Жизненные навыки для дошкольников – Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников | Общие работы по дошкольному воспитанию | Дошкольное воспитание | Воспитателям | Педагогам | Учебная литература

Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия

Программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО.

Программа «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия» разработана в Центре практической психологии образования Академии социального управления (ЦППО АСОУ).

Научный руководитель программы, руководитель авторского коллектива: кандидат психологических наук С.В. Кривцова.

Авторы: С.В. Кривцова — Программа «Жизненные навыки» в дошкольной образовательной организации: цели и задачи, Эмоциональное и социальное развитие дошкольника Основания для решения задачи по выделению и развитию социальных компетенций;

А.А. Белевич, В.Ю. Чал-Борю — Игра у дошкольников: необходимость и закономерность существования и изменения;

Н.А. Бондаренко — О программе-технологии развития эмоционального интеллекта дошкольников «Жизненные навыки. Занятия-путешествия»;

А.А. Белевич, Н.А. Бондаренко, В.Ю. Чоп-Борю — Сценарии первого года занятий;

А.А. Белевич и В.Ю. Чол-Борю — Сценарии второго года занятий.

Рецензент: О.А. Скоролупова.

12 Причин начать работу по программе «жизненные навыки»:

1. Развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, позитивная социализация являются сегодня главными ориентирами дошкольного образования . Именно эти задачи решает программа «Жизненные навыки».

2. Программа учитывает последние достижения отечественного и мирового опыта в области детской педагогики и психологии. И эти достижения представлены не в виде лозунгов, а в виде практических рекомендаций и технологий по ключевым требованиям ФГОС: игре, совместная деятельность, создание предметно-игровой развивающей среды, пропедевтика проектной деятельности.

3. Формирование и развитие социальных и эмоциональных компетенций представлено через игру, свободное детское творчество, совместную деятельность и совместное проживание ребенком и взрослым эмоционально значимых реальных и игровых ситуаций.

4. В программе заложены здоровье сберегающие технологии и отказ от тотального когнитивного образования, когда познавательные компетенции развиваются за счет развития социальных чувств, что ведет к ранней невротизации и нарушению развития личности.

5. В программе описываются эмоциональные типы и характеры детей дошкольного возраста; прилагаются матрицы 45 социальных и эмоциональных компетенций — прекрасное руководство для выстраивания индивидуальной программы психолого-педагогической работы с ребенком.

6. Четкая классификация типов и видов сюжетно-ролевых игр раскрывает их роль в формировании той или иной социальной компетенции.

7. Программа содержит 72 подробных сценария еженедельных занятий — для старшей и подготовительной группы детского сада. Каждое занятие — это одновременно и готовая сюжетно-ролевая игра, и алгоритм пошагового и последовательного выстраивания работы — с примерами из практики работы ДОО, с комментариями педагогов и психологов, разбором типичных ошибок.

8. Среди несомненных достоинств программы можно назвать ее преемственность со следующим этапом жизни ребенка, школьным, что обеспечивается программой «Жизненные навыки» для начальной ступени образования.

9. В Приложении описывается авторская методика экспертной оценки уровня компетенций.

10. Даются конкретные рекомендации по внедрению программы.

11. Она совместима с любой из существующих в настоящее время комплексных программ и поможет педагогам ДОО реализовать ФГОС дошкольного образования в направлении позитивной социализации.

12. «Жизненные навыки — это настоящая программа-технология. Она выстроена как практикум, в котором через конкретные методики и рекомендации реализованы ключевые требования ФГОС. Педагогу предлагается эффективный инструмент, с которым можно работать здесь и сейчас.

Издательство: Клевер.

Количество страниц: 330.

knigovodstvo.ru

как они формируются у ребенка?

2 515

Занимаясь умственным и физическим развитием своих детей, многие родители упускают из виду эмоциональное и социальное развитие. Умеет ли ваш дошкольник слушать других? Обращаться за помощью? Справляться с агрессией и доводить дело до конца? О важных жизненных навыках рассказывают детские психологи Светлана Кривцова и Галия Нигметжанова.

Что такое жизненные навыки?

Светлана Кривцова, психотерапевт

Это базовые умения, необходимые для того, чтобы жить среди людей. Несколько таких умений легко заметить в поведении детей, начиная с четырех с половиной — пяти лет. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающими, обращаться за помощью, заявлять о своих потребностях, знакомиться, вступать в обсуждение, проявлять инициативу — это и есть жизненные навыки. Ученые насчитывают 45 таких базовых умений и компетенций. В книге «Жизненные навыки для дошкольников» я привожу весь список умений, отмечая, какие ошибки в каком возрасте еще допустимо совершать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Жизненные навыки — это взрослое (в соответствии с возрастом) поведение в определенной повторяющейся ситуации. Поведение в каком‑то смысле эталонное, зрелое. Присмотритесь к ребенку: умеет ли он слушать других людей, задает ли вопросы, как вступает в разговор, может ли предложить свою помощь взрослому или сверстнику? Ребенок осваивает эти навыки, наблюдая за поведением взрослых, копируя его. Но если он по какой-то причине еще не овладел определенными умениями (возможно, потому что сами взрослые ими не владеют), то необходимо подключиться родителям. Например, вы заметили, что ребенок берет чужие вещи без спросу. Вместе поразмышляйте над тем, как можно поступить, помогите ему «примерить на себя» лучший выход из этой ситуации. «Хочешь взять понравившуюся игрушку? Чтобы не быть уличенным в воровстве, обязательно найди ее хозяина и попроси разрешения поиграть».

Если у ребенка в принципе есть такая идея — обратиться к окружающим и спросить, а кто хозяин вещи, которую он хочет взять — значит, можно говорить, что навык сформирован. Причем важно найти того, кому действительно принадлежит вещь, а не спрашивать у первого, кто пробегает мимо, — «Можно я возьму?» Ведь тот легко ответит: «Да, бери, она не моя!» Ребенка, который взял вещь без спроса, легко назовут «вором», а он просто не освоил этот навык. Задача родителей — внимательно посмотреть, на каком шаге ребенок допускает ошибку, и объяснить ему порядок действий.

Другой важный навык — это умение слушать. Наблюдая за родителями, ребенок постепенно перенимает их способ воспринимать мир. Позднее, с 4,5— 5 лет, эта способность станет одним из базовых умений, необходимых для жизни.

Как понять, что ребенок умеет слушать? Обратите внимание на следующие важные критерии. Когда ребенок слушает, он…

  • смотрит на человека, который говорит,
  • пытается понять, что ему говорят,
  • показывает это «языком тела» (кивает или выражает несогласие),
  • задает встречные вопросы,
  • молчит, пока говорит собеседник.

Когда же навык не сформирован, ребенок…

  • не оборачивается на того, кто обращается к нему,
  • убегает от говорящего,
  • перебивает или переключается (как будто намеренно) на другое занятие в тот момент, когда с ним разговаривают.

Жизненные навыки — как верхушка айсберга. Социально приемлемое поведение закладывается не в 4–5 лет, а раньше, с самого рождения. Например, первые опыты вслушивания дает грудному ребенку мама, которая реагирует на его плач, вступает с ним в диалог: «Да, я знаю, ты проголодался, сейчас я подогрею кашку, и мы с тобой будем кушать». Ребенок запоминает: взрослый его слышит. Это и становится его опытом. Чувства, которые диктуют то или иное поведение, складываются постепенно и спонтанно в общении с родителями, со сверстниками. Трудно сформировать навык спрашивать разрешение у того ребенка, который не верит, что если он попросит, ему дадут. Вероятно, жизнь его уже научила: когда просишь, тебе чаще всего отказывают. Но и этот опыт можно подкорректировать. Да, родителей не выбирают. Но, как сказал Жан-Поль Сартр, свобода — это то, что я сделал с тем, что сделали со мной. В любом возрасте я могу это пересмотреть и изменить свое отношение.

Что делать в ситуации, когда ребенок выбрал занятие (игру на пианино или танцы), а через полгода оно ему разонравилось? Нужно прислушаться к его желанию, или все-таки надо учить ребенка доводить дело до конца?

Соглашаясь чем-то заниматься, дети не понимают, что значит «играть на фортепиано» или «учиться танцевать». Они очень быстро подхватывают энтузиазм и взрослых, и сверстников. Эта отзывчивость сама по себе прекрасна, но она может быть источником проблем — ведь любые занятия требуют освоения навыка доводить дело до конца. Родителям стоит внимательно следить, что ребенку по-настоящему нравится, что его мотивирует, а что демотивирует. Выясните, что отбило у него охоту заниматься — может быть, все дело в том, что сменилась учительница, а может быть, ему стало слишком сложно. Рецепт здесь может быть такой: поставить все-таки какую-то конечную достижимую цель, обозначить границу. Выдерживать нагрузки всегда легче, когда знаешь, где финишная прямая, когда все кончится и можно будет расслабиться и отдохнуть. Не может быть хорошей жизни в состоянии постоянного напряжения.

А еще очень важно время от времени показывать ребенку, насколько он продвинулся в своем деле, — ведь он может этого не видеть, или ему просто сложно оценить результаты. Демонстрация успехов помогает ему двигаться дальше и преодолевать непредвиденные трудности на пути к цели.

Об экспертах

Светлана Кривцова – экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель проекта «Жизненные навыки: психологические занятия с детьми от 5 до 15 лет».

Галия Нигметжанова – детский психолог, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Подробнее об овладении дошкольником этими и другими жизненными навыками читайте в книге «Искусство понимать ребенка. 7 шагов к хорошей жизни» (Clever, 2018).

Читайте также

www.psychologies.ru

Жизненные навыки для дошкольников – запись пользователя Books_forme (id1420515) в сообществе Воспитание, психология – от года до трех в категории Статьи, ссылки, литер-ра про детей


Занимательная книга, которая рассчитана не на "массового" родителя, а все же на педагогов ДОО (воспитателей). Было бы здорово проводить аттестацию с дополнением из этой книги. Во многих садиках советский настрой. Недавно слышала как воспитатель говорила девочке двух лет о том, что у нее не развито чувство коллективизма😂😂😂😂 ну это лирика, ладно☺
Увлеченным родителям тоже будет интересно, возможно даже получится выполнить несколько "практик", понять готов ли ребенок к садику или школе, например. Основная часть книги - это задания/занятия с детьми, с группой детей. Т.е. если у вас один ребенок и в общественные места вы не ходите, то "выполнить задание" не получится. Это не сборник игр! За ними (играми) можно к Жене Кац, например.
Теоретическая часть великолепная, основана на классиках детской педагогики/психологии. Многое по Выгодскосу, Осориной
Невольно задумаешься - так ли нужно ранее развитие (то самое, которое имеет негативную окраску, например, знать все столицы мира в 2,5 года или отличать оттенки серого) без гармоничного развития личности? Нас учат в садиках и школах многому....но это многое потом в жизни практически не используется. Ну да, конечно, для общего развития...Но правда, было бы чудесно готовить маленького человека для жизни: учить проявлять эмоции, высказывать недовольство, учить сопереживать, обращаться за помощью, справляться с агрессией, мирно отстаивать свои интересы и далее по списку...в общем тому, чего зачастую взрослые делать не умеют сами (ибо и их не научили, зато мы знаем бензольное кольцо!) Но это такая глубокая и многогранная тема...поэтому точка и резюме: покупать книгу педагогам, родителям, правда, не обязательно😉 Изд-во клевер
гармонично развитая личность это

www.babyblog.ru

Жизненные навыки для дошкольников | Чудо-школа Умница

Еще с советских времен в нас заложен когнитивноориентированный подход к воспитанию детей. Многим родителям привычно думать, что для успешного будущего ребенка важно дать ему серьезную академическую подготовку, обеспечить хорошее окончание школы и поступление в ВУЗ. Большинству детей, которые приходят на занятия в Чудо-Школу с успехом удается развить свои интеллектуальные способности.

Но история показывает, что этого вовсе не достаточно для достижения успеха во взрослой жизни. Точнее – развитой интеллект вовсе не является гарантом счастливой жизни. В современном мире не менее важную роль играют гибкость мышления и хорошо развитые социальные компетенции, которые формируются в детстве и подростком возрасте. Позитивный социальный опыт, полученный в раннем возрасте, способствует обретению уверенности в себе, помогает быстро выстраивать прочные социальные контакты и эффективно взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях.

Социальная компетенция – способность выжить в обществе и достичь успеха, пользуясь социальными ресурсами. Для дошкольников социальные компетенции – это типичные социальные жизненные ситуации, в которых ребенок ведет себя подобающим образом, принятым как образец в культуре поведения.

Программа «Жизненные навыки» – это психологические занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию личностных компетенций с помощью игры. Ребенок, проживая данные ситуации в игре, научается распознавать свои эмоции, вырабатывает навык своего поведения и приобретает компетентность.

Эта программа была основана на лучших разработках мировой и отечественной психологии и педагогики. Она соответствует социокультурной природе ребенка и хорошо дополняет привычное когнитивное образование, развивает социальные и эмоциональные компетенции, помогая психологически подготовить ребенка к школе в здоровьесберегающем режиме, повышает самоценность личности.

Занятия по программе «Жизненные навыки для дошкольников» для детей 5-6 лет представлены в 3 темах:

  • Осеннее путешествие
  • Зимнее путешествие
  • Весеннее путешествие

Занятия по программе «Жизненные навыки для дошкольников» для детей 6-7 лет содержат следующие темы:

  • Путешествие начинается.
  • Путешествие домовят.
  • Путешествие муми-троллей.
  • Путешествие сквозь созвездия.

Каждая тема включает в себя от 7 до 12 занятий, является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. Занятия проводятся один раз в неделю.

Постепенно, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми, ребенок овладевает различными навыками необходимыми ему для жизни.

Ведет программу практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, который работает в сотрудничестве с Центром практической психологии образования Академии социального управления ЦППО ФСОУ, где и была разработана программа «Жизненные навыки для дошкольников».

www.chudo-shkola.ru

Важные жизненные навыки для ваших малышей – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *