Концепция национальной системы учительского роста – Статья на тему: Мой доклад “Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций” | скачать бесплатно

Содержание

Национальная система учительского роста как стратегический ориентир системы методической работы в школе

Новая модель аттестации педагогов в соответствии с НСУР

Идеи для организации системы методической работы с педагогами школы

  1.  

Образовательные программы (реализация – учитель; проектирование и реализация – старший учитель; управление проектированием и реализацией образовательных программ – ведущий учитель)

Анализ качества спроектированных педагогами школы программ по учебному предмету, курсу, модулю позволит провести внутреннюю дифференциацию и организовать систему наставничества и консультирования, систему постоянно действующих обучающих семинаров по проектированию образовательных программ.

В то же время необходимо разработать внутреннюю систему оценки качества (ВСОКО) реализации образовательных программ, которая также позволит выявить лидеров в каждой предметной области, способных оказывать консультационную помощь менее опытным коллегам.

Вывод по п.1: НСУР позволит реанимировать систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы.

  1.  

Общественная оценка деятельности учителя, включая учет мнения родителей обучающихся и выпускников

При разработке и внедрении ВСОКО в школе всех участников образовательных отношений необходимо сделать субъектами оценки деятельности учителя, что позволит получить «взгляд со стороны» при оценке педагогической деятельности. Проблемой может стать психологическая неготовность педагога к учету мнения родителей и обучающихся, выпускников. Кроме того, мнение указанных участников образовательных отношений может быть некомпетентным. Соответственно, необходимо организовать следующую деятельность:

– методическое обеспечение психолого-педагогической готовности учителя к общественной оценке;

– создание инициативной группы общественности, которая будет входить в число участвующих во ВСОКО в школе; обеспечение системы обучения данной инициативной группы наряду с внутренними экспертами, занимающимися ВСОКО. Кроме того, при разработке критериев и показателей ВСОКО (в данном случае деятельности учителя) важно учесть мнение данной инициативной группы.

Вывод по п.2: НСУР позволит сделать мнение общественности о деятельности учителя официальным и компетентным; обесценить некомпетентные позиции о деятельности учителя, транслируемые в социальных сетях. Данный факт благоприятно отразится на социальном статусе педагога.

  1.  

Показатели внутреннего мониторинга

При подготовке педагога к аттестации большое значение имеет умение собирать и структурировать результаты своих педагогических достижений. Соответственно, необходимо запланировать такие формы методической работы, как портфолио, самопрезентация. Однако наиболее важным будет являться умение педагога вести самомониторинг.

Вывод по п.3: НСУР инициирует стабильное функционирование ВСОКО в школе, отражающей качество работы педагога. Важно обеспечить финансовую поддержку данному направлению, отразить в Положении о Системе оплаты труда критерии и показатели качества деятельности педагога.

  1.  

Профессиональные конкурсы

При разработке Программы профессионального развития педагогов необходимо определить перечень конкурсов 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня (по нарастающей). При составлении индивидуальной карты профессионального развития каждый педагог определяет для себя, в каком конкурсе он будет участвовать в течение учебного года (уровень конкурса выбирается в зависимости от опыта и др. факторов). Обязательным является прохождение каждого из уровней. Участие в конкурсах одного и того же уровня возможно не более трех лет.

Вывод по п.4: НСУР инициирует педагогов к самопрезентации, к участию в конкурсах, что позволяет обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов.

  1.  

Предметные компетенции

Развитие данных компетенций в школе возможно только через наставничество и самообразование, соответственно, в систему методической работы необходимо включить обязательное повышение предметной (не методической!) компетенции педагогов во внешней среде за счет участия в вебинарах, семинарах, мастер-классах, открытых уроках и т.п. Не реже одного раза в три года обеспечить прохождение педагогами курсов повышения квалификации именно предметного содержания.

Вывод по п.5: На данный момент большое внимание уделяется развитию методической компетентности педагогов. После окончания ВУЗа педагог имеет возможность развивать предметную компетенцию только самостоятельно или в рамках методического объединения (если таковое существует в школе. А как быть тем, кто является единственным предметником в школе?). Введение НСУР в тестирование педагогов вопросов предметного содержания позволит изменить данную ситуацию как внутри школы, так и во внешней среде (возможно, увеличится количество предметных курсов повышения квалификации).

  1.  

Методические компетенции

Данным компетенциям в системе методической работы школы всегда уделялось большое внимание. Однако необходимо акцентировать внимание на таких компетенциях, как «работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии», «работа в условиях реализации программ инклюзивного образования», «работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении». Указанные компетенции до сих пор являются проблемными для многих педагогов.

Вывод по п.6: Введение НСУР позволит расширить перечень методических компетенций педагогов, необходимых для организации эффективной деятельности на уроке.

  1.  

Психолого-педагогические компетенции

Данным компетенциям в системе методической работы уделялось недостаточно внимания в связи с отсутствием у администрации возможности создать условия для их развития. Один школьный психолог не в состоянии обеспечить методическое сопровождение развития психолого-педагогических компетенций педагогов. Самообразованием по данному направлению также занимались от случая к случаю. Соответственно, в Программе профессионального развития педагогов школы данному вопросу необходимо уделить особое внимание. Возможны такие формы работы, как индивидуальные и групповые тренинги, организованные приглашенными специалистами, разбор реальных психолого-педагогических ситуаций; курсы повышения квалификации и др.

Вывод по п.6: Введение НСУР позволит повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, которая на данный момент является одной из важных составляющих успешной деятельности учителя.

  1.  

Коммуникативные, включая ИКТ-компетенции

На данный момент материально-техническая база МАОУ СОШ № 213 «Открытие» соответствует всем современным требованиям. Соответственно, оперативной целью методической работы является обеспечение эффективного применения МТБ в учебном процессе. Такие формы работы, как практикумы для педагогов, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации позволят обеспечить применение компьютерной, периферийной и иной базы в полном объеме.

Коммуникативные компетенции на данный момент невозможны без общения внутри групп, сетей, электронного документооборота. Данная работа также должна быть оперативно организована, проведено обучение и консультирование как педагогов, так и детей и их родителей.

Вывод по п.8: Введение НСУР инициирует всех участников образовательных отношений к построению системы оперативного обмена информацией, что возможно только с применением ИКТ-технологий.

io.nios.ru

Национальная система учительского роста

Участники мероприятия рассказали о том, что только 8% учителей считают итоги существующей процедуры аттестации влияющими на карьерный рост, а 15% – на повышение знаний учителей и профессиональное развитие.
По данным исследований, только в шести странах отсутствует система национального или регионального регулирования оценки деятельности учителей (французская Бельгия, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Испания). Но и в этих странах оценка учителей регулярно проводится на уровне образовательных организаций.
– В большинстве стран, имеющих ту или иную форму оценивания учителей, примерно в половине случаев оно связано с регулированием входа в самостоятельную профессиональную деятельность, – отметила член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Оценивание на последующих этапах профессиональной деятельности представлено значительно реже, осуществляется менее системно и направлено прежде всего на повышение квалификации учителей на основе выявленных в ходе анализа их работы проблем профессиональной деятельности. Значительно реже представлены программы выявления лучших учителей и их вовлечения в развитие системы образования (Австралия, Корея, США, Канада). Российская система учительского роста по своему замыслу предполагает в той или иной степени все три этапа.
Об апробации новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов рассказал модератор тематической площадки ОНФ «Образование», проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе Андрей Милехин.
– В апробации, которая проходила с мая по июнь этого года, приняли участие 19 регионов – 615 учителей, педагогические коллективы, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, педагогические ассоциации и студенты, – пояснил Милехин. – При аттестации учитывались психолого-педагогические и коммуникативные компетенции, образовательные результаты обучающихся, мнения выпускников общеобразовательных организаций. С помощью специального портала было собрано 12 тысяч контент-единиц и направлено в экспертную комиссию. По результатам ее работы будет продолжена дальнейшая доработка новой модели аттестации. Но уже сейчас можно сказать, что больше половины педагогов считают ее применимой в системе образования региона, и более 60 процентов – в российской системе образования.
На сегодняшний день каждый регион использует собственный аттестационный механизм. Например, московская модель аттестации основана на динамике результатов школьников. Как отметил директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, аттестация проводится в электронном виде и требует от учителя минимум усилий, не отвлекая его от основной работы с детьми и не требуя составления отчетов и сбора документов. В ходе аттестации учитываются результаты государственной итоговой аттестации, участие в олимпиадах, спортивные достижения учащихся, проектная деятельность учащихся с использованием социокультурной среды города, участие педагогов и школьников в значимых городских образовательных проектах. Ежегодно эту процедуру проходят 25 тысяч учителей.
– Для того чтобы аттестация не вызывала сопротивление, она должна носить государственно-общественный характер. Оценивать должно профессиональное сообщество, владеющее передовыми педагогическими практиками», – убежден президент ассоциации «Педагог XXI века», директор московской школы №109 Евгений Ямбург.
– Важно, чтобы учитель не воспринимал Национальную систему учительского роста как дополнительную нагрузку в ущерб обучению детей. И главное – вводить НСУР можно только после полной переоценки финансовых механизмов системы общего образования. Иначе есть риск, что все нововведения могут быть восприняты и реализованы школой как формальная и бюрократическая процедура. Национальная система учительского роста должна мотивировать учителя на профессиональное развитие. В конечном итоге она будет способствовать вхождению российской школы в десятку лучших в мире, – заключила Любовь Духанина.

www.ug.ru

Профессиональные стандарты и формирование национальной системы учительского роста

 В Общероссийский Профсоюз образования поступает большое количество вопросов, связанных с профессиональными стандартами и формированием национальной системы учительского роста. Специалистами отдела по вопросам общего образования аппарата Профсоюза подготовлены ответы на самые популярные вопросы по этим темам.

15 самых популярных вопросов по профессиональным стандартам и формированию национальной системы учительского роста

По какой причине дата начала применения профстандарта “Педагог” переносится более чем на 2,5 года?

 По сути, причин несколько, но, пожалуй, наиболее существенными, с политической точки зрения, являются две из них.

 Во-первых, есть поручение Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста (НСУР), согласно которому необходимо установить для педагогов “уровни владения профессиональными компетенциями”. В нынешней редакции профстандарта отсутствует как таковая градация уровней квалификации, то есть в случае применения документа работодатель может предъявить абсолютно одинаковый набор требований как педагогу с большим опытом работы, так и начинающему молодому специалисту. Кроме того, отсутствие в профстандарте дифференциации профессиональных умений и навыков (с учётом уровня сложности овладения теми или иными из них) лишает конкретного содержания такое понятие, как “повышение квалификации”.

 Таким образом, профстандарт описывает портрет идеального педагога, но, как показала апробация документа, он не может быть использован в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

 Во-вторых, новый Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева сформулировала задачу сопряжения требований профстандарта со ФГОСами высшего образования, по которым обучают будущих педагогов, и ФГОСами общего образования, в соответствии с которыми им предстоит работать. На сегодняшний день перечисленные документы не в полной мере соотносятся друг с другом.

 Означает ли это, что предполагается не просто перенос даты начала применения профстандарта, но и его переработка?

 Такое намерение официально обнародовано руководством Минобрнауки России и в целом (то есть стратегически, а не относительно конкретных деталей) поддерживается Общероссийским Профсоюзом образования.  20 декабря  с.г. состоялась Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога, и в приветственном адресе к её участникам Министр образования и науки Российской Федерации выразила убеждение в том, что обсуждение профстандарта в рамках конференции послужит “совершенствованию документа”.

 В какие сроки предполагается усовершенствовать профстандарт?

 К настоящему времени предполагаемый срок подготовки (а тем более официального утверждения) новой редакции профстандарта не только никем не установлен, но и не озвучен. Однако совершенно определённо можно сказать, что, если в профстандарт будут вноситься очередные коррективы, то ближайшая серия таких изменений произойдёт не позже 2019 года.

 Какие решения были приняты в ходе прошедшей  20 декабря конференции по обсуждению содержания профстандарта?

 Резолюция по итогам конференции не принималась. Поэтому корректнее говорить не о решениях, а лишь о содержании дискуссии. В частности, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил для общественного обсуждения проект под названием “модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников”. Речь в прилагаемой таблице шла не обо всех педагогических работниках, а только об учителях. Владение ими профессиональными компетенциями предложено дифференцировать на  три уровня под названиями “учитель”, “старший учитель” и “ведущий учитель”. В послесловии к пояснительной записке, составленной академиком РАО Евгением Ямбургом, указано на то, что на следующем этапе будет представлен проект их “конкретных трудовых действий”. Кроме того, там отмечено, что обсуждается вопрос разработки “предметных приложений” к профстандарту (то есть в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь 2 предметных модуля – “Математика” и “Русский язык”.

 Почему ни в профстандарте “Педагог”, ни в представленной модели его дифференциации не упоминаются, к примеру, социальные-педагоги, педагоги-организаторы и другие?

 Стоит напомнить,  что в сфере образования приняты несколько профессиональных стандартов. Как следует из полного названия профстандарта “Педагог“, он относится лишь к учителю и воспитателю. Однако из этого отнюдь не следует, что должности других педагогических работников (а их у нас 40) не относятся к категории педагогов. Необходимо отметить, что перечень должностей педагогических работников содержится в номенклатуре, утверждённой Правительством Российской Федерации, и никак не связан с наличием или отсутствием упоминания о тех или иных педагогах в конкретном профстандарте.

 В свою очередь, помимо профстандарта “Педагог […] (воспитатель, учитель)”, к настоящему времени утверждены профстандарты “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”, “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”, а также “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования“. Итого – приняты уже четыре  профессиональных стандарта педагогических работников, ещё несколько стандартов находятся в стадии разработки. В частности, в отношении  должностей “социальный педагог”, “педагог-организатор” и ряда других предусмотрен проект профстандарта под рабочим названием “Специалист в области воспитания” (возможно, его окончательное наименование будет иным).

Другое дело, что резонные вопросы вызывает тот факт, что трудовые функции воспитателя дошкольной образовательной организации описаны в профстандарте “Педагог […] (воспитатель, учитель)”, а трудовые функции воспитателя, работающего на других ступенях общего образования, а также старшего воспитателя описаны в проекте профстандарта “Специалист в области воспитания”.

Кто конкретно занимается разработкой профстандартов?

 У каждого профстандарта есть конкретные организации-разработчики. Они официально обозначены в текстах соответствующих стандартов. Так, например, в профстандарте “Педагог […] (воспитатель, учитель)” указано, что его разработчиком является московский Центр образования (ныне – школа) № 109, а ответственной организацией-разработчиком – МГППУ.

 Какова роль Профсоюза в работе над профстандартами и их внедрением?

 Проекты всех профстандартов, касающихся педагогических работников, подлежат согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. При этом Профсоюз вносит и конкретные предложения по совершенствованию их содержания. Так, например, по итогам апробации и внедрения профстандарта “Педагог” в 2014–2015 гг. Профсоюз выступил с инициативой по приведению установленных им требований к образованию и обучению в соответствие с уже действующими требованиями к квалификации учителей и воспитателей, установленными Единым квалификационным справочником, а также переносу даты начала применения профстандарта на 1 сентября 2019 года.

 В 2016 г. Профсоюз участвовал также в разработке особенностей применения профессиональных стандартов. Согласно первоначальным редакциям документа, предложенным правительственной стороной, работодатели наделялись правом вменять в должностные обязанности работников совершение трудовых действий, предусмотренных несколькими любыми профстандартами. Это означало, что функционал учителя – без его согласия и дополнительной оплаты – можно было определить на основе требований не только профстандарта “Педагог”, но и, к примеру, профстандартов “Педагог-психолог”, “Специалист по работе с семьёй”, “Специалист по профессиональной уборке” и т. д. Профсоюз выступил категорически против принятия подобных мер и настоял на подготовке социально приемлемого варианта проекта постановления Правительства Российской Федерации, который в итоге и был утверждён.

 Кроме того, представители Общероссийского Профсоюза образования приглашены к участию в заседаниях рабочей группы по формированию национальной системы учительского роста.

 Что представляет собой национальная система учительского роста?

 На сегодняшний день говорить именно о “системе”, на наш взгляд, преждевременно. По крайней мере, целостная модель НСУР ещё не представлена. С одной стороны, концепция её формирования неоднократно анонсировалась в тематике публичных докладов представителей Минобрнауки России и Рособрнадзора на различныхплощадкахсовещаниях и семинарах. С другой стороны, “в сухом остатке” мы имеем пока лишь цикл мультимедийных презентаций, посвящённых обоснованию в популярной форме отдельных возможных элементов будущей системы. При этом по мере поступления замечаний и предложений (в том числе со стороны Общероссийского Профсоюза образования) слайды данных презентаций обновлялись от форума к форуму. Некоторые изначально заявленные в них положения претерпели существенную корректировку, другие – полностью “отпали”, третьи – были заменены на альтернативные предложения.

 Какие изменения претерпевает НСУР? И против чего возражал Профсоюз?

 Совершенно логично, что уже изначально разработка модели НСУР осуществлялась органами исполнительной власти и привлечёнными ими экспертами в той системе координат, которая обозначена в тексте соответствующего поручения Президента Российской Федерации, в котором сформулированы две задачи-минимум: во-первых, установление уровней владения профессиональными компетенциями, во-вторых, – обеспечение подтверждения их результатами аттестации.

 В поисках решений в рамках заданных ориентиров Минобрнауки России предложило дифференцировать уровни квалификации учителей посредством установления новых должностей – “старший учитель” и “ведущий учитель”. Рособрнадзор, в свою очередь, выдвинул идею использования при аттестации учителей контрольных измерительных материалов – по аналогии с апробированным механизмом проведения им национальных исследований профессиональных компетенций отдельных категорий учителей.

 В теории и та, и другая инициативы, безусловно, имеют право на существование. Однако их непродуманная реализация на практике чревата социальными издержками, на которые своевременно обратил внимание Общероссийский Профсоюз образования.

 В частности, в первом случае принципиальной позицией Профсоюза является сохранение учителям, занявших должности старших и ведущих учителей (в случае их установления), всех социальных гарантий, предусмотренных в отношении педагогических работников, и, прежде всего, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

 Кроме того, большинство учителей, мнение которых изучалось Профсоюзом, высказываются в пользу обеспечения их равного доступа к занятию новых должностей (например, на основе «прозрачных» конкурсных испытаний).

 Во втором случае нельзя допустить, чтобы использование КИМов стало “довеском” к уже существующим процедурам проведения аттестации. Профсоюз выступает за прекращение фактического сбора отчётности при аттестации педагогических работников и проведение её посредством реальной оценки их квалификации, которая согласно ТК РФ подразумевает “уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы”.

 В среднесрочной перспективе наиболее взвешенным подходом представляется наличие альтернативных аттестационных процедур (на выбор самого работника): либо по действующей традиционной схеме оценки результатов профессиональной деятельности, либо – по новым правилам (с условием доступности кодификаторов элементов содержания оценочных материалов), которым предстоит пройти полноценную апробацию и получить ту или иную оценку её эффективности в самом педагогическом сообществе. 

 Каковы предварительные итоги работы над концепцией НСУР? Приняты ли какие-то официальные документы?

 В настоящее время Минобрнауки России продолжает работу над проектом “дорожной карты” формирования НСУР. В частности, уточняется перечень нормативных правовых актов, в которые планируется внести изменения, ведь решение некоторых обсуждаемых задач относится к компетенции других ведомств. Остаётся открытым и вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” в части регулирования проведения аттестации. Итоговую версию “дорожной карты” (в случае её согласования заинтересованными сторонами) планируется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации.

 Сколько ведущих и старших учителей (если таковые должности появятся) будут работать в каждой школе?

 В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, в каждой конкретной школе может быть разное количество соответствующих штатных единиц. При этом на федеральном уровне могут быть разработаны рекомендации по установлению штатной численности старших и ведущих учителей. Однако, если требование об их наличии не будет закреплено во ФГОСах общего образования в качестве кадрового условия их реализации, то в отдельно взятой школе таких должностей может не оказаться вовсе, и это не будет являться нарушением.

 Каковы будут требования к лицам, претендующим на новые должности?

 Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 На сегодняшний день квалификационные требования к лицам, претендующим на должности старших и ведущих учителей, остаются предметом острой профессиональной дискуссии.

 Какие должностные обязанности предполагается возложить на ведущих и старших учителей?

 В процессе разработки концепции НСУР представителями Минобрнауки России и привлечёнными им экспертами высказывались самые разные предложения на этот счёт. Последняя версия, представленная в рамках “модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников”, предполагает, что трудовая функция старших учителей будет включать проектирование образовательной программы, а ведущих учителей – также координацию профессиональной деятельности учителей и старших учителей. Как видно из замечаний, опубликованных учителями на Интернет-сайте, где проходит обсуждение, предложенный вариант содержит, по их мнению, риски фактического распространения на старших и ведущих учителей функционала администрации школы и роста бюрократической отчётности.

 Стоит отметить, что на основании Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. При этом их разработка осуществляется не произвольно, а на основе квалификационных характеристик соответствующих должностей, установленных Единым квалификационным справочником. Между тем, вопрос о внесении изменений в ЕКС (в случае установления новых должностей) почему-то не вынесен на повестку обсуждения.

 С 1 сентября 2019 г. профстандарт “Педагог” также может применяться работодателями при заключении трудовых договоров и разработке должностных инструкций. Однако согласно ТК РФ обязательными для применения профессиональные стандарты являются лишь в части требований к квалификации.

 Будет ли “аудиторная” нагрузка старших и ведущих учителей ниже, чем у обычных учителей?

 Такой вопрос действительно стоит на повестке обсуждения, и ответ на него (в случае установления новых должностей) должен быть дан в проекте внесения изменений в приказ Минобрнауки России “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников […]”, который подлежит согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. Объективная сложность сугубо административного решения вопроса об установлении старшим и ведущим учителям сокращённой (по сравнению с учителями) нормы часов – к примеру, 9 или иного количества часов в неделю – связано с действующими требованиями о проведении непосредственной педагогической работы с детьми в объёме не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

На сколько в денежном выражении будут отличаться зарплаты ведущего учителя, старшего учителя и “обычного” учителя?

 Как известно, большинство учителей работают в муниципальных учреждениях. В свою очередь, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

 Между тем, Профсоюз настаивает на включение в проект “дорожной карты” формирования НСУР такого мероприятия, как разработка на федеральном уровне рекомендаций по оплате труда учителей, старших учителей и ведущих учителей, направленных на существенное увеличение размеров оплаты труда соответствующих категорий педагогических работников по мере роста их профессионального уровня.

 

mou-sergeevka.ippk.ru

Проблема формирования национальной системы учительского роста: возможности и риски

ПРИКАЗ. г. Сыктывкар

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛбДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙОЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подробнее

Материалы для обсуждения

Материалы для обсуждения Аналитические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

Подробнее

Закон о контрактной системе

Конференция для государственных и муниципальных заказчиков «Практика применения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок» Применение профессиональных стандартов в сфере закупок:

Подробнее

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы; компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве,

Подробнее

Независимая оценка квалификации на

Независимая оценка квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» Русакова Анастасия Сергеевна Президент НП «НОВАК» Национальное

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой

Подробнее

СЕМИНАР ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г.волгодонска СЕМИНАР ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Профессиональный стандарт как система требований к деятельности

Подробнее

ДОКТААЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫӉ ЧАЗАА ДОКТААЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 января 2014 г. 20 г.кызыл Об утверждении Положения о Министерстве Республики Тыва по регулированию контрактной системы

Подробнее

города Губкина Белгородской области

Принято на заседании общего собрания коллектива МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области Протокол от 2014 года Утверждаю Заведующий МАДОУ «Детский сад комбинированного

Подробнее

Смирнова Юлия Валерьевна,

Смирнова Юлия Валерьевна, Директор центра развития профессиональных квалификаций Тел.: +7(495) 663-04-04 доб. 1240 [email protected] О работе Национального совета при Президенте Российской Федерации по

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 31 марта 487-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый комплексный план мероприятий по разработке, их независимой профессионально-общественной экспертизе

Подробнее

docplayer.ru

Нормативно-правовые аспекты формирования национальной системы учительского роста. 18 мая 2017 г.

Китайгородская Г.В., ректор ГОУДПО «КРИРО»

О национальной системе учительского роста. Новая модель аттестации на основе применения единых оценочных материалов и минимализации профессиональных дефицитов у педагогов в рамках формирования национальной

Подробнее

Лях Юлия Анатольевна

Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей в контексте национальной системы учительского роста Лях Юлия Анатольевна Заместитель начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов

Подробнее

Предполагаемый результат

профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования

Подробнее

ПРИМЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА

Московский городской психолого-педагогический университет ПРИМЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА Леонова Олеся Игоревна Координатор подгруппы рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных

Подробнее

VII. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

VII. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 7.1. Мин РБ: 1) Составляет смету расходов на оказание государственной услуги по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных

Подробнее

1 этап: Подготовительный (май-декабрь 2016г.)

Дорожная карга внедрения «Педагог (педагогическая деятельн основного общего, среднего общего образования) (учитель)» «Педагог дополнительна в МБОУ «Средней общеобразовательной школе 46» Цель: Обеспечение

Подробнее

ПРИКАЗ от «23» ноября 2016 г. 135

Управление образования администрации Ангарского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» ПРИКАЗ от «23» ноября 2016 г. 135 О утверждении

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио преподавателя

Приложение 3 к приказу 363-1 ОД от 04.07.2014 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 3 марта 2015 г. 349-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемые: комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования,

Подробнее

Утверждено. Согласовано

Согласовано С педагогическим Советом Протокол 5 от 25.03.2016г. Утверждено Директор МКОУ «Светловская СОШ» О.Б.Титова Приказ 36 от 26.03.2016 г. План внедрения «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

Подробнее

docplayer.ru

15 самых популярных вопросов по профессиональным стандартам и формированию национальной системы учительского роста – 31 Января 2017

В Общероссийский Профсоюз образования поступает большое количество вопросов, связанных с профессиональными стандартами и формированием национальной системы учительского роста. Специалисты отдела по вопросам общего образования аппарата ЦС Профсоюза подготовлены ответы на самые популярные вопросы по этим темам.

По какой причине дата начала применения профстандарта “Педагог” переносится более чем на 2,5 года?

По сути, причин несколько, но, пожалуй, наиболее существенными, с политической точки зрения, являются две из них.

Во-первых, есть поручение Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста (НСУР), согласно которому необходимо установить для педагогов “уровни владения профессиональными компетенциями”. В нынешней редакции профстандарта отсутствует как таковая градация уровней квалификации, то есть в случае применения документа работодатель может предъявить абсолютно одинаковый набор требований как педагогу с большим опытом работы, так и начинающему молодому специалисту. Кроме того, отсутствие в профстандарте дифференциации профессиональных умений и навыков (с учётом уровня сложности овладения теми или иными из них) лишает конкретного содержания такое понятие, как “повышение квалификации”.

Таким образом, профстандарт описывает портрет идеального педагога, но, как показала апробация документа, он не может быть использован в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Во-вторых, новый Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева сформулировала задачу сопряжения требований профстандарта со ФГОСами высшего образования, по которым обучают будущих педагогов, и ФГОСами общего образования, в соответствии с которыми им предстоит работать. На сегодняшний день перечисленные документы не в полной мере соотносятся друг с другом.

Означает ли это, что предполагается не просто перенос даты начала применения профстандарта, но и его переработка?

Такое намерение официально обнародовано руководством Минобрнауки России и в целом (то есть стратегически, а не относительно конкретных деталей) поддерживается Общероссийским Профсоюзом образования.  20 декабря  с.г. состоялась Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога, и в приветственном адресе к её участникам Министр образования и науки Российской Федерации выразила убеждение в том, что обсуждение профстандарта в рамках конференции послужит “совершенствованию документа”.

В какие сроки предполагается усовершенствовать профстандарт?

К настоящему времени предполагаемый срок подготовки (а тем более официального утверждения) новой редакции профстандарта не только никем не установлен, но и не озвучен. Однако совершенно определённо можно сказать, что, если в профстандарт будут вноситься очередные коррективы, то ближайшая серия таких изменений произойдёт не позже 2019 года.

Какие решения были приняты в ходе прошедшей  20 декабря конференции по обсуждению содержания профстандарта?

Резолюция по итогам конференции не принималась. Поэтому корректнее говорить не о решениях, а лишь о содержании дискуссии. В частности, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил для общественного обсуждения проект под названием “модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников”. Речь в прилагаемой таблице шла не обо всех педагогических работниках, а только об учителях. Владение ими профессиональными компетенциями предложено дифференцировать на  три уровня под названиями “учитель”, “старший учитель” и “ведущий учитель”. В послесловии к пояснительной записке, составленной академиком РАО Евгением Ямбургом, указано на то, что на следующем этапе будет представлен проект их “конкретных трудовых действий”. Кроме того, там отмечено, что обсуждается вопрос разработки “предметных приложений” к профстандарту (то есть в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь 2 предметных модуля – “Математика” и “Русский язык”.

Почему ни в профстандарте “Педагог”, ни в представленной модели его дифференциации не упоминаются, к примеру, социальные-педагоги, педагоги-организаторы и другие?

Стоит напомнить,  что в сфере образования приняты несколько профессиональных стандартов. Как следует из полного названия профстандарта “Педагог”, он относится лишь к учителю и воспитателю. Однако из этого отнюдь не следует, что должности других педагогических работников (а их у нас 40) не относятся к категории педагогов. Необходимо отметить, что перечень должностей педагогических работников содержится в номенклатуре, утверждённой Правительством Российской Федерации, и никак не связан с наличием или отсутствием упоминания о тех или иных педагогах в конкретном профстандарте.

В свою очередь, помимо профстандарта “Педагог […] (воспитатель, учитель)”, к настоящему времени утверждены профстандарты “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”, “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”, а также “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”. Итого – приняты уже четыре  профессиональных стандарта педагогических работников, ещё несколько стандартов находятся в стадии разработки. В частности, в отношении  должностей “социальный педагог”, “педагог-организатор” и ряда других предусмотрен проект профстандарта под рабочим названием “Специалист в области воспитания” (возможно, его окончательное наименование будет иным).

Другое дело, что резонные вопросы вызывает тот факт, что трудовые функции воспитателя дошкольной образовательной организации описаны в профстандарте “Педагог […] (воспитатель, учитель)”, а трудовые функции воспитателя, работающего на других ступенях общего образования, а также старшего воспитателя описаны в проекте профстандарта “Специалист в области воспитания”.

Кто конкретно занимается разработкой профстандартов?

 У каждого профстандарта есть конкретные организации-разработчики. Они официально обозначены в текстах соответствующих стандартов. Так, например, в профстандарте “Педагог […] (воспитатель, учитель)” указано, что его разработчиком является московский Центр образования (ныне – школа) № 109, а ответственной организацией-разработчиком – МГППУ.

Какова роль Профсоюза в работе над профстандартами и их внедрением?

Проекты всех профстандартов, касающихся педагогических работников, подлежат согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. При этом Профсоюз вносит и конкретные предложения по совершенствованию их содержания. Так, например, по итогам апробации и внедрения профстандарта “Педагог” в 2014–2015 гг. Профсоюз выступил с инициативой по приведению установленных им требований к образованию и обучению в соответствие с уже действующими требованиями к квалификации учителей и воспитателей, установленными Единым квалификационным справочником, а также переносу даты начала применения профстандарта на 1 сентября 2019 года.

В 2016 г. Профсоюз участвовал также в разработке особенностей применения профессиональных стандартов. Согласно первоначальным редакциям документа, предложенным правительственной стороной, работодатели наделялись правом вменять в должностные обязанности работников совершение трудовых действий, предусмотренных несколькими любыми профстандартами. Это означало, что функционал учителя – без его согласия и дополнительной оплаты – можно было определить на основе требований не только профстандарта “Педагог”, но и, к примеру, профстандартов “Педагог-психолог”, “Специалист по работе с семьёй”, “Специалист по профессиональной уборке” и т. д. Профсоюз выступил категорически против принятия подобных мер и настоял на подготовке социально приемлемого варианта проекта постановления Правительства Российской Федерации, который в итоге и был утверждён.

Кроме того, представители Общероссийского Профсоюза образования приглашены к участию в заседаниях рабочей группы по формированию национальной системы учительского роста.

Что представляет собой национальная система учительского роста?

На сегодняшний день говорить именно о “системе”, на наш взгляд, преждевременно. По крайней мере, целостная модель НСУР ещё не представлена. С одной стороны, концепция её формирования неоднократно анонсировалась в тематике публичных докладов представителей Минобрнауки России и Рособрнадзора на различных площадках, совещаниях и семинарах. С другой стороны, “в сухом остатке” мы имеем пока лишь цикл мультимедийных презентаций, посвящённых обоснованию в популярной форме отдельных возможных элементов будущей системы. При этом по мере поступления замечаний и предложений (в том числе со стороны Общероссийского Профсоюза образования) слайды данных презентаций обновлялись от форума к форуму. Некоторые изначально заявленные в них положения претерпели существенную корректировку, другие – полностью “отпали”, третьи – были заменены на альтернативные предложения.

Какие изменения претерпевает НСУР? И против чего возражал Профсоюз?

Совершенно логично, что уже изначально разработка модели НСУР осуществлялась органами исполнительной власти и привлечёнными ими экспертами в той системе координат, которая обозначена в тексте соответствующего поручения Президента Российской Федерации, в котором сформулированы две задачи-минимум: во-первых, установление уровней владения профессиональными компетенциями, во-вторых, – обеспечение подтверждения их результатами аттестации.

В поисках решений в рамках заданных ориентиров Минобрнауки России предложило дифференцировать уровни квалификации учителей посредством установления новых должностей – “старший учитель” и “ведущий учитель”. Рособрнадзор, в свою очередь, выдвинул идею использования при аттестации учителей контрольных измерительных материалов – по аналогии с апробированным механизмом проведения им национальных исследований профессиональных компетенций отдельных категорий учителей.

В теории и та, и другая инициативы, безусловно, имеют право на существование. Однако их непродуманная реализация на практике чревата социальными издержками, на которые своевременно обратил внимание Общероссийский Профсоюз образования.

В частности, в первом случае принципиальной позицией Профсоюза является сохранение учителям, занявших должности старших и ведущих учителей (в случае их установления), всех социальных гарантий, предусмотренных в отношении педагогических работников, и, прежде всего, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Кроме того, большинство учителей, мнение которых изучалось Профсоюзом, высказываются в пользу обеспечения их равного доступа к занятию новых должностей (например, на основе «прозрачных» конкурсных испытаний).

Во втором случае нельзя допустить, чтобы использование КИМов стало “довеском” к уже существующим процедурам проведения аттестации. Профсоюз выступает за прекращение фактического сбора отчётности при аттестации педагогических работников и проведение её посредством реальной оценки их квалификации, которая согласно ТК РФ подразумевает “уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы”.

В среднесрочной перспективе наиболее взвешенным подходом представляется наличие альтернативных аттестационных процедур (на выбор самого работника): либо по действующей традиционной схеме оценки результатов профессиональной деятельности, либо – по новым правилам (с условием доступности кодификаторов элементов содержания оценочных материалов), которым предстоит пройти полноценную апробацию и получить ту или иную оценку её эффективности в самом педагогическом сообществе. 

Каковы предварительные итоги работы над концепцией НСУР? Приняты ли какие-то официальные документы?

В настоящее время Минобрнауки России продолжает работу над проектом “дорожной карты” формирования НСУР. В частности, уточняется перечень нормативных правовых актов, в которые планируется внести изменения, ведь решение некоторых обсуждаемых задач относится к компетенции других ведомств. Остаётся открытым и вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” в части регулирования проведения аттестации. Итоговую версию “дорожной карты” (в случае её согласования заинтересованными сторонами) планируется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации.

Сколько ведущих и старших учителей (если таковые должности появятся) будут работать в каждой школе?

В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, в каждой конкретной школе может быть разное количество соответствующих штатных единиц. При этом на федеральном уровне могут быть разработаны рекомендации по установлению штатной численности старших и ведущих учителей. Однако, если требование об их наличии не будет закреплено во ФГОСах общего образования в качестве кадрового условия их реализации, то в отдельно взятой школе таких должностей может не оказаться вовсе, и это не будет являться нарушением.

Каковы будут требования к лицам, претендующим на новые должности?

Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

На сегодняшний день квалификационные требования к лицам, претендующим на должности старших и ведущих учителей, остаются предметом острой профессиональной дискуссии.

ilanskprof.ucoz.net

Повышение квалификации

Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики

В соответствии с распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 28 июля 2017 года № 1895-р «О проведении в Ленинградской области процедур апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики» в сентябре 2017 года 28 учителей общеобразовательных учреждений Всеволожского района приняли участие в процедуре апробации.

Подробнее

Началось формирование национальной системы учительского роста

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева подписала приказ об утверждении «дорожной карты» по формированию и введению национальной системы учительского роста. Апробация соответствующего механизма пройдет в январе-декабре 2018 года.

Подробнее

Владимир Путин определил пути совершенствования системы общего образования в России

23 декабря 2015 года под председательством Владимира Путина в Кремле завершилось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Дискуссия была посвящена проблемам общего образования, его нынешнему состоянию и перспективам развития.

«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убеждён, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны; она отвечает и запросам общества, и задачам национального развития. Важно вместе определить наиболее эффективные, действенные инструменты реализации наших планов».

Подробнее

Презентация «Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.07.2017 года № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста».

«Дорожная карта» включает:

организационно-координационные мероприятия, в том числе образование Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР, формирование списка субъектов РФ, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей, формирование корпуса экспертов и т.д.;
формирование новой модели аттестации учителей и подготовку наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), которые включают в себя разработку, обсуждение и подготовку проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ, и т.д.;
закрепление национальной системы учительского роста в нормативном правовом поле;
разработку методических рекомендаций и предложений по вопросам введения НСУР, в том числе подготовку предложений в проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2018–2020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей, разработку методических рекомендаций по условиям введения в штатное расписание образовательных организаций должностей, основанных на должности «учитель», и т.д.;
мероприятия, включающие в себя подготовку итогового доклада для представления в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту РФ о проведенной работе по формированию и введению национальной системы учительского роста.

При аттестации учителей на квалификационную категорию планируется учитывать мнение выпускников образовательных организаций (не ранее чем через четыре года после окончания обучения). Апробация соответствующего механизма пройдет в январе-декабре 2018 года.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.  Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность, самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец с 2012 года ведется работа по разработке профессиональных стандартов в сфере образования.  

Профессиональный стандарт педагога вводится по нескольким причинам,  основная из которых – несоответствие старых квалификационных норм современным требованиям.

Предполагается, что новый профессиональный стандарт педагога улучшит подготовку представителей системы образования и поможет решить следующие задачи:

  • Определить четкие требования к квалификации учителей вне зависимости от их сферы деятельности и направления;
  • обеспечить необходимую подготовку педагогических работников и повысить качество образования;
  • заблаговременно уведомить работников системы образования о предъявляемых к ним требованиям;
  • мотивировать педагогов повышать общий уровень образования в государстве;
  • выработать прозрачные критерии отбора педагогических кадров;
  • стимулировать учителей совершенствовать свою квалификацию.

В настоящее время разработаны 4 профессиональных стандарта в сфере образования:

rmc.vsevobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *