Закон об отмене лицеев и гимназий – Гимназия превращается, превращается гимназия… в школу – запись пользователя Ирина (kdd1) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Лицей, гимназия. Преимущества

Законопроект об образовании отменит лицеи и спецшколы

Готовящийся законопроект об образовании стал, пожалуй, самым обсуждаемым документом за последнее время. Разные его версии, выложенные в интернете, тысячи поправок и предложений… Вполне достаточно, чтобы запутаться. Сами авторы проекта считают, что по сравнению с действующим законом этот – просто кладезь гарантий и льгот.

– Новый законопроект направлен на человека в системе образования, – объясняет Наталья Третьяк, заместитель министра образования и науки. – Он сохраняет все гарантии и льготы, которые есть в предыдущем законе, и предлагает механизмы их реализации. Старый закон, принятый в 1992 году, был «сыроват» и на данный момент уже не удовлетворяет требованиям общества и времени.

Итак, что изменится? Детские сады станут полноценной ступенью образовательной системы – не зря, видимо, их так массово присоединяют к школам… Правда, чиновники клятвенно уверяют, что никаких экзаменов и ЕГЭ в детском саду не появится. А родители смогут не просто контролировать процесс воспитания и обучения в детском саду, но и предъявлять свои претензии, если чадо к моменту поступления в школу не выучит все основные фокусы – стишок, счет на пальцах и прочие необходимые дошкольные навыки.

Сами школы не будут подразделяться на математические и английские, лицеи и гимназии. Точнее, названия-то останутся, а вот строгая специфика исчезнет. В химическом лицее смогут учиться гуманитарные спецклассы, а продвинутые математики с чистой душой будут записываться в языковую школу. Реформа затронет и высшую школу: студентам придется либо проходить практику у предполагаемого работодателя, либо платить неустойку и штраф за впустую потраченное на него время. Не совсем советское распределение, которое предлагали в альтернативном варианте коммунисты, но что-то похожее.

– Несмотря на то, что Дмитрий Медведев одобрил большую часть предложений КПРФ, в их версии закона есть существенный минус, перечеркивающий все плюсы, – считает Александр Дегтярев, глава Комитета по образованию Госдумы. – Они предлагают потратить на образование 7 процентов ВВП, освободить всех задействованных в образовательном процесс участников от налогов или предоставить им налоговые льготы. Это – популизм чистой воды, и, как экономист, я могу сказать, что это трудновыполнимо. Даже более того, чревато очередным кризисом. Или, как в 90-е. у нас расплодится куча школ и филиалов, которые будут не учить, а уходить от налогов. Хотя в альтернативном варианте лучше изложены пункты, касающиеся инклюзивного образования и электронного обучения.

Так что по миллиону, как предлагали коммунисты, педагоги вряд ли получат. Зато им обещают увеличение зарплаты до уровня средней по экономике региона и разнообразные социальные гарантии. А вот мамы с папами будут активно участвовать в образовательном процессе «за интерес», так сказать, и отвязаться от обязанности курировать свое дитя на всех этапах не будет никакой возможности.

www.kp.ru

Все столичные гимназии и лицеи разжаловали в простые школы

Какими потерями это обернется

30.08.2017 в 20:43, просмотров: 149318

Начало нового, 2017/2018 учебного года ознаменовалось сюрпризом, показавшимся родителям московских школьников крайне неприятным. Как оказалось, с 1 сентября из обихода столичного среднего образования напрочь исчезают такие понятия, как «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением» того или иного предмета и даже «коррекционная школа», а все образовательные организации этого уровня, независимо от качества обучения и степени погружения в предмет, становятся «просто» школами. «За что боролись!? — возопили, узнав о новости, мамы и папы, с трудом пристроившие своих отпрысков в престижные гимназии и лицеи. — И что теперь будет с учебными программами наших детей?» Эти вопросы «МК» переадресовал директору лицея… пардон, «простой» школы №1561 Валерию Пазынину.

фото: Геннадий Черкасов

— Валерий Вячеславович, чем можно объяснить отказ столичной системы образования от таких статусов общеобразовательных организаций, как гимназия, лицей и школа с углубленным изучением тех или иных предметов?

— Стремлением предоставить всем школам Москвы те же возможности, что были у лицеев и гимназий! При этом подчеркну: решение уравнять их возможности принято не сейчас, а несколько лет назад, когда норматив всех московских школ был поднят до уровня лицеев и гимназий. До сих пор как дань традиции сохранялись лишь названия. А сейчас и они приведены в соответствие с принципом права каждого ребенка на качественное образование, независимо от места проживания и школы, к которой он прикреплен.

— А лицеям с гимназиями лишение этого статуса не показалось обидным?

— Вовсе нет! К примеру, в нашей организации — лицее №1561, который ныне стал школой №1561, — мы считаем, что никакой разницы в названиях нет. В плане истории также подавляющее большинство гимназий и лицеев изначально именовались школами. Так что ничего обидного в возвращении этого статуса нет. Да и московское образование само по себе стало сейчас брендом.

— Ну, допустим. Но родители детей из гимназий и лицеев, «разжалованных» в «простые» школы, очень волнуются!

— Да, у части родителей распространено ощущение, что лицей — это школа повышенного уровня. Однако на практике все мы видели, что некоторые лицеи не давали качественного образования, да и по рейтингам занимали последние места, фактически вводя родителей в заблуждение своим официальным статусом. Зато ряд «простых» школ вошел в топ-20. И вполне заслуженно. Так что качественное образование не зависит от названия.

— А как отнеслись к смене названия родители вашей школы?

— Поначалу, летом, до того как мы все разъяснили, у родителей действительно были вопросы, а некоторые из них интерпретировали решение об изменении названия как понижение статуса нашей образовательной организации или как отказ от обучения по углубленным программам. Но наши разъяснения их вполне удовлетворили. Тем более что в образовательную организацию идут не на название, а на учителей и на образовательные программы, а все они остались без изменения. В итоге сейчас тревоги родителей в нашей школе мы больше не видим.

— Но что конкретно дает городской системе образования переименование бывших гимназий и лицеев?

— Этот шаг формирует в сознании москвичей, что каждая наша школа дает максимальные возможности для развития каждого ребенка. При этом унификация образовательных организаций не противоречит ставке на индивидуальные образовательные маршруты каждого столичного школьника. Просто если раньше в Москве можно было найти школу, которая тебе нужна, то сейчас нужное тебе можно найти в каждой школе, и для этого не надо ездить на другой конец города. Все возможности равным образом осуществляются в любой образовательной точке города. Именно так мы понимаем унификацию образования в Москве.

Самое интересное за день в «МК» – в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.

Смотрите фоторепортаж по теме: Звездное 1 сентября: первый звонок отпрысков Бабкиной, Лепса и Натали

www.mk.ru

Общество Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Какими потерями это обернется

Начало нового, 2017/2018 учебного года ознаменовалось сюрпризом, показавшимся родителям московских школьников крайне неприятным. Как оказалось, с 1 сентября из обихода столичного среднего образования напрочь исчезают такие понятия, как «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением» того или иного предмета и даже «коррекционная школа», а все образовательные организации этого уровня, независимо от качества обучения и степени погружения в предмет, становятся «просто» школами. «За что боролись!? — возопили, узнав о новости, мамы и папы, с трудом пристроившие своих отпрысков в престижные гимназии и лицеи. — И что теперь будет с учебными программами наших детей?» Эти вопросы «МК» переадресовал директору лицея… пардон, «простой» школы №1561 Валерию Пазынину.

— Валерий Вячеславович, чем можно объяснить отказ столичной системы образования от таких статусов общеобразовательных организаций, как гимназия, лицей и школа с углубленным изучением тех или иных предметов?

— Стремлением предоставить всем школам Москвы те же возможности, что были у лицеев и гимназий! При этом подчеркну: решение уравнять их возможности принято не сейчас, а несколько лет назад, когда норматив всех московских школ был поднят до уровня лицеев и гимназий. До сих пор как дань традиции сохранялись лишь названия. А сейчас и они приведены в соответствие с принципом права каждого ребенка на качественное образование, независимо от места проживания и школы, к которой он прикреплен.

— А лицеям с гимназиями лишение этого статуса не показалось обидным?

— Вовсе нет! К примеру, в нашей организации — лицее №1561, который ныне стал школой №1561, — мы считаем, что никакой разницы в названиях нет. В плане истории также подавляющее большинство гимназий и лицеев изначально именовались школами. Так что ничего обидного в возвращении этого статуса нет. Да и московское образование само по себе стало сейчас брендом.

— Ну, допустим. Но родители детей из гимназий и лицеев, «разжалованных» в «простые» школы, очень волнуются!

— Да, у части родителей распространено ощущение, что лицей — это школа повышенного уровня. Однако на практике все мы видели, что некоторые лицеи не давали качественного образования, да и по рейтингам занимали последние места, фактически вводя родителей в заблуждение своим официальным статусом. Зато ряд «простых» школ вошел в топ-20. И вполне заслуженно. Так что качественное образование не зависит от названия.

— А как отнеслись к смене названия родители вашей школы?

— Поначалу, летом, до того как мы все разъяснили, у родителей действительно были вопросы, а некоторые из них интерпретировали решение об изменении названия как понижение статуса нашей образовательной организации или как отказ от обучения по углубленным программам. Но наши разъяснения их вполне удовлетворили. Тем более что в образовательную организацию идут не на название, а на учителей и на образовательные программы, а все они остались без изменения. В итоге сейчас тревоги родителей в нашей школе мы больше не видим.

— Но что конкретно дает городской системе образования переименование бывших гимназий и лицеев?

— Этот шаг формирует в сознании москвичей, что каждая наша школа дает максимальные возможности для развития каждого ребенка. При этом унификация образовательных организаций не противоречит ставке на индивидуальные образовательные маршруты каждого столичного школьника. Просто если раньше в Москве можно было найти школу, которая тебе нужна, то сейчас нужное тебе можно найти в каждой школе, и для этого не надо ездить на другой конец города. Все возможности равным образом осуществляются в любой образовательной точке города. Именно так мы понимаем унификацию образования в Москве.

 

newsland.com

Болевые точки проекта нового закона об образовании | Образование | Общество

Проигравшими себя могут почувствовать родители дошкольников, студенты, коллективы лицеев и гимназий и борцы за светский характер образования. Новый закон будет на руку учителям, подрабатывающим репетиторством после уроков. Активная фаза написания закона пришлась на парламентскую и президентскую выборные кампании: именно в это время в тексте был утвержден «твердый» размер учительских зарплат и студенческих стипендий. Сразу после выборов от социальных гарантий решили отказаться.

Детские сады

Было
Дошкольное образование — бесплатно. Родители оплачивают не более 20% затрат детского сада на содержание детей (не более 10% – на содержание в д/с троих и более детей). Региональные власти компенсируют не менее 20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов, дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.

Будет

Реализация образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр и уход за детьми — платно. Региональные власти компенсируют не менее 20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов, дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается. 

Комментарий

Теперь законодательно разделяется дошкольное образование (собственно обучение в детском саду) и «присмотр и уход за детьми». Более того, в ныне действующем законе отдельно «присмотр и уход» не упомянут ни разу.

В статье 66 законопроекта сказано, что «образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми». То есть, фактически вводится положение о необязательности оказания услуги по присмотру и уходу за детьми в детском саду. «За осуществление присмотра и ухода за ребенком образовательная организация взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей)». И в эту плату «не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования».
Ныне действующее положение (Статья 52.1, пункт 2) об оплате родителями не более 20% затрат детского сада на содержание детей исчезло. Эти два обстоятельства означают, что родителям придется платить за уход и присмотр 100%. Правда, в законе прописано, что цену за такую услугу муниципалитет должен назначать исходя из материального положения родителей, однако механизм этого не прописан, вероятно, он будет прописан в подзаконных актах. Кроме того, в статье 68 законопроекта детский сад и школа получают право отказать ребенку в приеме, если у них нет свободных мест. Ранее такая норма в законодательстве отсутствовала.

Бесплатное высшее образование

Бюджетное обучение в вузах предоставляется:

Было

Не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ

Будет

Не менее чем 800 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ.

Комментарий

Несмотря на большую цифру количества бюджетных мест в предлагаемом законе, их число сильно сократится. По данным Росстата, молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн. бюджетных мест. Сейчас бюджетных студентов в российских вузах около 2,7 млн. человек. По прогнозу Росстата, к 2015 году, численность бюджетных студентов вузов, рассчитанная на основе предлагаемой нормы законопроекта, станет меньше примерно на 210 тыс. чел (к 2020 году — на 650 тыс. чел.).

Религия в образовательном учреждении

Было

Религиозная организация может быть учредителем образовательного учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет свои документы печатью, не содержащей изображения Государственного герба РФ.

Будет

Статьей 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями. Образовательные программы об основах духовно-нравственной культуры народов должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям. Учебные курсы, предметы и дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогами из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.

Комментарий

Религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт. Ранее отдельной статьи о религиозном образовании не было. Полная свобода была дана основным конфессиям для создания своих школ и университетов.

Льготы на поступление

Было

Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– дети-инвалиды, инвалиды I и II групп
– граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

Будет

Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают:
– дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

Комментарий

Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов.

Упразднение лицеев и гимназий

Было

В статье 12 «Образовательные учреждения» сказано, что образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).

Будет

В статье 23 «Типы образовательных организаций» их значится четыре: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования.

Комментарий

Представители уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация нанесет вред выстроенной системе особых школ и грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу. В новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем. В сопроводительной справке Минобрнауки это объясняется «необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и госаккредитации». Уже работающие лицеи, гимназии продолжат свою работу, уверяют чиновники и смогут использовать в наименовании «специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности».

Самые важные нормы, изъятые из законопроекта в процессе его подготовки

Зарплата учителей

Было

В статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» значилось, что в компетенции школы:
– установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования

Будет

В статье 104 значится, что обеспечение уровня средней заработной платы педагогических работников определяется в соответствии с решениями президента РФ, правительства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Комментарий
До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. После долгих боев с образовательным сообществом, этот пункт был изъят из-за несогласования с Минфином. Теперь норма носит целиком отсылочный характер. Уровень заработной платы педагогов определяется президентом, правительством и органами государственной власти субъектов РФ. Из последней редакции выпали  содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.

Стипендии

Было

Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников»
Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями. 

Будет 

Статья 37 «Стипендии и другие денежные выплаты» устанавливает следующие виды стипендий:
1) государственная стипендия;
2) стипендия Президента Российской Федерации и стипендия Правительства Российской Федерации;
3) именная стипендия.

Комментарий
До вмешательства Минфина, законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50% минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии не определяется. 

Репетиторство в школе

Было

Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан

Будет

Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан

Комментарий
До внесения законопроекта в Госдуму в статье  48 «Правовой статус педагогических работников» теме незаконного репетиторства было посвящено три абзаца.

«Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, не допускается, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника», — значилось в предпоследней версии документа. Под конфликтом интересов учителя понимается ситуация, при которой у него «при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося».

Был в законе и еще более странный пассаж: «В случае возникновения конфликта интересов, педагогический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя образовательной организации, в которых они работают. Руководитель образовательной организации, которому стало известно о возникновении у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

Затем под напором педагогического лобби данные пункты были изъяты из документа

Гипотетически можно считать, что теме незаконной предпринимательской деятельности в школе посвящены эти пункты законопроекта:

В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
– конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося.

А в статье 46 «Защита прав обучающихся и их родителей (законных представителей)» родителям  предлагается обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по теме наличия или отсутствия конфликта интересов у педагогического работника.

www.mn.ru

Как в связи с принятием нового закона будет обстоять дело с образованием одаренных детей, ведь гимназий и лицеев не будет?

Пункт 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация. В отличие от действующего до 1 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании», принятие типовых положений о различных типах образовательных организаций, равно как и деление типов на виды, новый Федеральный закон не предусматривает. Следует отметить, что создание лицеев, гимназий и иных подобных образовательных организаций, предполагавших углубленное изучение ряда предметов, предусматривалось именно типовыми положениями. Однако это не означает, что общеобразовательным организациям теперь запрещено реализовывать программы повышенного уровня. Это означает лишь, что такие организации не выделены в отдельный вид общеобразовательных организаций.

Ч. 2 ст. 99 рассматриваемого Федерального закона устанавливается, что «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». Иначе говоря, предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации программ повышенного уровня.

Деятельность образовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня предусмотрена и ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации». То есть предусмотрены не только существование таких организаций, но и организация индивидуального отбора при приеме в них.

Данным Федеральным законом в статьях 83, 84 также предусмотрены особенности реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта для одаренных детей.

При этом ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 23), ни Гражданский кодекс РФ не содержат никаких ограничений на включение в наименование образовательной организации слов «гимназия» или «лицей», если эти организации дают общее образование повышенного уровня.

xn--273–84d1f.xn--p1ai

Школа — и точка! – NEWS.ru

https://news.ru/storage/news/3643c83da39d07e4e88bfe5266f97aab/56e0d5e3-02ca-4896-ac9a-fa4bf4fb5045_850.jpg

Гимназий и лицеев в Москве больше не будет. Останутся только школы

Об этом родители и ученики столицы узнали, когда пришли на линейки 1 сентября. Для большинства новость оказалась неприятным сюрпризом.

«Мы очень хотели в этот лицей, переводились с трудом, сдавали дополнительные экзамены! — возмущается в Интернете мама московской школьницы. — Очень гордились тем, что теперь Катя — лицеистка. И вот тебе пожалуйста! С праздником! Пришли на линейку 1 сентября и узнали, что теперь никакой мы не лицей, а простая школа!»

Похожих возмущённых постов в Интернете немало: родители школьников пишут их, возвращаясь с праздничных линеек. О том, что их дети теперь больше не гимназисты и не лицеисты, а простые школьники, многие узнали в первый школьный день. Кому-то объявили в классе, а кто-то заметил, что слово «гимназия» пропало со здания школы. Официального объявления на уровне города — по телевидению или в СМИ — о том, что происходит, не было. В департаменте образования Москвы корреспонденту News.ru ответили, что будут комментировать ситуацию только по официальному письменному запросу…

Однако, откуда звон, понять всё-таки можно. Об этом нам удалось узнать, хорошо «порывшись» на форумах учителей. Оказывается, перемена названий с «лицея» и «гимназии» на повсеместное «школа» произошла в середине лета: в июле на сайтах школ начало появляться вот такое объявление: «Уважаемые пользователи сайта! В целях приведения в соответствие наименований образовательных учреждений закону РФ об образовании наше образовательное учреждение переименовано в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы „Школа № …“ (Распоряжение Департамента образования г. Москвы № 385р от 19 июля 2017 г.). Содержание образовательных программ и учебные планы остаются без изменений».

Если же копнуть глубже, всё ещё интересней. Оказывается, на самом деле без лицеев и гимназий мы остались даже не в этом году. Закон «Об образовании в Российской Федерации», де-юре отменивший лицеи и гимназии, был введён в России ещё в 2013-м.


Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ», преподаватель русского языка и права школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий:

— У нас, в соответствии с законом об образовании, нет никаких специальных, отдельных учреждений, всё называется “ГБОУ” (Государственное бюджетное образовательное учреждение) и “МОУ” (Муниципальное образовательное учреждение). Даже термин «школа» ушёл. В законе об образовании ни разу не употребляется слово «школа». Это раньше, много лет назад, имело смысл называть учебное учреждение лицеем, потому что это давало определённый статус, определённые привилегии, в том числе и финансовые. Сейчас такого нет, уже давно. В Москве где-то с 2013 года. То, что сейчас школы по-прежнему условно могут называться как угодно, это не меняет ничего, по сути. Школа может называться лицеем, гимназией, это уже зависит от её внутреннего устройства — как хочет школа. Что же касается коррекционных, то опять же это не от названия зависит, а от тех программ, которые в данной школе реализуются. Несколько лет назад это различалось и финансово. Сейчас никак не различается — как хочешь, так и называй. Ну а от того, что убрали название, принципиально не поменяется ничего. Родители, конечно, могут обижаться, что мы, мол, ходили в школу вот с таким красивым названием, а теперь его нет. Но это чисто внешняя штука, суть не меняется никак.


Выходит, на самом деле не произошло ровным счётом ничего! Закон о едином статусе школ действует уже с 2013 года, с того же момента в школах действует нормативно-подушевое финансирование. Сейчас же не происходит ничего серьёзного — не меняются ни учебная программа, ни профиль заведений. Лишь название. Так, казалось бы, что переживать? И всё же…

— О том, что мы больше не гимназия, нам объявили на собрании в конце августа, — грустно сказала корреспонденту News.ru в телефонном разговоре знакомая учительница московской гимназии. — Просто объявили, что по факту всё останется как прежде — все дополнительные уроки для углублённого изучения предметов. Получается, мы будем получать меньше надбавок.

Вероятно, именно по этой причине всё и происходит так тихо.


Школы «по понятиям»

Лицей — учебное заведение, имеющее определённый профиль. Главная задача лицея — подготовка к поступлению в вуз, с которым у лицея, как правило, есть договорённость.

Гимназия — школа с более углублённым изучением основных предметов. Также в гимназии нормой считается изучение как минимум двух иностранных языков.


news.ru

Что изменится после отмены экзаменов в гимназии? Министерство ответило на главные вопросы

Изменения в системе среднего образования продолжают порождать все новые и новые вопросы.

Самое главное – экзаменов в 5-е классы гимназий в 2018-м уже не будет точно. Правда, конкретика по указу президента “О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них” от 25 января, который это определяет, появится в течение двух месяцев. Этот срок дан Минобразования, чтобы привести в соответствие с документом другие нормативные акты. Хотя в министерстве пообещали вплотную начать работу по этому направлению уже в понедельник.

А пока «Комсомолка» собрала вопросы, на которые полгода министерство не могло дать ответ. Попыталась внести ясность в ситуацию замминистра Раиса Сидоренко.

Когда введут независимую аттестацию вместо экзаменов после 9-го класса?

Формат, анонсированный на Республиканском педсовете в августе 2017-го, введут через 2 года. Напомним, по итогам этого единого экзамена вчерашних 9-классников могут принять в гимназию, гимназический класс, лицей или в профтехучреждение.

Так будут или не будут принимать в школы и гимназии только по месту проживания родителей?

Жестко требовать обучения по месту жительства не будут.

– И сегодня есть ребята, которых родители возят в другой конец города, считая, что там качество образования выше. И в будущем мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит, – сказала замминистра.

Сможет ли школьник, который учится в другом районе, после вступления в силу указа вернуться в гимназию по месту жительства?

Попасть туда учащийся без экзаменов сможет только при наличии свободных мест.

Как будут сдавать экзамены теперешние ученики гимназий после 9-го класса?

В ближайшие два года гимназисты будут переходить из 9-го класса в 10-й класс, сдав экзамены за курс базовой школы, как и раньше. Правда, пока замминистра образования не смогла ответить, придется ли сдавать независимую аттестацию для перехода в 10-й класс тем, кто уже сдавал экзамен после 4-го класса.

Что будет с детьми, которые уже учатся в гимназии? В частности, с теми, кто не относится к ней по месту проживания?

Все ученики теперешних 4-х классов в гимназиях смогут продолжить дальнейшее обучение в данном учреждении образования без экзаменов.

Как поступят с немотивированными на учебу детьми, чей уровень знаний не соответствует уровню гимназии, но они живут на территории, относящейся к ней?

– Нужно создать условия для развития ребенка, у которого результаты несколько ниже, и ребенка, чьи знания выше, чтобы оба могли получить необходимые знания – это задача учителя, – пояснила позицию Минобразования Раиса Сидоренко. – Если учителю мешает, что в классе будет ученик с более низким уровнем знаний, и это не даст возможности учиться одаренному, надо говорить о профессионализме этого педагога. А родитель должен понимать, что ребенку придется жить в обществе, где есть разные люди.

Как выравняют разницу в 2 часа между программами гимназий и школ?

Замминистра говорит: почти в половине школ ученики 10 – 11-х классов изучают предметы на повышенном уровне уже сейчас. А теперь для подготовки к нему во всех учреждениях среднего образования введут те самые дополнительные 2 часа в неделю с 5-го по 9-й класс. Администрация сможет сама определять предметы для допчасов с учетом пожеланий учеников и родителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Родители и учителя об отмене экзаменов в гимназии: не возить детей за 20 остановок или договариваться о переводе прямо сейчас?

Мнения родителей и учителей на предмет отмены экзаменов в 5-е классы гимназий разошлись (Читать все мнения)

С 5-го по 9-й класс: во всех школах введут 2 часа в неделю для подготовки к повышенному уровню

Почти в половине школ ученики 10-11 классов изучают предметы на повышенном уровне уже сейчас (читать далее)

«Родитель должен понимать, что ребенку придется жить в обществе, где есть разные люди»

Замминистра образования Раиса Сидоренко пояснила, как будут учиться дети с разным уровнем знаний и мотивации к учебе (читать далее)

Гимназии будут функционировать с 1 по 11 классы

Такая норма заложена в проект Кодекса об образовании (читать далее)

Требовать обучения по месту жительства у учеников гимназий не будут

Однако наполняемость гимназий и школ будет равномерно определяться по числу проживающих в конкретном микрорайоне детей (читать далее)

Независимую аттестацию вместо экзаменов после 9 класса введут через 2 года

Замминистра образования пояснила, как будут сдавать экзамены ученики гимназий после 9-го класса (читать далее)

www.kp.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *