Когда появилась профессия учитель – Классный час Когда появилась профессия учителя.docx – Когда появилась профессия учителя, классный …

Учитель: история профессии – Православный журнал “Фома”

Когда появились первые учителя? Как их воспринимало общество? Ради чего они трудились? Верно ли, что в древности почти все были безграмотны? Как менялось представление об учительстве на протяжении веков? Об этом — наш разговор с философом и культурологом, профессором Высшей школы экономики Александром Львовичем Доброхотовым.

С чего все началось

— Александр Львович, а когда вообще появились первые учителя?

— Любая профессия предполагает преемственность. Охотник учил детей выслеживать оленя, гончар — месить глину, и так далее. Но трансляция знаний от мастера к ученику — это еще не школа. То, о чем мы говорим, — то есть учительство как профессия — появилось тогда, когда возникли первые цивилизации — Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Это время, когда появляются государства, появляются писаные законы. Тогда же возникает и социальный запрос на грамотного администратора. Любому государству нужны чиновники, ведающие сбором налогов, переписью, общественными работами, снабжением войска. Раньше, в племенную эпоху, с задачами власти справлялись ближайшие слуги вождя или царя. Но с возникновением больших государств потребовалась целая иерархия слуг, которые работают со знаковыми системами — письменностью и арифметикой. То есть производство грамотных людей выделилось в отдельную задачу. Именно тогда и появляется школа — как государственная система продуцирования образованных людей.

— Есть расхожее мнение, что в древнем мире образованием всецело ведали жрецы. Так ли это?

— Это ложный стереотип. Конечно, жречество заботилось о передаче сакральных знаний, но вовсе не ставило себе задачей передавать их массам. Массам достаточно было примитивных, адаптированных представлений, передававшихся от родителей к детям. Да, были жреческие школы, но весьма немногочисленные и решающие исключительно внутренние задачи жреческой иерархии. Жрецы не пытались подмять под себя государственную систему образования.

Оксиринхский папирус ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

— А такая разве была?

— Да. И надо сказать, со времен Месопотамии школа не очень-то сильно изменилась. Она вообще крайне консервативный институт. Египетский или шумерский учитель очень похож на нынешнего, потому что и там, и тут ставится одна и та же задача: государству нужен определенный уровень грамотности. Следовательно, необходимо, во-первых, системно его передавать, во-вторых, не слишком ограничивать право на образование сословными рамками (иначе не появится кадровый ресурс, не будет того, что мы сейчас называем «социальными лифтами»), и, в-третьих, нужно, чтобы знание было технологичным, то есть предполагается некий обязательный стандарт: умение читать, писать, считать, знать основные ценности своего отечества. Именно тогда появляется школа как группа учеников, с которой работает учитель.

— Государственная школа? Существующая на бюджетные деньги?

— Нет, как правило, это частная школа — еще со времен Египта и Шумера. То есть человек объявляет, что организует школу и берет за обучение такую-то плату, к нему ведут детей, он их учит. И он не один такой, есть разные школы, и родители могут выбирать. Государство, впрочем, за школами присматривает, но никаких специфических органов, никакого Минобраза нет. Просто если на учителя поступают жалобы городским властям, ему могут запретить преподавать.

Несколько позднее появляются школы при храмах и дворцах. Дворцовые школы — это уже несколько иной сюжет, там ставится задача образования и воспитания высшей государственной элиты. Мы же говорим о школе массовой, элементарной. В Риме ее называли «тривиальной», поскольку часто она размещалась у перекрестков. На протяжении почти всей человеческой истории она практически не претерпела изменений. Это частная платная школа, где дают базовый набор знаний и умений.

 

Учитель или педагог? 

— А воспитание? Занималась ли древняя школа воспитанием детей?

В общем-то, нет — то есть воспитание было все-таки вторичным по отношению к образованию. В древнем мире вообще
основой воспитания была семья. То есть воспитывал либо отец, либо семейные слуги. Так было и в Египте, и в Шумере, и в греко-
римском мире. В Греции, кстати, такие слуги назывались «педагогами».

— Интересно, что сейчас понятия «учитель» и «педагог» фактически стали синонимами…

— Ну а в древности было не так. Учителем называли человека, который непосредственно ведет уроки в школе. Кстати,
специализации тогда не было, один учитель преподавал все, как мы бы сейчас сказали, предметы: то есть грамоту, счет,
литературу, мифологию. В более редких случаях у учителя были ассистенты-подмастерья, но и они больше отвечали за порядок в
школе.

А педагог — это слуга, сопровождающий ребенка в школу, забирающий его оттуда и часто сидящий рядом с ним на уроках. Статус его был довольно сложным, неоднозначным. По античной литературе мы видим, что авторы порой ворчали: дескать, если раб годится работать, он работает, если же нет — он педагог. И это неправильно, — делали вывод авторы, — ибо педагог должен быть воспитателем, а в воспитатели не всякий годится.

Платон и Аристотель. Лука делла Роббиа. 1437

То есть статус педагога не сводился только к сопровождению ребенка в школу. Педагог еще и воспитывал, да и вообще был спутником жизни своего подопечного. Фактически, он был «дядькой», как называлось это в русской культуре XVIII-XIX веков. Савельич при Петруше Гриневе — типичный педагог, именно в античном смысле этого слова.

Но в античном мире статус педагога мог повышаться. В определенных обстоятельствах он мог стать опекуном ребенка, нести за него финансовую и юридическую ответственность, и даже выполнять роль родителя. Кстати, он имел право и телесно наказывать ребенка. Вообще, детей во все времена били, и дома, и в школе, невзирая на происхождение и сан. В Египте бытовала поговорка, что ухо мальчика находится на его спине. Впрочем, бывало и так, что ребенок из знатной семьи давал педагогу сдачи.

— А верно ли, что в древнем мире в школах учились только мальчики?

— Это еще один миф. В древнем мире гендерный вопрос вообще не стоял слишком жестко. Гораздо большее значение, нежели пол, имел статус семьи. Если ребенок из знатной семьи, то он уважаем, неважно, мальчик это или девочка. Вообще, как правило, девочки получали образование в семье. Но были и школы для девочек, а были и совместные школы, где мальчики и девочки сидели отдельными группами, но в одном помещении. Заплатил деньги — и учись, неважно, какого ты пола и возраста.

 

Зачем учиться? Зачем учить?

— А почему вообще детей отдавали в школы? В чем их родители видели ценность образования?

— Прежде всего, образование открывало возможность социального роста. Образованный человек мог стать чиновником или писцом, то есть обрести высокий статус. Образованный чиновник-администратор иногда в глазах общества значил больше, чем родовитый вельможа. То есть образование — это путь в элиту. Причем жесткого сословного барьера не было. Свободный человек, пускай и незнатного происхождения, мог сделать большую карьеру. И в Египте, и в Шумере, и в Греции, и в Риме были свои Ломоносовы — талантливые люди из простонародья, желавшие учиться. Другое дело, что огромное большинство людей шло по стопам родителей. Отец у тебя горшечник — значит, и тебе нужно быть горшечником, так уж принято. Однако возможность подняться выше все равно была.

Вторая причина, по какой ценилось образование, — культурная. Человек, получивший образование, — это человек, впитавший в себя культуру своего народа, это полноценный гражданин (особенно это касалось греко-римского мира).

О мотивации самих учеников судить трудно. В самом деле, по каким источникам мы могли бы это сделать? Юноши мемуаров не пишут. Зато до нас дошло несколько любопытных документов мемуарного типа, где люди дают оценку своим детским и юношеским годам: мол, я учился, я старался, я выделился. Вон тот — вельможа, а я стал выше него…

Кроме того, учились ведь долго, минимум десять лет. Так что к юношеским годам у многих школьников уже могла возникнуть иная мотивация, нежели страх палки.

— Давайте поговорим об учителях. Кто мог стать учителем в античном мире?

— Кто хотел, тот и становился. Дипломов и сертификатов тогда не требовали. Объявляет человек, что открывает школу, — к нему и идут. Или не идут — если учит плохо или плату требует слишком большую. То есть в полной мере действовали рыночные законы. Что же касается мотивации учительства, то она чаще всего тоже была вполне рыночной — заработать денег. Иногда учительство становилось для человека подработкой, в дополнение к основной профессии. Скажем, школу мог открыть и ремесленник.

Впрочем, особо доходной профессией учительство никогда не было. Иногда учителю элементарной школы что-то подбрасывало государство — сейчас бы мы назвали это «грантами». Иногда платили натурой — это мог быть мешок проса, к примеру.

В целом в античном мире социальный статус учителя был не слишком высок. В нынешних понятиях — это нижняя граница среднего класса. Важно еще и то, что учителя не составляли никакой корпорации, «цеха», они были каждый сам по себе. В целом их уважали, но не более того.

Государство в какой-то мере контролировало деятельность учителей, но, конечно, не так, как сейчас. Не было никаких инспекторов. Просто если жалоб на данного учителя оказывалось много, власти как-то реагировали. Известны случаи, когда учителем были недовольны, и ему приходилось закрыть школу, уехать из города, заняться чем-то иным — к примеру, торговлей. Но чаще всего происходила естественная регуляция: к тому, к кому прилипла слава плохого учителя, просто не отдавали учеников.

 

В христианскую эпоху

— А что изменилось, когда Римская империя приняла христианство? Как Церковь отнеслась к античным школам?

— Это еще один предрассудок — будто бы Церковь отрицательно относилась к античному образованию и желала искоренить языческие школы, заменив их христианскими. На самом деле все было гораздо сложнее. Империя, став христианской, не перестала быть античной. Подданный христианской империи оставался человеком античного мира и очень многое принимал как само собой разумеющееся. В том числе и школу. Люди понимали: хочешь жить в обществе — получай обычное светское образование. Другое дело, что это светское образование дополнялось религиозным внутри христианской общины. Там, в общине, и детей и друг друга учили основам веры, читали и толковали Священное Писание. Мы об этом знаем, к примеру, из «Исповеди» Блаженного Августина. То есть конфликта как такового между светской школой и Церковью не было. Церковь не стремилась разрушить светское образование, а создавала островки своего образования, духовного.

Образ западно-европейской школы XIV века

— Ну а когда же появились первые христианские школы?

— Условно говоря, не раньше VI века по Р. Х. То есть на Востоке — это уже время Византии, на Западе — Карла Великого. Причем между Западом и Востоком тут большая разница. На Западе эти школы действительно можно назвать христианскими, потому что они открывались при монастырях и церковных приходах. А вот в Византии школа по сравнению с античностью почти не изменилась — она так и оставалась светской, содержание образования оставалось прежним. То есть грамота, счет, риторика, немного литературы, немного истории.

Что интересно — государственная власть в Византии практически не обращала внимания на начальную школу. Иногда учителям давали налоговые льготы (к примеру, при Юстиниане), иногда эти льготы снимали, но в деятельность школ не вмешивались. Историки с удивлением пишут, что мощная христианская империя оставила начальное образование таким же имперским, как и в языческую эпоху.

Иное дело — высшее образование, хотя тут нелегко понять, что же именно в Византии можно считать высшей школой. Зачастую это были «кружки по интересам», где высоко образованные люди общались между собой и просвещали юношество. Назвать такие неформальные объединения университетами довольно сложно. Вот к такому образованию империя проявляла уже гораздо больше интереса. Иногда спонсировала, иногда вмешивалась в борьбу разных культурных моделей — ведь эти то ли университеты, то ли кружки, как правило, становились площадками для обсуждения богословских вопросов, к которым византийская власть была, прямо скажем, неравнодушна.

— Изменило ли христианство мотивацию учителя в византийской начальной школе?

—  Скорее нет, чем да. У нас нет никаких свидетельств, что учителя в массе своей испытывали какой-то особый пафос и рвались сеять в детские души «разумное, доброе, вечное». Они могли любить свою работу, добросовестно ее исполнять, но какого-то высшего призвания не чувствовали. К тому же и платили им сущие копейки, какой уж тут пафос… Пафос начинался выше, на уровне тех самых «кружков-университетов».

— Давайте из поздней античности перенесемся в Средние века. Существует устойчивый стереотип, что средневековая школа была жутким местом — не только из-за телесных наказаний, но и из-за примитивных методов преподавания, крайне низкого уровня получаемых знаний. Так ли это?

— И да, и нет. Действительно, это образование было довольно примитивным — но оно соответствовало уровню своей эпохи. Кроме того, нельзя говорить «вообще» — это получается «средняя температура по госпиталю». Естественно, многое зависело от места, от времени. Богатые родители, конечно же, могли дать своим отпрыскам лучшее образование, чем бедные. Как и сейчас, впрочем.

Что касается примитивных методов преподавания, то под ними чаще всего подразумевают механическое заучивание наизусть. А так ли уж оно плохо — это вопрос спорный. Ведь такое заучивание тоже развивает мышление, можно сказать, организует внутренний мир. Гуманисты в эпоху Возрождения, кстати, придавали большое значение мнемонике — умению запоминать большие объемы информации.

Школа XIV в. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Фрагмент. Конец XVI в.

— А если говорить о древней Руси? Как изменились представления о древнерусской школе и древнерусском обществе после открытия новгородских берестяных грамот?

— Очень сильно изменились! Оказалось, древнерусское общество было грамотным, в нем были письменная культура, письменное общение — своего рода «берестяной интернет». Люди обменивались записочками, у каждого с собой был письменный прибор — прямо как сейчас мобильный телефон.

Оксиринхский папирус
ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

Другое дело, что эта письменная культура была присуща населению городов. В деревне для нее не было ни мотивации, ни, зачастую, объективной возможности. Там ведь нередко и священники были безграмотными. Сохранилось много жалоб — мол, священники у нас не в состоянии читать богослужебные книги.

Поэтому правильнее говорить не об общем уровне, а о разных «этажах» культуры. В городах она очень быстро поднималась до европейского уровня.

 

Учитель больше, чем учитель?

— Когда в России на рубеже XVIIIXIX веков стали возникать школы для детей крестьян, мастеровых и так далее, разве не было в народе каких-то сомнений и предрассудков: стоит ли, мол, учиться?

— Конечно, были! Прежде всего, потому, что тогда это было функционально ненужно. Школы воспринимались как барская забава. Какой-нибудь начитавшийся Руссо барин мог создать у себя в имении школу и лично учить крестьянских детей. Оттуда выходили грамотные люди — но их образование было невостребованным. Они так и оставались крестьянами: пахали землю, платили оброк. Для карьеры школьная учеба была бесполезной — вернее, ни о какой карьере тогда не было и речи.

Более того — подобное отношение к образованию было присуще и дворянам! Вспомним фонвизиновского «Недоросля». Вспомним, как Петр Первый отправлял дворянских отпрысков на учебу — это воспринималось как то, что их гонят чуть ли не на убой, матери рыдали, хотя образовательный ценз действительно требовался дворянам для карьеры.

Н. П. Богданов- Бельской. Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского. 1895 г. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком.

— Почему же ситуация изменилась в XIX веке?

— Причина тому — очень серьезные изменения в культуре, в сознании высшего общества. Тема большая и сложная, но суть вот в чем: в Европе на рубеже XVII–XVIII веков меняются представление о воспитании. Возникает педагогика как наука. По сути, это гигантский просветительский проект: создать интеллектуальную элиту, которая будет тайно управлять обществом и вести его к прогрессу. Проект этот восходит еще к Фрэнсису Бэкону, далее им вдохновляются и другие светлые умы — тот же Ян Амос Коменский, отец всей новоевропейской педагогики. Потом — Вольтер, Руссо. Или, скажем, был альтернативный педагогический проект иезуитов, которые представляли себе желаемую элиту общества иначе, но применяли те же средства, те же приемы воспитания — и это были, как сейчас бы сказали, манипулятивные техники управления сознанием.

По сути, этот проект тоталитарный и совершенно несовместимый с христианством. Ведь одно дело, когда человек на исповеди сознательно и добровольно обнажает свою душу перед священником — и совсем другое, когда кто-то считает себя вправе лезть в нее и лепить согласно своим представлениям. Церковь человека либо воспитывает, либо образовывает — но не выращивает из него некоего небывалого «нового человека».

— Простите, а какая тут связь с изменившейся ситуацией в деле школьного образования?

— Связь прямая. Дело в том, что во второй половине XVIII века этот манипулятивный проект подвергся серьезным идеологическим изменениям благодаря Жану Жаку Руссо. Тот, споря с Вольтером, считал, что нужно не механически форматировать нового человека (подобно болванке на токарном станке), а выращивать его, то есть принимать таким, каков он есть, но культивировать его лучшие черты и пресекать худшие. Другими словами, педагог должен быть не столько «токарем», сколько «садовником». А отсюда зако

foma.ru

О первых школах и учителях

 “Учитель вечен на Земле!”. “Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики”. (Д.С.Лихачёв).

“В двадцатом веке и в двухсотом –

Учитель вечен на Земле!” (учитель – историк И.И. Бейнарович).

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

(Звучит аудиозапись отрывка из стихотворения Б. Гайковича. Включение – по щелчку).

Их много – Курносых, несхожих,
Влетающих в школу гурьбой.
И с ними непросто. И всё же
Душе его дорог – любой.
Он вёл их По лестнице знаний,
Страной научил дорожить,
И видеть сквозь даль расстояний,
И с умницей-книгой дружить: (Б. Гайкович).

“Разными были учителя”. Когда же появились первые школы и кто были первые учителя.

Предполагают, что первую школу открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Затем школы появились в странах Древнего Востока – Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии.

 Учителями  в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане:  дидаскалы, педагоги.

Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древней Греции появились многие педагогические термины: “риторика”, “педагогика”, а слово “педагог “означало “детоведение, детовождение”.

 В Средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету.

 Истоки русской школы – в Древней Руси. Князь Владимир велел “собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”.

Первые учителя – греческие священники, затем русские священники и монахи. Потом отдельно от людей духовного звания появилось учительское сословие -“учительные люди”.

 Появилась “учительская” литература: летописи, сказания, жития, поучения

 В 1714 г. Петром I был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян).

 В 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. В Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение – учительская семинария.

В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году – Главный педагогический институт, получивший права университета

 К концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе.

В начале XX века в России было уже 280 тысяч учителей, 289 учительских семинарий, 48 педагогических институтов. 

Откройте “Толковый словарь” В.Даля и прочитайте лексическое значение слова “учитель”.( Работа со словарем).

“Ты – его ученик”. “Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки”. (Конфуций (551-479 до н.э.). Духовный и профессиональный рост учителя продолжается на протяжении всей его педагогической деятельности – это “уроки для учителей”. Кто же они “Учителя учителей”.

 Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский педагог и учёный, основоположник дидактики. В 1632 году создал книгу “Великая дидактика”, которую можно назвать первой педагогической энциклопедией. В 1652 году им была написана книга “Законы для учителей” – кодекс профессиональной чести педагога.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – русский учёный-энциклопедист мирового значения. Педагогические сочинения: “Регламенты” для университета и гимназий, учебники по грамматике, истории, естествознанию. Его “Российская грамматика” долгое время была единственным авторитетным учебником русского языка.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71)- профессор, инспектор Смольного института, автор учебников для начальной школы, изложения научной педагогики – “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии”. Именно с него в России начинается педагогика как наука.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий русский писатель. Оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, учебники. Им были написаны “Азбука”, “Новая азбука”, “Книги для чтения”. Считал, что педагогика станет настоящей наукой только тогда, когда станет опираться на реальный опыт учителей.

 “Учитель! Перед именем твоим”. Многие писатели пришли в литературу из школы. Окончив педагогические вузы, работая учителями, они черпали из школьных будней материал для своих произведений. Некоторые писатели активно помогали делу российского образования, строили и открывали новые школы, нередко на свои средства.

Давайте познакомимся сними. Вспомните произведения, которые они написали.

 Г.Р.Державин (1743-1816) – русский поэт, “благословивший” Пушкина.

Открыл шесть народных училищ в Тамбове, завёл школу в своём доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников.

В.А.Жуковский (1783-1852) – русский поэт. Был учителем русского языка великой княгини Александры Фёдоровны, наставником наследника престола великого князя Александра Николаевича.

  (1769-1844) – русский писатель, баснописец. Учил детей князя Голицына.

Слайд 25. П.П.Ершов (1815-1869) – русский писатель, автор “Конька-Горбунка”. Был вначале учителем, затем инспектором, а с 1857 года – директором Тобольской гимназии.

Н.В. Гоголь (1809-1852) – русский писатель. Преподавал историю и географию, давал частные уроки.

Слайд 26. Н.А.Некрасов (1821-1877/78) – русский поэт. Открыл на свои средства бесплатное “училище для обучения крестьянских детей грамоте”. И.А.Тургенев (1818-1883) – русский писатель. Учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами её учеников.

П.П.Бажов (1879-1950) – русский писатель, автор “Малахитовой шкатулки” и других сказов. Окончил Пермскую духовную семинарию, работал учителем.

 А.П.Чехов

(1860-1904) – русский писатель. Построил несколько школ для крестьянских детей.

 А.С.Макаренко (1888-1939) – педагог, писатель, автор статей на педагогические темы и романов “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях” и др.

М.М.Пришвин (1873-1954) – русский писатель. В 1918-1920 годах работал в Елецкой гимназии, преподавал географию.

В.М.Шукшин (1929-1974) – писатель, актёр. Работал учителем литературы и русского языка, директором вечерней школы в родном селе Сростки. 

А.И.Солженицын (1918-2008) – писатель. Работал учителем в сельской школе Владимирской области, затем в Рязани.

 Есть много и зарубежных писателей, которые преподавали в учебных заведениях своей страны.

Льюис Кэрролл – английский писатель. Преподавал математику в колледже в Оксфорде. Сельма Лагерлёф – шведская писательница. Окончила учительскую семинарию, работала учителем в школе.

 Джанни Родари – итальянский писатель. Работал учителем в школе. Был хорошо знаком с психологией детей, отлично знал, что и как нужно рассказывать ребёнку-читателю. Джон Рональд Толкин – английский писатель и филолог. Профессор англо-саксонского языка в Оксфордском университете. 

“Если б не было учителя” “Библиотека поэзии об учителе, учениках, школе” довольно большая. О своих наставниках учителях писали многие поэты. А.С. Пушкин посвятил строки в стихотворении “19 октября”, А.Блок – “Учитель”, А.Дементьев – “Не смейте забывать учителей:”, Р.Рождественский – “Школьным учителям”, В.Тушнова – “Если б не было учителя:”, В.Берестов написал цикл стихов, посвященных школе, её ученикам и учителям.

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим: (А.Пушкин. “19 октября”192).

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей. (А.Дементьев. “Не смейте забывать учителей”).

В нём будет мудрость талантливо дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле:
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле. (Р.Рождественский. “Школьным учителям”).

 “Учитель входит в класс”. Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ Учителя, Школы, ученика, рисуется школьная жизнь. Вот некоторые из книг на эту тему, прочти их!

 На уроке в школе прошлого.

 Прочти эти книги, и ты сможешь: оказаться в Древнем Египте, узнать, как жили и учились египетские школьники во времена фараона Рамзеса II, побывать на уроке арифметики в древнегреческой школе. Матье М. “День египетского мальчика”; побывать в греческой школе. Лурье С.Я. “Письмо греческого мальчика”.

Прочти эти книги, и ты сможешь: узнать, как учили детей грамоте на Руси во времена Ивана Грозного. Ян В. “Никита и Микитка”; вообразить себя лицеистом одного из самых известных заведений России – Царскосельского лицея. Пущин И.И. “Записки о Пушкине”. Рубинштейн Л. “В садах Лицея”.

Прочти эти книги, и ты сможешь: выдержать вступительные испытания в гимназию. Кассиль Л.”Кондуит и Швамбрания”, “Катаев В.Белеет парус одинокий”; побывать на гимназическом балу с героями романов Л.Чарской. Чарская Л. “Вторая Нина”; “Записки маленькой гимназистки”.

Прочти эти книги, и ты сможешь: написать диктовку по русскому языку, используя хитрый способ, придуманный Колей Корнейчуковым – будущим писателем Корнеем Ивановичем Чуковским. Чуковский К.И.”Серебряный герб”; узнать, как двум четвероклассникам из отстающих учеников удалось стать отличниками. Носов Н.

“Витя Малеев в школе и дома”.

Махотин С. “Вирус ворчания”. Какие произведения этого автора вы читали?

 Драгунский В. “Где это видано, где это слыхано…”. 

 Голявкин В. “Тетрадки под дождём”.

 Платонов. А.П. “Ещё мама”. Какие произведения этого автора вы читали?  Астафьев, В.П. “Фотография, на которой меня нет”. ?

Белых Г.. Пантелеев М. “Республика Шкид”. По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

 Распутин. В. “Уроки французского”. По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?. Айтматов. Ч. “Первый учитель”. По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? ?

 Быков. В. “Обелиск”. По этому произведению поставлен кинофильм. Кто из вас его смотрел? Давайте посмотрим небольшой ролик из этого фильма и послушаем куплет замечательной песни “Последняя поэма” на слова Рабиндраната Тагора.

nsportal.ru

Классный час Когда появилась профессия учителя.docx – Когда появилась профессия учителя, классный …

*Учитель собирает работы и эти работы, «знания» складывает в сундук, снимает атрибут
и становится учителем.
­ Что, полетели дальше?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И … Мелодия заканчивается.)
­ Вот и приземлились. Мы с вами в Древней Греции.
(На экране картинка Древней Греции и надпись: «Древняя Греция». Учитель одевает
атрибут одежды того времени и становится жителем того времени)
­ Наши дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством
воспитательниц занимаются на площадках играми.
С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению,
письму, счету, музыке и пению.
С 12 до 16 лет — школу физического воспитания—палестру с обычными
гимнастическими упражнениями. У девочек на этом образование заканчивалось.

С 16 до 20 лет — для юношей эфебия, т. е. военно­гимнастическая подготовка.
С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются
воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности мышлению, проходит третью,
высшую ступень образования. Они готовятся к государственным должностям и с 35 – 50
лет становятся правителями государства.
В наше время образованный человек – в почете, а тем более тот, кто эти знания
несёт – учитель!
ПР.РАБОТА… Сейчас мы выясним, кто из вас смог бы в наше время стать
правителем… перед вами лежит карточка с примером. Ниже примера, написанного
арабскими цифрами составьте такой же пример из римских цифр.
*Учитель собирает работы и эти работы, «знания» складывает в сундук, снимает
атрибут и становится учителем.
­ Что, полетели дальше?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И …Мелодия заканчивается.)
­ Вот и приземлились. Ой, где это мы? Птицы какие­то… Куда нас занесло? (дети
говорят, что эти птицы ­ пингвины)
­ Ребята, а ведь мы не случайно попали сюда. Пингвины самые лучшие из птиц
родители и воспитатели. Это единственные птицы у которых есть ясли, в которых
воспитывается потомство. Давайте поиграем вместе с ними.
ФИЗМИНУТКА.
­ Что, полетели дальше?
ИГРА… (Звучит космическая мелодия и учитель отдает приказания:
Всем одеть защитные шлемы, зажмурить глаза и не открывать их пока не
приземлимся. По моей команде говорим волшебные слова.. И … Мелодия заканчивается.)
­ Вот и приземлились. Древняя Русь.
(На экране картинка Древняя Русь и надпись: «Древняя Русь». Учитель одевает атрибут
одежды того времени и становится жителем того времени)
­ На Руси первые известные нам школы были созданы в 988 году, после крещения
Руси. В них преподавали не только письмо, счет и церковное пение, но и греческий и
латинский языки, философию, историю, грамматику, давали знания по истории,
географии и естествознанию. Обучение вели монахи. В 11­13 веках грамотность была
широко распространенным явлением, причем учились не только мальчики, но и девочки.
Быть грамотным было престижно, владели письменной речью немногие. Образованный
человек был в почете.
ПР.РАБОТА… Сейчас мы посмотрим, кого из нас уважали бы в это время. перед
вами текст, в котором не хватает нескольких слов. Слова есть в конверте. Приклейте в
пустые места подходящие слова. Какие слова у вас остались?
(Едем, назад, в будущее)

znanio.ru

Скажите где можно найти информацию о профессии учителя

Учителя и школы: из глубины веков до наших дней
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
У истоков учительства
Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Слово “педагог” известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

Первый “Лицей” (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.

В древнегреческом языке есть слово “схоле” (досуг, отдых) , от которого и произошло слово “школа”. Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.

Средние века
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков:

Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.

Профессия педагога становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.

Российское учительство
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *