен проводить контроль ваших знаний. Начиная от проверки домашнего задания и заканчивая различными тематическими тестами. Это важно в первую очередь для ученика, чтобы видеть свой прогресс.

9. Мотивирует
Хороший преподаватель всегда найдет кучу причин, чтобы вы выучили польский язык.

10. Ваш коллега
Хороший преподаватель — не просто ваш наставник, но и ваш коллега. Общение с ним не должно и не может быть ограниченно только временем занятий и касаться только польского языка.

У вас есть вопрос, не связанный непосредственно с языком? Хороший преподаватель никогда не откажет в помощи по мере своих возможностей и знаний.

Вы считаете, что таких преподавателей не существует? Приходите к нам на занятия, и мы докажем вам обратное!

Записаться на курсы

Вам будет интересно!

polskipro.by

11 признаков хорошего преподавателя английского

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность — выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы под ваш уровень и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский — родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем — это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм

giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч новых слов! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача — найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык — английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.

10. Резюме и первое общение

Здесь есть два важных момента. Безусловно, резюме должно быть лаконичным и грамотным, ведь именно оно отражает то, как преподаватель относится к работе и ведёт дела. Но более интересен другой аспект: то, как педагог преподносит вам информацию. Если он уже на первой встрече осыпает вас непонятными терминами и аббревиатурами, задумайтесь: скорее всего, в такой же манере он будет вести и ваши занятия.

giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей — вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым — норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

lifehacker.ru

Кто такой «хороший учитель»?

«Он артист — но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор — но его работ никто не видит. Он врач — но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать — но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя — план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой». Так пишет о профессии учителя Симон Соловейчик в «Последней книге» (Первое сентября, 1999).

Постоянно спрашивать себя, интересно ли ребенку учиться, вновь и вновь убеждаться, что универсальных педагогических рецептов не существует, превосходить себя, чтобы ученик преодолел планку требований общества. Таков удел учителей, которые со страстью и смирением посвятили себя этой профессии.

Они не пишут в дневниках замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету»… Наоборот, они не устают размышлять над своей работой, снова и снова ищут ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться?

«Она сказала: не бойся, что не получится»

Мария, 27 лет, журналист

«Элегантная, улыбчивая, открытая — Галина Петровна поразила меня с первой встречи. Захотелось подойти к ней и заговорить. На ее уроках литературы было интересно всем. Она принимала и «странные» работы: я, например, как-то написала продолжение «Евгения Онегина» вместо сочинения. А еще она блестяще учила русскому языку. Никогда не забуду результаты первого диктанта на журфаке МГУ. Я, студентка из Беларуси, допустила три ошибки, а мои одногруппники — по 20 и больше!

И все же для меня самым важным было то, что к Галине Петровне можно было обратиться за любым советом. Классе в 9-м я рассказала ей о своих сомнениях по поводу будущего: тогда я уже работала в местной газете, но хотелось чего-то большего. И она ответила: «Не бойся, поезжай учиться. Даже если не получится, ты будешь знать, что хотя бы попыталась». Я запомнила ее слова — и стала спокойнее, увереннее, сильнее.

Я ее ценила и очень любила: моя учительница меня поддержала в очень непростой момент. Потом я уехала в Москву и поступила в университет, о котором мечтала. Несколько лет назад моей учительницы не стало. Но присутствие ее я чувствую даже теперь, особенно в те моменты, когда нужно принять серьезное решение. Когда я чего-то боюсь или волнуюсь, то вспоминаю этот случай из прошлого и иду вперед».

Передать интерес

«Желание узнавать новое — это и есть желание учиться, — говорит детский психолог Галия Нигметжанова. — Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле — его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе». Никакие уговоры тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Конечно, нужно помочь детям усвоить необходимые практические навыки: как лучше запоминать материал, как правильно распределить время. Но интерес к освоению нового передается только на личном примере, и ученики безошибочно чувствуют, любит ли сам учитель тот предмет, который им преподает.

«Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях, — продолжает детский психолог. — Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится».

«Хороший учитель — не тот, кто знает все ответы, — добавляет доктор педагогических наук Борис Бим-Бад, — но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него — это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий. И детей очаровывает это желание узнать».

Один на один

Конечно, есть множество вещей, которые усложняют работу учителя. Они погружают неопытных в отчаяние и заставляют профессионалов терять веру в себя. Это и система образования с ее бесконечными, и нередко противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма. Это и трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе, и отношения с их родителями.

Кроме того, дети, которые испытывают страх перед учебой, зачастую маскируют его шутовством и всевозможными провокациями, порождая в учителе ответный — и чаще всего неосознаваемый — страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей возможности размышлять, сомневаться, пробовать. А главное — во всех этих ситуациях учитель оказывается один на один со своими проблемами.

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре

«Сегодня в учительской среде нет культуры профессионального обсуждения и взаимной поддержки, — сожалеет Галия Нигметжанова. — Коллеги не решаются поделиться своими промахами и неудачами, а в большинстве школ нет командного духа». Непросто признать свои сомнения, нужна отвага, чтобы попросить о помощи.

«Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре, — уверен Борис Бим-Бад. — Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий».

«С одной стороны, некоторая доля авторитарности необходима учителю, именно такие люди и удерживаются в этой профессии, — размышляет Галия Нигметжанова. — С другой стороны, очень опасно застыть на своем пьедестале. Лекарство тут одно — развивать умение наблюдать за собой и за другими, заглядывать в себя, описывать свои чувства. И оставаться открытым с учениками. Тогда причины своих трудностей учитель найдет не в других, а в себе самом».

«Я хотел, чтобы мною гордились»

Глеб, 19 лет, студент ВГИКа

«Все 11 школьных лет физкультуру в нашем классе вели Алексей Борисович и Марина Юрьевна, муж и жена. Он — мастер спорта по гимнастике, она — по фигурному катанию. Наши учителя всегда были достаточно строгими. Но шло время, мы взрослели, и наше общение становилось менее формальным.

В школе я страстно увлекся армрестлингом. Моя любовь к спорту возникла не только потому, что я восхищался моими учителями, но еще и благодаря нашим человеческим отношениям: хорошие оценки, высокие результаты — хотелось их не подвести, мне было важно, чтобы они мною гордились. Для меня это очень важно и сейчас.

Учителя научили меня самому главному — добиваться цели и преодолевать трудности. За это я им очень благодарен. Хотя я и не стал связывать профессиональную жизнь со спортом, я продолжаю заниматься армрестлингом — в прошлом году вошел в пятерку победителей на чемпионате мира в Бразилии — и большим теннисом. А с Алексеем Борисовичем и Мариной Юрьевной нас теперь связывают не только общие воспоминания или впечатления о совместных поездках, но и дружба. Иногда я и сейчас обращаюсь к ним за помощью».

Разные способности

В трудностях с учебой нет ничего необычного. Они связаны с особенностями личности ребенка, чертами характера, обстановкой в семье. Лишь когда учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они и вырастают в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на «камчатку», предоставляют самим себе. Другой вариант — когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми.

«Одно из главных качеств в нашей профессии — это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности, которые он сам не всегда осознает, — уверен учитель словесности Сергей Волков. — Образно говоря, я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс».

Понимая, насколько различны способности учеников, мудрые учителя позволяют детям идти к знанию своим путем… и иногда на нем заблуждаться — ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?

«Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки, — уточняет Сергей Волков. — Но гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета». Поэтому хороший учитель не тот, кто не допускает ошибок, но кто ценит продвижение вперед своего ученика.

Свобода вопреки

Чувствует ли себя свободным учитель-диктатор или учитель-популист? Нет, их силы направлены на удержание власти над детьми в первом случае и удержание симпатий у детей — во втором. Между тем, как писал Симон Соловейчик, один из секретов больших учителей состоит в том, что «они чувствуют себя свободными с детьми, не зависят от них. Именно оттого и свободны, что с потрясающей силой уважают ребенка, сохраняя и единство с ним, и чувство расстояния…»

«Учителю не нужно что-то изображать, когда он входит в класс, — говорит Сергей Волков. — Во-первых, дети точно чувствуют эту искусственность. Во-вторых, им интересней человек, который свободен, который позволяет себе быть собой в любых ситуациях. Тогда возникает диалог уважающих друг друга людей — учителя и учеников». А это значит, что и дети чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать мнение и при этом прислушиваются к мнению других.

Настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы

Хорошему учителю всегда трудно. Система школьного образования отнюдь не поощряет ни свободу учителя, ни воспитание самостоятельно мыслящих людей. Как говорит Борис Бим-Бад, школа в целом «ориентирована на тиражирование людей подчиняющихся, поэтому настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы»

Но тем не менее педагоги всегда были, есть и будут. Встреча с ними для ребенка бесценна. Вот почему Борис Бим-Бад рекомендует родителям ориентироваться не на престижную школу, а искать в первую очередь хорошего учителя, который, возможно, трудится и в самой обычной школе.

Каким он должен быть?

Ответить на этот вопрос мы предложили посетителям нашего сайта. Хороший учитель прежде всего должен быть страстно увлечен своим предметом — так считает большинство участников опроса, 67%. И этот ответ совпадает с мнением наших экспертов. Гораздо реже назывались такие качества, как умение объяснять материал — 14%, готовность использовать нестандартные приемы — 8%, заботиться о своих учениках — 4%, требовательность и умение поддерживать дисциплину в классе — 2%. Не то чтобы эти качества были не важны, но интерес ребенка к учебе родители ценят больше всего.

Об эксперте

Галия Нигметжанова, детский психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Читайте также

www.psychologies.ru

Идеальный преподаватель. Мои мысли и опыт.

Для меня отношения между учителем и учеником всегда были чем-то особенным. Видимо потому, что мне очень интересно учиться и я всегда ищу человека, который мог бы меня чему-то научить. Не просто растолковать академические знания из учебника, а передать жизненный опыт.

Все знают японское слово Sensei 先生, которое по иероглифам означает “тот, кто родился раньше”. Т.е. в понимании японцев учитель это скорее наставник, который передает младшим знания, которые он неизбежно приобрел за свою жизнь.

И прежде чем я напишу еще много букв о своем опыте, я хочу задать вопрос и спросить вашего мнения.
 Кто был вашим любимым преподавателем (в школе, университете, возможно наставник на работе или просто мудрый человек по жизни)? Почему на ваш взгляд у вас с ним случилась такая любовь? Что вас восхищает в этом человеке помимо глубоких знаний?
Можно рассказать и от противного – у каких людей вы не хотели бы учиться, даже если они действительно хорошо разбираются в своей теме?

Что я могу сама сказать по данному вопросу? Краткое резюме для тех, кто не дочитает до конца (у меня начала развиваться фобия по поводу того, что я пишу слишком длинно:)

Хороший учитель для меня это:

1. Профессионал, который непрерывно совершенствуется.
2. Человек, подходящий мне по характеру.
3. Мудрый, мягкий человек, который не вешает ярлыки, не высказывается резко и не критикует всех и вся.
4. Человек, который прежде всего любит и уважает других людей как личностей. Ему интересно передавать свои знания.
5. Человек, который не просто читал книги и пересказывает, а имеет интересный жизненный опыт и опыт работы по специальности.
6. Для преподавателей языков минимум год проживания в стране изучаемого языка.

А теперь то же самое, но подробно, с мыслями и примерами:) Примеров много лингвистических, поскольку я сама лингвист.

1. Профессионалов на самом деле мало. Я видела преподавателей, которые читают те же самые лекции, что и 10 лет назад, преподавателей, которые приходят на занятия по языку с распечатками из учебников (тоже далеко не свежих) и учебники из года в год не меняются. Я видела врачей в поликлинике, которые продолжают выписывать лекарства от простуды, которые 15 лет как устарели и считаются неэффективными.

Каков мой идеал преподавателя? Это человек, который сам 100% делает все материалы для занятий и постоянно их дорабатывает. В университете мы часто занимались по учебникам, причем преподаватель выбирал буквально 2 учебника на весь курс и редко когда приносил дополнительные материалы.  А теперь пример для понимания эффективности нашего обучения. В дипломе у меня написано, что всевозможных занятий по японскому у меня было около 3000 часов. Впечатляет? Есть, кстати, тест на определение уровня японского языка, и японцы указывают, что для получения высшего уровня необходимо обучение в течение 1500 академических часов. Казалось бы это должно означать, что многие студенты должны быть в состоянии сдать этот тест на 3-4 курсе. Однако первый уровень получает буквально 1-2 человека из 100 на 5м курсе, и то после годовой стажировки в Японии. Я получила второй уровень на 4м курсе (и нас таких было 6-7 человек из тех же 100), причем это потребовало дополнительной интенсивной самостоятельной подготовки в течение полугода как минимум).

Если вы ходите на курсы или к репетитору, то такая эффективность за ту стоимость, которую обычно репетиторы просят в час, это непозволительная роскошь. Хотя я также обхожу объявления “Я мега-крут. Ощутимо подниму ваши знания за 3 месяца. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа”. Для меня эти заявления из разряда “Похудей на 10 кг за месяц”

Хороший преподаватель всегда читает материал по своей теме, приносит на занятия интересные фотографии и вырезки, советует подборку дополнительной литературы и хорошие новые книги (потому что порой сложно сориентироваться в массе публикуемого мусора).

Хороший преподаватель-лингвист постоянно совершенствует свои методики преподавания. У меня есть знакомые, которые постоянно проходят курсы повышения квалификации в стране изучаемого языка, имея за плечами более 10 лет стажа преподавания. И они уже считаются звездами. Многие бы на этом расслабились.

Я не уважаю преподавателя, который приносит на занятия распечатки из учебника. Их можно сделать за 2 минуты. Но самый интересный материал, это материал, скомпонованный из нескольких учебников и источников. Да, подготовка к одному занятию может занимать 2-3 часа, если этот материал объясняется впервые. Но даже после этого этот материал следует постоянно обновлять и добавлять в папку по теме, т.к. уже завтра можно найти новый интересный источник или понять, что такая компоновка материала была не самой эффективной.

2,3,4 Характер и индивидуальность преподавателя – это очень важный фактор, даже если вы о нем не задумываетесь. Если у вас не случилось любви с преподавателем, то эффективность воспринятия информации резко падает. Недавно я встретила такую мысль, что передача информации наиболее эффективна, если ученик и учитель схожи характерами и у них одинаковый тип восприятия информации,  а также схожий тип мышления. Называть это все можно по-разному в зависимости от того, какая система типирования вам близка.

Случалось ли вам находить человека, которого вы готовы слушать часами, к которому вы всегда идете как на праздник, а после занятий и общения не чувствуете утомления, и вам хочется еще и еще? Если да, то держитесь за такого человека руками и ногами, пока не возьмете у него все то, что он способен вам передать.

Для меня важно, чтобы этот человек был мягким, терпимым и душевным. У меня аллергия на грубых или резких людей. Должен быть хороший баланс в динамике занятий, чтобы ученик ощущал эффективность, но не было чувства, что его торопят и загоняют, как лошадь. Засыпать на занятиях тоже никто не должен.

Я уже не говорю про преподавателей, для которых работа это возможность показать свое превосходство над учениками. Всем приятно покрасоваться, но не стоит это делать даже за счет неосознанного ущемления самооценки ученика.

Хороший учитель всегда уделит время на разговор с учеником, если видит высокую мотивированность и желание получить знания сверх тех, что даются группе на занятиях. Я всегда радовалась, если учитель искренне уделял мне время и советовал что-то индивидуально для меня, а также делился дополнительными не всегда форматными материалами. И я всегда стараюсь общаться также с теми людьми, которые хотят чему-то научиться у меня.

Но, подводя итог,  скажу, что иногда человек бывает полной сволочью, но на это закрываешь глаза, если понимаешь, что такого профессионала ты просто больше не встретишь, и нужно учиться, пока такой человек вообще рядом. У японистов-переводчиков такое, кстати, часто бывает. Многие “звезды” с возрастом приобретают скверный, резкий характер, а нередко и проблемы с алкоголем.

5,6  Для меня важно не столько получение академических знаний, сколько то, чтобы знания попадали ко мне сквозь призму жизненного опыта. Книгу может каждый прочитать сам, но информация легче усваивается, если ее дают в контексте. Это намного интереснее. Я уже не говорю про то, что общение с авторитетным для тебя профессионалом является очень сильной мотивацией.

Для меня важно, чтобы преподаватель-лингвист имел опыт проживания в стране изучаемого языка. Причем это должны быть не просто туристические поездки на 2 недели. Слова часто передаются в контексте, поэтому для меня всегда было важно, чтобы человек рассказывал о чем-то страноведческом во время занятия. Если встретился диаложек про почту, то нужно рассказать, как работает эта самая почта и какие у нее есть особенности в данной стране, например. Или можно рассказать интересные ассоциации с каким-то новым словом. Это все делает занятие живым и интересным.

Человек, который никогда не жил в среде, просто не обладает многими знаниями о быте, которые так интересны порой ученику. Я уже не говорю о не совсем живом языке. Можно выжимать весь интернет, чтобы сделать свой язык как можно более живым, но это все таки не заменит 100% проживания в стране.

Для меня это видимо основные критерии. Они далеко не обязательно совпадут с вашими. И именно поэтому мне будет интересно услышать ваше мнение и узнать о вашем опыте.

sonata.livejournal.com

Как выбрать хорошего преподавателя по английскому

Акция! Бесплатный урок английского по Skype. Только для новых участников. Записаться

Хоть и большая часть успеха в изучении английского зависит от самого студента, не стоит недооценивать роль преподавателя в обучающем процессе. Именно от правильно выбранной программы, от умения учителя доступно объяснить материал, заинтересовать в учебе и помочь справиться со сложностями зависит очень многое. Давайте попробуем разобраться, как выбрать хорошего преподавателя по английскому языку.

За свою жизнь я сменила несколько школ английского языка, а также пробовала заниматься индивидуально. Мне попадались как прекрасные преподаватели-профессионалы, так и полные профаны в преподавании… За это время я прошла дорогу от pre-intermediate до advanced. Мне очень хочется немного поделиться своим опытом, чтобы меньше людей пострадало от безалаберности преподавателей-непрофессионалов.

Сертификация и опыт

Сейчас на разных ресурсах очень много «специалистов» предлагают научить вас владеть английским. Но, если на чистоту, многие из них просто неплохо знают английский и решают на этих знаниях подзаработать, при чем, нехило так. И казалось бы, ну что здесь такого, если человек решил заработать, поделившись своими знаниями? А дело в том, что лучше отдать предпочтение тому специалисту, чьи знания в области преподавания подтверждаются сертификатами. Понимать английский и уметь его использовать для себя — одно, преподавать — совсем другое дело.

В современном мире есть очень много курсов, которые учат как именно преподавать английский. При этом, на хороших курсах студенты, для которых английских не родной язык, обучаются наравне с носителями языка, что уже свидетельствует о качестве их знаний.

Можно возразить, мол, у человека может быть талант к преподаванию и отличное знание языка, безо всяких там бумажек. Да, действительно это так. Но в таком случае искать такого учителя нужно по рекомендациям знакомых, которые сами занимались с ним. В других случаях лучше убедиться в профессионализме.

Приведу два примера из собственного опыта, из-за которых я убедилась, что на такие «бумажки» стоит обращать внимание.

Как-то я решила подтянуть английский. На тот момент мой уровень был upper-intermediate, и мне нужно было усовершенствовать разговорный английский и умение писать эссе. По факту, мне нужен был человек, который бы просто общался со мной на разные темы на занятии, и давал задания для эссе, а потом проверял бы их. Для этой цели я на доске объявлений нашла носителя английского из африканской страны (простите, уже не помню какой).

За уроки он брал немного меньше своих коллег из Британии и США, а на доске объявления выложил свой сертификат CAE, который подтверждал его знание английского на уровне Advanced. Во многих странах, которые были британскими колониями, свой, немного специфический, вариант английского, поэтому люди из этих стран часто сдают экзамены на уровень английского, чтобы показать, насколько грамотно владеют ним, если им для какой-то цели нужно хорошее знание английского. Я решила, раз преподаватель владеет английским на высоком уровне, тем более, большую часть жизни прожил в стране, где английский — официальный язык, — значит, он умеет и хорошо преподавать.

Что было не так:

  1.  Отсутствие системы : На занятии мой уровень знаний никак не определили. Мне дали просто текст о путешествии на самолете с набором лексики к нему, а потом мы смотрели видео на ту же тему. Текст был рассчитан где-то на средний уровень, тему я уже проходила несколько раз. Мне было скучно, а занятие для меня было малоэффективным, ведь хотелось выучить что-то новое, а не топтаться на месте.
  2.  Эссе было проверено некачественно : Были подчеркнуты некоторые ошибки, которые и ошибками то не были. При этом, когда разбирались с преподавателем, оказалось, что он сам не знал, что так можно было написать. Например, в одном из предложений я упустила that, там где это было допустимо (преподаватель не знал, что его не всегда обязательно употреблять), также преподаватель счел за ошибку употребление деепричастного оборота. Зато когда перечитывала эссе самостоятельно обнаружила несколько действительно серьезных ошибок, которые не были исправлены. Например, неправильное употребление предлога после глагола.

В итоге все закончилось одним уроком. Я подыскала другого преподавателя. На этот раз я нашла преподавателя из Австралии, и в объявлении он выложил свой сертификат по преподаванию, (насколько помню, CELTA). Он сначала немного пообщался со мной, чтобы понять мой уровень, а затем дал небольшой тест. Благодаря этому, он составил программу так, что я на постоянно занятиях узнавала что-то новое.

Какой сертификат должен быть у хорошего учителя

TEFL / TESOL — эти сертификаты дают право преподавать английский, приравнивается к ВУЗовскому диплому. Как правило, его получают люди, для которых английский не является родным;

CELTA — сертификат немного престижней предыдущего. На курсах будущие учителя изучают и практикуют разные современные методики. Часто эти курсы проходят как преподаватели, для которых английский не родной, так и носители английского из Британии, США, Канады, Австралии;

DELTA — этот диплом обычно получают люди, у которых уже есть опыт преподавания, но они хотят усовершенствовать свои навыки. Обычно услуги преподавателей с таким дипломом стоят дороже, так как он считается высококлассным специалистом и может не только преподавать язык, но и работать методистом. Зачастую его получают те, у кого уже есть диплом CELTA, и кто хочет углубить свои знания или заняться разработкой собственной методики.

Уровень знаний преподавателя должен быть не ниже Advanced. Иногда встречается такое, что студентам с уровнем ниже среднего ставят преподавателя, знающего английский на уровне Intermediate (средний уровень). Intermediate — это хорошая база, которая позволяет неплохо общаться, писать, начинать что-то смотреть и читать в оригинале. Но для преподавания этого не достаточно. Даже Upper-Intermediate — недостаточный уровень для преподавателя. Люди с таким уровнем могут неплохо объяснять учебные материалы, которые проходятся по программе, но очень часто они не в состоянии объяснить что-то несвязанное с обучающей программой.

Когда я обучалась на курсах (уровень Pre-Intermediate), у нас была система двух преподавателей. То есть, один урок вела одна учительница, второй — другая. У первый был уровень Upper-Intermediate, у второй —  Proficiency.

Помимо курсов, я старалась уделять время и самообучению, занимаясь по разными ресурсам и смотря мультики. И в дополнительных материалах часто сталкивалась с информацией, которую мы еще не учили. Естественно, у меня возникало много вопросов. А к кому обратиться с ними как не к преподавателю? Первая обычно говорила что-то вроде: «Ну… это материал для уровня выше, мы пока этого не учим…». Вторая всегда отвечала на вопросы, при этом делала это так, чтобы человеку, который еще не дошел до данного учебного материала, было все понятно.

Например, в мультике «Черный котел» я встретила выражение «I do hope». Для меня do в этом предложении было загадкой. И преподавательница смогла объяснить значение этого do просто и доступно, не углубляясь в тему инверсии, которая проходится на высоких уровнях.

Также она часто находила хорошие материалы с разными правилами и приносила мне распечатки. Благодаря ей, я очень многое смогла выучить и открыть в себе интерес к английскому, хотя раньше всегда считала, что никогда не смогу хорошо знать его. Несмотря на то, что занятие было групповым, и помимо нас было еще много других групп, человек уделял внимание каждому, помогал с дополнительными материалами и поддерживал. Если не это профессионализм, тогда что?

Важные качества хорошего преподавателя

Опыт проживания в англоязычной стране

помогает разобраться в том, как действительно говорят иностранцы. Это помогает учителю давать не только школьный, иногда неактуальный, материал, но и делиться полезными знаниями, рассказывать, как можно говорить в неформальном английском, а что стоит поберечь для общения в деловой среде. Также те, кто жил в англоязычной стране, часто говорят с лучшим акцентом. Конечно, легкий акцент остается всегда, но профессионал совершенствуется, сводя его к минимуму. У такого человека вы будете перенимать «качественную» речь.

Любовь к английскому и стремление развиваться

Любой язык сложен и многогранен, поэтому даже профессионалам есть куда расти. Хороший преподаватель любит свое дело и стремиться узнавать что-то новое, как по языку, так и по педагогике. Понять, что учитель, влюблен в свою работу очень легко. Он будет заражать этой любовью своих студентов. Как бы странно это ни звучало, но это так. Он будет стараться всячески заинтересовать своих учеников и вдохновить их. Также хороший преподаватель всегда ищет интересные материалы для студентов, посещает различные курсы и тренинги, чтобы узнать о новых методиках, программах и повысить свою квалификацию.

Умение находить интересные материалы

Хороший преподаватель умеет немного «отойти» от программы, и помимо материалов из учебника, находить интересные ресурсы. Такие материалы (видео, статьи, игры, задания) помогают отвлечься и закрепить тему, поэтому важно учиться не только по учебникам, но и дополнительным ресурсам. Хороший учитель понимает, что не у каждого есть силы/желание/время самостоятельно искать материалы для самостоятельной работы. К тому же далеко не все знают, что именно искать: какой ресурс хороший, а какой нет. Учитель постарается найти интересные программы, игры, книги, видео и посоветует их своим ученикам. Также большой плюс, если работа с дополнительными ресурсами дается в качестве домашнего задания или разбирается на занятии. В общем, хороший учитель сделает все, чтобы вы занимались дополнительно, развивали свой английский, и вам было интересно это делать.

Чувство юмора

Казалось бы, это личные качества, которые не имеют особого отношения к профессионализму. Но проблема в том, что у многих людей, помимо английского много дел и забот. На занятия многие приходят уставшими после работы. И если в дополнение к этому, еще и сам урок будет проходить скучно и монотонно, то даже у самого волевого человека, может пропасть желание ходить на занятия. Хороший преподаватель — это еще и отличный психолог, который умеет понимать своих учеников, и исходя из этого, планировать урок.

Программа должна включать разные виды активностей (чтение, просмотр видео, диалог в группе или с учителем. При этом, сам преподаватель умеет разрядить обстановку и превратить учебный процесс в интересное занятие.

Хороший преподаватель умеет и игру интересную придумать, и рассказать, и пошутить, где это уместно. Это снимает напряжение и помогает студентам вовлечься в учебный процесс. Когда занималась в группе, именно такие личные качества преподавательницы стимулировали приходить на уроки. Просто потому что занятия были не только полезными, но и веселыми. И даже после тяжелых рабочих будней, у поднималось на уроке настроение. Отходила на те курсы, кстати, 2 года, пройдя 4 уровня, и ни разу не задумавшись о смене учебного центра.

Умение подбодрить

Профессиональный преподаватель умеет подбодрить и заставить поверить в свои силы. Очень часто, студенты, которые еще не достигли среднего уровня, жалуются, что им тяжело учить язык, что они не понимают акцента, грамматики, что английский, наверное, не для них. Преподаватель должен понимать состояние студента и сложности, с которыми он сталкивается. Он должен уметь вдохновлять и мотивировать. Например, рассказать истории о людях, у которых получилось выучить английский, наперекор сложностям. Или даже о том, с какими трудностями столкнулся  он сам. Это очень помогает взбодриться и поверить в свои силы.

Умение корректно исправлять ошибки

Это последний, но очень важный пункт. Хороший преподаватель исправляет ошибки, но делает это очень корректно. Если человеку в грубой манере сказать, что у него не так, то можно очень сильно обидеть, а то и вовсе «обломать крылья». Как уже писалось выше, хороший преподаватель — это еще и тонкий психолог. Именно поэтому он понимает, что все ученики разные, и исправлять ошибки нужно максимально корректно, чтобы это принесло пользу и не навредило.

Когда занималась на уровне Pre-Intermediate, мечтала научиться говорить красиво, с минимальным акцентом. Некоторые слова я знала, как пишутся, но понятия не имела, как их произносить. Где-то в сочинении использовала, но учить слово не было необходимости, вот и запомнилось только написание. Однажды на уроке проходили тему «окружающая среда», и отвечая на вопрос, я хотела сказать слово «area». Вот только получалось что-то по типу «эрия» или «ариа». Из контекста было очевидно, какое слово я пытаюсь произнести. Но вместо того, чтобы помочь, учитель, который был тогда на замене, поступил очень некрасиво: он передразнил, сделал вид, что не понимает, что я хочу сказать, и обратил это в шутку для всей группы. После этого я две недели ходила в состоянии «может, английский — это не для меня». Я сильно расстроилась, ведь мне тогда так хотелось говорить на нем хорошо, а тут вот тебе на — даже простое слово не могла выговорить .

Кстати, из-за такого небольшого инцидента начались проблемы с речью: сильно боялась сказать что-то неправильно, что приводило к еще большим ошибкам и нечеткости речи.

Еще один случай произошел со знакомой, которая хотела записаться на курсы: уже на пробном уроке преподавательница грубо высмеивала акцент студентов. Стоит ли говорить, что после этого школа получила весьма негативный отзыв и анти-рекламу в соц. сетях? Поэтому чувство такта и умение работать со студентами — крайне важно.

Как должен поступать хороший преподаватель? Он понимает, что ошибки неизбежны, что сложно произносить иностранные слова правильно, особенно когда человек только принялся за изучение языка. Он поправит так, что человек этого даже не заметит. Человек учтет свою ошибку, но ему не будет обидно, что он ее допустил. Например, преподаватель может аккуратно повторить слово за студентом, произнеся его правильно, и предложить студенту попробовать повторить. Также можно дать послушать это слово в словаре, попросив повторить.

Еще очень хорошая система: не перебивать студента, а тихонько выписывать все ошибки на листочек. Затем переспросить учащегося, чтобы убедиться, действительно ли он не знает, как правильно, или это была автоматическая ошибка, после — предложить ему исправить себя самостоятельно. Если студент не может сам себя исправить — объяснить ошибку. Такой подход очень корректен и эффективен.

Приходя на курсы, обязательно обращайте внимание не только на удобство местоположения школы, стоимость и количество людей в группе, но и обязательно присмотритесь к человеку, который будет вас учить. Именно от этого человека во многом зависит успешность обучения. Не соглашайтесь платить за весь месяц или семестр сразу — для начала оплатите несколько занятий, чтобы иметь возможность оценить профессионализм учителя. Не стесняйтесь узнать в администрации о квалификации преподавателя: спросить о его дипломах, опыте работы, достижениях — все это важно.

tryeng.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *