Зарплата учителя от чего зависит – Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская разбиралась, из чего состоит зарплата педагогов и почему они так мало получают

Как рассчитывается зарплата учителя? Бухгалтерия

Учитель – профессия благородная и нужная. Первого учителя помнят если не все, то многие уж точно. В свою очередь, учитель помнит каждого ученика, который изрядно подпортил ему нервы. Сколько же получает педагог, и как рассчитывается зарплата учителя?

Оплата нелегкого труда учителя рассчитывается тремя методами: по базовому окладу, фиксированной ставке или ученико-часовой оплате труда. Базовый оклад – метод, когда к базовому окладу прибавляются премии за проверку тетрадей, ведение факультативов, количество учеников, число учеников-призеров олимпиад и другие.

Чтобы понять, как рассчитать заработную плату учителю по окладу, необходимо знать ставки по следующим блокам:

  • размер оклада учителя;
  • специальные выплаты, которые включают в себя отклонения условий труда от нормы, наличие курируемых классов в качестве классного руководителя, присвоенную категорию, проведение собраний с родителями учеников, необходимость проверки тетрадей, работу над учебно-методическими материалами, заведование кабинетом;
  • стимулирующие выплаты (к данному блоку относятся поощрения за достигнутые результаты по итогам участия в региональных и областных олимпиадах, успешность сдачи единого государственного экзамена и отсутствие фактов девиантного поведения среди детей).

Расчет заработной платы по фиксированной ставке

Как рассчитать зарплату учителю по, так называемой, методике «Все включено»? Данная методика основывается на должностном окладе из расчета 36 часов работы учителя, а также стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты, как и в первом случае, такие же. Учитывается также применение новых решений и подходов в области образования, выполнение особо важных задач руководства. Немалое значение имеет стаж работы.

Ученико-часовая оплата труда

О том, как начислить зарплату учителю на основе отработанных часов, задумываются бухгалтеры во многих регионах России, в том числе и в Москве или Калининградской области. В данном случае остаются понятия базовой и стимулирующей частей, исходя из соотношения 70% на 30%. Базовая часть учитывает нагрузку, количество учеников. Проведение научно-исследовательских работ, участие на конференциях и конкурсах, разработка учебно-методического материала становятся основными факторами для бухгалтера, задумавшегося над вопросом, как рассчитать зарплату учителю.

Заработная плата учителя начальных классов

С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов, если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?

Основными переменными при расчете заработной платы будут почасовая ставка, утвержденная директором учебного заведения, количество отработанных часов, количество детей, у которых учитель проводит занятия и процент надбавки, зависящий от категории учителя.

Учителя иностранных языков и заработная плата

Сегодня модно и даже необходимо учить иностранные языки, ведь это прямой путь к успеху и достойному заработку, а также возможности свободных путешествий. Несложно представить, как рассчитывается и из чего состоит заработная плата учителя английского языка.

При условии, что по объективным причинам у руководства школы нет возможности дать дополнительную нагрузку учителю, ему гарантирована заработная плата на том же уровне, как если бы он возложил на себя дополнительные обязанности. В данном случае есть хорошая возможность помочь школьнику усвоить материал на заграничном языке и подготовить его к участию в олимпиадах по английскому.

Как рассчитывается зарплата учителей английского языка? Так же, как и другим преподавателям. Преимущество преподавания английского языка еще и в том, что учитель всегда может подзаработать репетиторством.

Бухгалтерия расчета заработной платы учителя

Зарплата учителя рассчитывается как произведение базовой ставки за час (при этом берется академический час), количество отработанных часов и процент надбавки за присвоенную квалификацию.

Квалификация учителя включает в себя образование и стаж работы, а также результаты пройденных аттестаций. Чем выше квалификация, тем больше доход учителя.

Квалификационная категория имеет силу в течение 5 лет, после чего требуется ее подтверждение или повышение. Различают первую квалификационную категорию и высшую.

Рекомендуемая частота тарификации – один раз в год, за исключением учебных планов, согласно которым в полугодиях установлена почасовая нагрузка. Объемы нагрузок согласовываются на начало первого и второго учебного полугодия. На основе учебных планов и разработанных образовательных программ считается почасовая нагрузка каждого учителя, которая умножается на ставку заработной платы. Случаи, когда один учитель замещает другого, оплачиваются дополнительно. Оплата труда учителя должна оставаться на прежнем уровне, в том случае, если его нагрузка была снижена по причинам, от него не зависящим.

Тарификация обязательно должна производиться в конце учебного года до того, как учителя уйдут в отпуск. Правилами установлено, что информирование сотрудников о тарификации должны происходить не позднее двух месяцев до даты вступления в силу.

Начисление заработной платы учителю

Разговоры о заработных платах бюджетных работников не прекращаются. С экранов телевизоров общественность всегда слышит только о том, что планируется или уже приведено в действие очередное повышение заработных плат. Несмотря на это, бюджетная сфера находится в постоянном поиске работников.

Как посчитать зарплату учителя, чтобы привлечь к этой востребованной на рынке труда профессии внимание молодежи. С целью решения данного вопроса периодически вводятся новые системы оплаты труда. Последние изменения в системе вступили в силу 1 января 2017 г.

В случае, когда учитель приступает к работе в середине года, расчет средней зарплаты происходит по следующей схеме: установленная ставка за час умножается на суммарный объем часов нагрузки учителя и делится на количество полных месяцев, оставшихся до окончания учебного года. Расчет заработной платы за неполный месяц ведется на основании фактически отработанных часов.

Как рассчитывается зарплата учителя по новой системе

Новая система оплаты труда предполагает установление базовой части заработной платы на уровне 70% в общей структуре, остальные 30% будут приходиться на компенсационную и стимулирующую части. Также для уравнивания доходов предлагается отменить понижающие коэффициенты для педагогов без высшего образования.

Положение об оплате труда педагогических работников, в котором прописывается, как рассчитывается зарплата учителя, должно содержать следующие основные пункты:

  • определения понятия и ставок должностных окладов специалистов;
  • почасовые ставки оплаты труда;
  • определение структуры компенсационных выплат;
  • определение структуры стимулирующих выплат;
  • проведение выплат на основе тарификаций;
  • устанавливается почасовая оплата труда;
  • включение в состав дополнительных выплат часов замещения других учителей.

Зарплаты учителей Москвы и Московской области

Уровень зарплат Москвы значительно выше региональных показателей. Задержки в выплатах заработной платы также редки для московских учителей, по сравнению с коллегами из регионов. Отрицательным моментом для учителя из Москвы являются только задержки в индексации.

Из того, как рассчитывается зарплата учителя в Москве, видны различия в начислении заработных плат для педагогов столицы и для его коллег из Московской области. Например, бухгалтер учебного заведения г. Москва будет применять методику «Ученико-час», в Московской области за основу возьмут методику «Базовый оклад+».

fb.ru

Правда, что размер зарплаты учителя зависит от оценок, которые он ставит ученикам?

Такая ситуация действительно возможна при некоторых условиях. Но при этом она маловероятна, потому что никому не нужна.

Для начала надо разобраться, из чего именно складывается зарплата учителя. Если очень сильно упрощать, то есть чистый оклад, плюс дополнительные надбавки — за стаж, разряд, наличие разного рода наград, плюс довольно мизерная доплата за классное руководство и тд. Чистый оклад может составлять только половину итоговой зарплаты, а то и меньше.

При этом надо понимать, что надбавки тоже распределяются неравномерно. Критерии выплаты некоторых из них четко прописаны в договоре, министерских приказах и так далее. А часть — распределяется директором школы из зарплатного фонда школы. Конечно, за раздачей пряников должен следить родительский комитет и совет школы, но на практики решение часто принимается единолично. А так как люди не идеальны, то у каких-то директоров наверняка есть “любимчики”, которые необоснованно получают куда больше своих коллег (про интриги в школьных коллективах можно написать не один производственный роман и снять не один фильм).

Поэтому теоретически, директор может поставить такое условие и распределять учителям надбавки в зависимости от оценок учеников. На практике, такая мысль придет в голову только не очень умному человеку. Естественно, учителя, поставленные в такое положение, начнут завышать оценки — откровенным двоечникам ставить тройки, троечников превратят в хорошистов и так далее. Дневники и классные журналы будут очень красиво выглядеть, администрация школы и родители всем довольны. Но только до тех пор, пока дети не закончат школу — потому что в девятом классе им придется сдавать ГИА, а в одиннадцатом — ЕГЭ. Но если учителя будут так завышать оценки, ЕГЭ ученикам, скорее всего, не грозит — они завалят ГИА, не смогут поступить в десятый класс и пойдут в колледж.

И ГИА, и ЕГЭ были придуманы в том числе для того, чтобы выстроить систему независимой проверки знаний учеников. Как регулярно повторяют чиновники Минобрнауки всех уровней, “работу слесаря проверяет заказчик, работу тренера оценивает судья, и только учитель сначала сам учит ребенка, а потом ставит оценку своей работе”. Если в школе выстроена система завышения оценок, то на этих независимых экзаменах ученики внезапно получат тройки и двойки. И тогда к директору придут разъяренные родители, а потом и проверяющие (неизвестно, что хуже).

Остается добавить, что такая система сложилась не так уж давно. Еще несколько лет назад результаты ЕГЭ использовались как индикатор оценки работы учителей, директоров школ и дальше вплоть до губернаторов. Да-да, в президентских критериях оценки работы губернатора был и пункт “количество школьников, не сдавших ЕГЭ” (ну или наоборот, не помню). Точно так же региональные образовательные власти могли уволить директора школы, где плохо сдали ЕГЭ, а директор — учителя. Во многом, именно эта система приводила к массовым нарушениям во время ЕГЭ — никому не хотелось терять работу, поэтому учителя помогали детям списывать, а власти региона закрывали на это глаза.

В прошлом, кажется, году Минобрнауки добилось того, чтобы губернаторский критерий был заменен на “количество школьников, посещающих занятия во вторую и третью смену” — это должно мотивировать власти региона строить больше школ. Ну и одновременно строго запретили региональным министерствам оценивать школы по ЕГЭ, потому что бывают такие районы даже в больших городах, где тройка по русскому языку — это отличный результат и для ученика, и для учителя.

Понятно, что не везде эти рекомендации услышаны, но факт остается фактом — школе просто невыгодно завышать промежуточные оценки в дневнике, потому что это все может всплыть на ЕГЭ.

Под конец добавлю, что в частных школах может быть несколько иная ситуация. Я слышал много историй о существовании настолько элитных и дорогих школ, что с детей там все пылинки сдувают и ставят только хорошие оценки, чтобы не расстраивать богатых родителей. Сам я подобных школ не видел, но вполне допускаю, что в “эпоху первоначального накопления капитала” такое могло быть. Сейчас, мне кажется, российские бизнесмены и высокопоставленные госслужащие уже поняли необходимость хорошего образования, поэтому куда попало наследников не отдадут.

thequestion.ru

Зарплату учителя определит успех ученика

Зарплата российского педагога с 1 января этого года зависит от результатов его аттестации. Внедрение новой системы оплаты труда и аттестация проходят одновременно. Но как измерить успешность работы учителя? В одном классе – сильные дети, в другом – слабые. Где гарантии того, что высшую категорию получат действительно лучшие учителя, а не те, кто числится в любимчиках у директора? Многие уверены: новая система аттестации посеет вражду и напряжение в школьных коллективах. А учить детей станет некогда.

Аттестация – раз в пятилетку

Отныне каждый учитель раз в пять лет должен подтвердить квалификацию и сдать экзамен на допуск к профессии. Отсрочка на два года дается молодым специалистам и беременным женщинам. Теперь будут только две (а не три, как раньше) квалификационные категории: первая и высшая. Тот, кто не справится с переаттестацией, должен либо пройти переобучение, либо уволиться.

По мнению идеологов новой системы, переаттестация нужна хотя бы потому, что в век интернета и новых технологий детей нужно учить по-новому. Но для этого педагогу самому придется многому научиться. И именно аттестация может стать для учителя стимулом к самосовершенствованию.

Главный критерий оценки работы учителя, по мнению Министерства образования, – это успешность учеников. Например, первая категория будет присваиваться педагогам, которые не только владеют современными образовательными технологиями, но и демонстрируют (с помощью учеников) высокое качество работы. То есть «показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации».

Высшую категорию получат те, кто уже имеют первую категорию и чьи ученики не только демонстрируют стабильные результаты освоения образовательных программ (и «показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации»), но и являются участниками, а лучше призерами и победителями всероссийских, международных олимпиад и других конкурсов и соревнований.

Единственное, что пока непонятно: как будут аттестовывать учителей начальных классов? Их ученики в экзаменах и олимпиадах не участвуют.

За все достижения учителям будут начисляться баллы: за результаты ЕГЭ, участие учеников в олимпиадах, методическую работу (она включает и посещение уроков коллег), за внеклассную деятельность (театр, школьный музей, библиотека) и даже – за наличие у учителя печатных работ.

От того, какую категорию присвоят учителю, будут зависеть надбавки к базовой части зарплаты. Более успешные получат стимулирующие надбавки, а менее квалифицированные могут остаться на голой базовой ставке.

Кто будет решать судьбу учителя? По документам Минобрнауки, это – аттестационная комиссия, которую формирует образовательное начальство субъекта федерации. В состав комиссии могут войти представители федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, попечительских и педагогических советов школ…

Если учитель не смог пройти аттестацию, директор школы должен направить его на курсы повышения квалификации либо предложить ему другую, нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Впрочем, скорее всего такой учитель просто сам уйдет из школы или будет уволен.

Что произойдет на самом деле

На самом деле оценивать работу учителя только по результатам его учеников нельзя. Да и сколько у нас найдется учителей, которые будут выдавать результаты выше средних по региону? Куда денутся остальные, среднестатистические педагоги?

Как говорят сами учителя, если в классе подобрались умные дети, с адекватными родителями, то там не надо прилагать особых усилий, и результаты будут впечатляющие. С трудными же во много раз больше затрачивается сил, нервов, времени, здоровья, а результат в лучшем случае «нулевой». Что делать? Плюнуть на слабых детей и всеми силами стараться заполучить хороших? К этому как раз и может привести новая система аттестации. На самом деле учитель может потратить огромные усилия на то, чтобы слабый ребенок начал учиться. И даже, если он получил «4» по контрольной работе, для него это – максимальное достижение, и учитель, который добился такого результата, – герой.

Благодарности же ему за это – никакой. Наверно, стоит подумать о том, как оплачивать работу учителя в такой ситуации. Но об этом пока никто не задумался.

Новая система аттестации неизбежно приведет к выдавливанию из школ слабых учеников. Сделать это нетрудно: достаточно создать для такого ребенка невыносимую обстановку, занижать ему и без того низкие оценки. Ведь чем меньше в классе двоечников-троечников, тем выше зарплата учителя.

А уж что касается получения высшей категории, то ее (если следовать новым правилам аттестации) смогут получить всего несколько десятков учителей по стране: ведь их ученики должны показать хорошие результаты на всероссийских и даже международных олимпиадах. Таких детей очень немного. Опять же, какая экономия бюджета!

Учитель Любовь Савельева считает: «Качество образования измерить нереально, это не только от учителя зависит». По ее мнению, в первую очередь нужно значительно увеличить учительскую ставку, которая должна составлять не четыре тысячи, а не менее двенадцати. Это позволит более качественно работать, а не набирать по две, две с половиной ставки, чтобы свести концы с концами. Ведь окончательная сумма зарплаты зависит от ставки. И еще – нужно доплачивать хотя бы по одному-два процента за каждый отработанный год. Любовь Савельева предлагает на федеральном уровне утвердить доплаты в 40% за высшую категорию и 20% – за первую. «А что касается стимулирующей части – это очень трудно и порой унизительно», – считает учитель, на себе ощутившая новую систему оплаты труда.

Во многих пилотных регионах, где уже перешли на эту систему, вся стимулирующая часть уходит на доплату техперсоналу, ставки которого ниже установленного законом минимума (и поднимать которые почему-то никто не собирается), и на обязательные выплаты типа классного руководства, проверки тетрадей. Некоторым школам уже с 1 января 2010 года стимулирующие надбавки не платят (их выплаты теперь – прерогатива регионов, а среди них не все богатые)! А раньше надбавки начисляла комиссия в лице директора и завуча.

Понятно, что чем лучше отношения учителя с директором, тем большая у него будет надбавка. А обширные списки состава аттестационной комиссии на деле сведутся к тому же директору, завучу, представителю профсоюза и совета школы. Кто из представителей исполнительной власти в регионе будет этим заниматься? К тому же, как справедливо заметила одна учительница, какое отношение к оценке профессионализма, например, учителя 5-го класса, имеют управленцы? Что они понимают в содержании предмета и методике его преподавания? Словом, решать все будет директор.

По словам московской учительницы русского языка и литературы Елены Ивановой, которая испытала на себе новую систему (в одной из столичных гимназий), в школьном коллективе неизбежно возникает вражда, кадры там не задерживаются, учителя подсиживают друг друга.

Одна знакомая учительница сказала: «Аттестацию должны проходить сначала чиновники от образования. Жалко, что они себя забыли включить в списки. Много некомпетентных предложений поступает от них. И главное, никто не отвечает за их провал. Они не работали в школах, но знают, как нас аттестовывать».

www.examen.ru

Низкие зарплаты учителей связаны… с учебной нагрузкой — минобразования

Вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова ответила на запрос 365info:

низкая заработная плата учителя связана с учебной нагрузкой, которая является количественной обязательной составляющей трудовой функции,

которую выполняет учитель. Поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора», — подчеркнула она.

Честно говоря, логики ответа мы не поняли. Предположили, что его может понять кто-нибудь другой. И ошиблись:

— Такой уход от поставленного вопроса характерен для всех чиновников, не только для госслужащих министерства образования, говорит политолог Султанбек Султангалиев. — Ничто не мешает МОНу предпринять попытку поднять почасовую оплату за учебную нагрузку — конечно, если они действительно озабочены уровнем жизни и низкой заработной платой работников образования. То есть недавняя хвалебная статистика МОН — это сказка для бедных и очередное втирание очков для общественности и высших эшелонов исполнительной власти. Сермяжная правда жизни совершенно другая, — считает политолог.

От чего зависит оклад учителя?

Ирина Смирнова, депутат мажилиса, отмечает, что на сегодняшний день базовый оклад учителей составляет в среднем 17 тыс. тенге. Как правило, он умножается на разные коэффициенты.

— А они зависят:

от стажа учителя,

от количества проработанных им часов,

от его квалификации и так далее.

Министерство образования прекрасно понимает и знает, что нужно изменять подходы к начислению заработной платы. Либо увеличивать базовую ставку, от которой идет весь пересчет, либо действительно уменьшать количество часов на ставку.

Сейчас это 18 часов в неделю, а депутаты предложили сократить ее до 14 часов. Это позволит повысить зарплату где-то на 25-30%

И по моему мнению, нужно все-таки прийти к тому, чтобы начинающий учитель получал зарплату не меньше, чем средняя по стране, а не «плясать» от базового оклада, — считает депутат.

Хитрый ход МОН

Между тем, министерством рассматривается вопрос о снижении нормативной учебной нагрузки в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Султангалиев считает, что реальная зарплата, с учетом уровня инфляции, после этого снизится.

— Тот факт, что за 16 уроков в неделю вы будете получать ту же сумму, что и за 18 часов, никак не влияет на увеличение денежной суммы в вашем кошельке. В минобре планируемое нововведение выдают якобы за повышение зарплаты учителям. На самом деле учителя будут вынуждены добиваться дополнительной нагрузки, чтобы хоть как-то компенсировать продолжающееся падение уровня жизни, — убежден политолог.

Он добавляет, что если посмотреть даже официальные данные, уровень зарплаты с 2012 года, согласно анализу одного из ведущих экономических экспертов страны Рахима Ошакбаева, вырос на 33%, а уровень инфляции — на 45%. По его убеждению, «хитромудрая» статистика министерства образования, которая гласит, что уровень зарплаты учителей за эти годы вырос на 45%, не что иное как статистическая подгонка под официальный совокупный уровень инфляции.

Другая проблема: сколько учителей не хватает в Казахстане?

Бибигуль Асылова, ссылаясь на национальную образовательную базу данных, добавляет, что потребность в педагогах в Казахстане на сегодняшний день составляет 4480 человек. Из них:

учителей начальных классов — 691;

математики — 599 ;

русского языка — 587;

английского языка — 445;

физики — 299;

химии -259;

информатики- 217;

музыки — 270 и др.

— Для решения вопроса потребности педагогических кадров предусмотрен государственный заказ, который составляет 7160 человек в вузах — ежегодный образовательный грант. Потребность в кадрах будет удовлетворена за счет молодых специалистов, — подчеркивает она.

Султангалиев, в свою очередь, предлагает, во-первых, посмотреть на данную проблему с качественной стороны: ведь качество выпускаемых вузами специалистов сегодня оставляет желать лучшего.

— На педагогические специальности поступают, грубо говоря, в большинстве случаев аутсайдеры — те, кто не может поступить на более престижные специальности. Для студентов педвузов главное — это диплом о высшем образовании. После его получения они стремятся устроиться куда угодно, лишь бы не в систему образования. Во-вторых, зачем нам столько магистров? Какова эффективность их научной деятельности? — считает политолог.

А если без уплотнения?

По мнению Смирновой, данные вице-министра могут быть не совсем корректны.

— Нам не хватает педагогов в очень большом количестве! И в ближайшем будущем нехватка будет только расти. Потому что первоклашек больше, чем выпускников 11 класса.

В ближайшем будущем количество классов, как и часов, будет только увеличиваться

При этом нам постоянно сверху говорят, что не должно быть трехсменных школ, также должно уменьшиться и количество двухсменных. Наверное, нужно говорить и о том, что в классе не должно быть больше 25 человек, а сейчас в некоторых и по 40 человек учатся. А в школе, в которой должно быть 700 человек, находятся 1000 с учеников.

И если сделать все по нормам, тогда учителей потребуется не 4480, а больше 10000, — говорит Смирнова.

Реальный случай

По ее словам, нехватка учителей сегодня приводит к тому, что в сельских школах часто преподают учителя, не имеющие соответствующей квалификации. Так, зооветеринар может начать вести биологию. А ученик, хорошо окончивший 11-й класс, тоже может начать вести какой-то предмет

Напомним, что в 2017 году в Алматинской области в школе села Байгазы произошел скандал: директор школы принял на работу 4 учителей без диплома

об окончании высшего педагогического образования (учителя английского языка, учителя подготовительной группы, библиотекаря и педагога-психолога).

Как отмечает Бибигуль Асылова, за допущенные нарушения директор школы освобожден от занимаемой должности

А отделом образования района направлены в школу села Байгазы педагоги по специальностям «География», «Педагог-психолог», «Библиотекарь».

— Я думаю, министерство образования должно решать эти проблемы. Если человек вызвался быть учителем, не будучи им по образованию, ему нужно помочь пройти педагогические курсы, — считает Ирина Смирнова.

Корм для учителей

По словам Бибигуль Асыловой, квалифицированные педагогические кадры между городом и селом сегодня распределяются следующим образом: город — 52%, село — 45%. Чтобы стимулировать учителей, работающих в сельской местности, по словам Асыловой, существуют дополнительные меры социальной поддержки.

В частности,  педагогическим работникам образования, имеющим  в личной собственности скот, предоставляются корма, земельные участки для выпаса скота и сенокошения. Все это делается по решению местных представительных и исполнительных органов.

Но Ирина Смирнова убеждена — такую поддержку учителям надо еще «выпросить». А ведь мало кто согласится обивать пороги акиматов, чтобы получить подобные льготы

Сельскому учителю нужен скот

Султанбек Султангалиев убежден, что анализируя жизнь сельского учителя, надо исходить из реалий жизни, что без частного подворья учителю в селе придется влачить жалкое существование

— Качество обучения, естественно, будет хромать на обе ноги. Впрочем, как и всегда было в сельских школах. А вообще, наших учителей просто «охомутали». О каких перспективах страны мы можем рассуждать, пока эта ситуация не будет исправлена? — задается вопросом политолог.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

kokshetau.asia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *