зачем он нужен педагогу и каким должен быть?
Авторский образовательный ресурс — следующая ступень развития педагога, возможность стать ближе к своим ученикам и еще один способ повысить мотивацию учащихся. Это не только инструмент для создания имиджа современного педагога: сайт помогает накапливать и хранить материалы, может стать эффективным средством рефлексии и корректировки собственной деятельности.
Чем полезен сайт для педагога
Вот есть интерактивная доска, вот красивая презентация и прочие наглядные материалы, зачем учителю нужен еще и собственный сайт?
На сайте можно хранить материалы и открыть их для круглосуточного доступа для учеников. Через сайт можно проводить трансляции. Он может выступать в роли СМИ, как средство дистанционного образования, базы данных для учебной и методической литературы и стать площадкой (форумом) для обсуждения важных вопросов.
Возможности сайта
- Создав собственный сайт, вы покажете своим ученикам, как можно использовать возможности мировой сети для обучения.
- У каждого учителя за годы работы накапливаются тетради, диски, папки и прочие наработки, которые не всегда можно так просто систематизировать. Зато это запросто можно сделать на онлайн-площадке, что в разы упростит работу с материалами.
- Сайт привлекает внимание и способствует росту интереса к предмету, даже если изначально он почти отсутствовал. Ученики быстро откликаются на разные инновационные методы обучения, и обратная связь становится более эффективной.
- На сайте можно разместить разноуровневые материалы и реализовать индивидуальный подход к обучению. Однажды потратив время на создание сайта, вы на несколько лет упрощаете себе работу с различными по уровню учениками.
- Современные инструменты позволяют создать на своем сайте одновременно и форум для коллективного обсуждения, и чат для индивидуального общения.
- Авторский сайт может быть площадкой не только для общения со своими учениками, но и средством для обмена педагогическим опытом. Так вы расширите свой профессиональный круг общения и привлечете внимание к собственным разработкам.
Каким должен быть образовательный сайт
Правильное оформление сайта говорит об учителе как о грамотном пользователе интернета, а значит повышает его статус среди коллег и учеников.
В последние годы один из этапов заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — педагогический интернет-ресурс. В Порядке проведения последовательно указаны критерии оценки сайта, на которые можно ориентироваться при разработке собственного сайта:
- дизайн: оригинальный стиль, адекватное цветовое решение, корректная обработка графики, высокая скорость загрузки;
- информационная архитектура: удобное меню и навигация, логическая организация информации, доступная обратная связь;
- информационная насыщенность: образовательная и методическая ценность материалов, регулярные обновления.
Помимо этого, вам нужно знать, что существует два вида сайтов: статические и динамические. На современных конструкторах сайтов можно создавать статические сайты, которые представляют собой набор html-страниц. Чтобы отредактировать одну из страниц, ее нужно полностью «перезалить» с нуля. Статический сайт удобен для создания сайта-визитка.
Динамический сайт удобен для постоянного редактирования и обновлений, так как содержимое хранится в базе данных и содержимое отображается практически мгновенно. Сложность в том, что для создания таких сайтов нужны знания языков программирования, потому без сторонней помощи здесь не обойтись.
Нужен ли сайт каждому учителю?
Учителю стоит создавать сайт в таких случаях:
- он знает, как эффективно применить его в обучении;
- обладает знаниями о создании сайтов или готов учиться;
- он чувствует необходимость поделиться наработками с коллегами.
В любом случае перед тем, как создавать свой собственный сайт, учителю стоит попробовать себя в ведении собственного блога или страницы в социальных сетях. Социальные сети — эффективный и удобный инструмент для взаимодействия с коллегами и учениками. Вы можете начать с того, что создадите свою группу, в которой будете публиковать материалы для своих учеников и коллег.
Учитывая затраты времени и, возможно, денежных средств, к разработке собственного сайта нужно подходить ответственно. Учитель должен быть готов к тому, что на развитие этого проекта может понадобиться не один год. Зато потратив время на такой проект, вы вырастете как педагог, организуете дистанционную работу с учениками и будете готовы принять участие в различных конкурсах для учителей.
Самые простые конструкторы для создания сайта:
stranatalantov.com
Притча дня: Зачем нужен Учитель
Притча дня – это небольшая история, которая заставляет нас о чем-то задуматься более глубоко. Есть много хороших притч, которые вкладываются в тематику моего блога. Они позволяют очень точно осветить те или иные конкретные аспекты нашей жизни. Поэтому я с большим удовольствием изредка буду знакомить вас с очередной жемчужиной мудрости.
А сегодня предлагаю вашем вниманию первую притчу дня:
Зачем нужен учитель
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. Он был самоуверен, держался немного дерзко.
И у него был всего лишь один простой вопрос к Учителю. “Я уже все изучил и все знаю, — сказал он. — Я прочел множество книг. Я даже сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же тогда на мой вопрос: Нужен ли мне Учитель? ”.
Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.
Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, отчего Мастер не смог сразу ответить ему.
Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится на другой стороне реки. На нашем берегу ты найдешь лодку, в ней есть лодочник, он тебя переправит”.
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они уже отплыли, он вдруг вспомнил, что не узнал у Учителя, где дорога, что ведет в деревню. Собственно, он не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.
И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти.
Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.
Ищите своего Учителя и Наставника.
Он поможет вам найти дорогу к вашей цели.
Успехов вам во всех ваших начинаниях!
Еще по теме:
Нужны ли нам Учителя
siellon.com
Какой учитель нужен Вашему ребенку?
Свою любимую школьную учительницу я помню до сих пор. Я поздравляю ее с праздниками, радуюсь встрече, рассказываю про нее своим сыну и мужу. Счастье, когда в жизни есть такой Учитель. Тот, кто оставил след, кого вспоминаешь с теплом и любовью. Как найти такого? И, найдя, понять, что он тот самый?
В начальной школе фигура учителя особенно важна: на ближайшие 4 года педагог становится одним из самых значимых взрослых, часто занимая почетное третье место после мамы и папы. Учитель начальной школы общается с ребенком несколько часов в день, видит его дольше, чем родители. Часто именно ради возможности обучаться у преподавателя с хорошими рекомендациями родители выбирают школу.
В более старшем возрасте мы часто ищем ребенку репетиторов. Не всегда очевидно, почему с одним репетитором все складывается, а с другим – ну совсем никак. Конечно, дело в знаниях, подготовке и опыте преподавателей, но не только в них. Тратя на учителей немалые деньги, мы часто не понимаем, почему занятия с Иваном Петровичем проходят «на ура», а с Петром Ивановичем – нет, при приблизительно одинаковом возрасте, образовании и профессиональном опыте обоих.
С астрологической точки зрения, в натальной карте каждого человека есть планета, которая показывает, каким должен быть наш учитель: не только школьный педагог, но и тот самый, духовный Учитель, который с заглавной буквы. Имя этой планеты – Юпитер.
Как узнать, где именно находится Юпитер в гороскопе Вашего ребенка?
Разобраться в этом легко:
- Вводим в астрологическую программу дату и место рождения Вашего ребенка. Например, здесь: http://astrozet.net/php/horoscope_ru.php
- Находим Юпитер. Он обозначается вот таким знаком — ♃
- Находим знак зодиака рядом с планетой Юпитер
♈ | Овен | ♎ | Весы |
♉ | Телец | ♏ | Скорпион |
♊ | Близнецы | ♐ | |
♋ | Рак | ♑ | Козерог |
♌ | Лев | ♒ | Водолей |
♍ | Дева | ♓ | Рыбы |
- Читаем описание и размышляем
Итак:
Юпитер в Овне/ 1 доме/ аспектах с Марсом
Вашему ребенку нужен учитель, который прежде всего сможет зажечь, вдохновить, а не просто передавать знания по предмету. Без эмоциональной вовлеченности самого учителя в процесс обучения и Вашего ребенка в предмет занятий не будет результата. Хорошо, если учитель объясняет тему, приводя примеры из своей жизни и опыта, они будут особенно действенны. Это может быть учитель-новатор, непохожий на других, очень трепетно и амбициозно относящийся к своему лидерству в профессии. Ребенку нужен учитель, который будет лидировать и вести его за собой от незнания к знанию, воодушевляя и вдохновляя своим примером. Учитель, который не будет зажимать инициативу ребенка и даст ему возможность действовать самому. Научит ребенка самостоятельности и активности.
Юпитер в Тельце/ 2 доме/ аспектах с Венерой
Вашему ребенку нужен учитель, который будет обращаться к его здравому смыслу. Преподаватель должен обладать способностью облечь материал в красивую и удобную для восприятия форму. Занятия с ним должны быть комфортными, спокойными и домашними, без напряжения и суеты. Учитель готов объяснять учебный материал не спеша, основательно, и сможет заложить действительно прочный фундамент знаний. Подсказка: его услуги вряд ли будут стоить Вам дешево, а за его плечами будет солидный опыт. Научит ребенка трезво смотреть на вещи.
Юпитер в Близнецах/ 3 доме/ аспектах с Меркурием
Вашему ребенку нужен учитель – друг, учитель – приятель. Авторитарное обращение, менторские нотки, высокомерный тон сведут на нет все прочие достоинства педагога. Это может быть совсем молодой преподаватель, например, репетитор-студент, или репетитор – недавний выпускник. При этом уровень его знаний и широта кругозора должны быть на высоте. Умный, образованный, дружелюбный человек даже с небольшим профессиональным опытом — подойдет. Общение на равных — залог успеха учебы. Научит ребенка думать и общаться.
Юпитер в Раке/ 4 доме/ аспектах с Луной
Вашему ребенку нужен учитель-няня, заботливый и чуткий. Его авторитет должен быть неоспорим. Он должен учитывать эмоциональное состояние ребенка в момент обучения. С ним можно поговорить по душам, получить помощь и сочувствие. Хорошо, если педагог сможет приходить к Вам домой и не будет слишком строгим. Научит ребенка патриотизму и уважению к родителям.
Юпитер во Льве/ 5 доме/ аспектах с Солнцем
Вашему ребенку нужен учитель-звезда, яркий и творческий педагог. Обычного, ничем не выдающегося человека ребенок может не принять, не будет считаться с его авторитетом. Такой учитель обычно высоко ценит свое время и свои услуги – отнеситесь к этому с пониманием. Радость, которую получит ребенок от общения с педагогом, окупит Ваши затраты. Занятия могут проходить в игровой манере, у учителя будут свои «фишки», которые превратят учебу в удовольствие. Научит творить.
Юпитер в Деве/ 6 доме
Вашему ребенку нужен учитель- зануда, требовательный и внимательный к мелочам. Тот, который может разложить все по полочкам. Скучноватый, но очень ответственный, ходячая энциклопедия, знающий все обо всем, не пропускающий ни одной ошибки. Научит ребенка анализировать.
Юпитер в Весах/ 7 доме
Вашему ребенку нужен строгий, но справедливый учитель. Который сможет проявить гибкость, и подстроить свою систему преподавания под Вашего ребенка. Четкость, логичность будут неотъемлемыми частями его подхода к учебе, при этом ребенку нужно, чтобы общались с ним мягко, спокойно, вежливо, а учебный материал был красиво оформлен. Научит ребенка видеть обе стороны медали.
Юпитер в Скорпионе/ 8 доме/ аспектах с Плутоном
Вашему ребенку нужен учитель –язва с острым, критичным умом. Он может быть весьма требовательным, даже жестким – как по отношению к себе, так и по отношению к ученику. Работа с ним потребует напряжения, старания превзойти самого себя. Учитель будет увлеченным и эмоциональным человеком. Он может обижаться и критиковать, держать ученика «в ежовых рукавицах». Возможны эмоциональные стычки, кризисы в отношениях с учителем. Они лишь будут способствовать росту знаний Вашего ребенка и заставлять его работать усерднее. Научит ребенка докапываться до сути.
Юпитер в Стрельце/ 9 доме
Вашему ребенку нужен учитель – гуру. Знающий о предмете все, способный увлечь и расширить мировоззрение ученика – не важно, что он преподает. Учитель должен вызывать уважение, его слово должно быть законом. Весьма желательно наличие у учителя всевозможных регалий и званий (Лучший учитель года и т.д.), возможен опыт работы за рубежом, в престижных учебных заведениях. Общение с ним будет заряжать ребенка бодростью и оптимизмом. Научит ребенка смотреть на вещи философски.
Юпитер в Козероге/ 10 доме/ аспектах с Сатурном
Вашему ребенку нужен жесткий учитель. Его подход к учебе непременно должно быть системным, иметь четкий план. Этот учитель должен быть профессионалом своего дела, знать о своем предмете все. Скорее всего – он не новичок в профессии и уже обладает определенным статусом. Занятия с ним похожи на «натаскивание», в них мало места для эмоций, они расписаны по минутам и учитель следит за тем, чтобы все шло строго по плану. Наградой за терпение будет самая высокая оценка ученика, 5 с плюсом, и никак не меньше. Именно к этому стремится учитель. Он научит ребенка трудиться.
Юпитер в Водолее/ 11 доме/ аспектах с Ураном
Вашему ребенку нужен учитель, который преподает материал в свободной манере, всячески стимулируя творческую инициативу самого ученика. Этот учитель может удивлять и казаться странным, так сильно он не похож на других. Его подход к обучению новаторский и нестандартный. Дружелюбный, креативный, общительный, он научит ребенка мыслить свободно.
Юпитер в Рыбах/ 12 доме/ аспектах с Нептуном
Вашему ребенку нужен мудрый учитель. Способный подстроиться и учесть его эмоциональное состояние. С ним должно быть комфортно и приятно заниматься. Он словно видит Вашего ребенка насквозь, понимает и сочувствует. Научит ребенка быть в потоке.
Нам могут быть полезны и учителя, отличающиеся от данного описания, но в сердцах, скорее всего, останутся именно эти.
Мои консультации >>> узнать подробности и записаться
rainonthegrass.ru
Нужны ли Учителя взрослому человеку
Обычно при слове “учитель” вспоминается школа, может быть даже с ненавистными уроками и своим нежеланием ходить туда. И с превеликим облегчением человек произносит: “С меня достаточно, отучился уже….”
Так нужны ли учителя нам? Учитель нужен каждому человеку и в любом возрасте. Но взрослым нужен не обычный учитель, а НАСТАВНИК. Да, простой учитель просто учит… Учит часто тому, в чем сам мало разбирается. И при этом еще устраивает экзамен.
Хороший Наставник нужен для того, чтобы привести к успеху и результату. Наставник оказывает особую помощь. Он знает, как вам быстрее достичь цели, ибо он уже там был. Поэтому, если хочешь мчаться, а не ковылять или ползти, — ищи Наставника. Но идти придется самостоятельно. Каждый действует своими собственными руками. Только тогда можно стать успешным.
Очень часто мы оказываемся на перекрестке своих дорог и не знаем, какой путь выбрать. Не знаем, чем руководствоваться, правильно ли мы поступили. Только где-то внутри есть туманное чувство, что что-то закончилось в жизни, что как будто готов к новому, готов сделать шаг. Но нет понимания, куда идти. В таком случае тоже нужен Наставник.
Третий важный момент – это тогда, когда на человека наваливаются сплошными неприятности, кажется, что впереди – сплошная неизвестность и вообще нет понимания, что же делать.
Это значит, что для человека начался очень важный период жизни. Это время внутренней закалки.
Представьте: кузнец решил выковать хороший меч. Чтобы из железа получить сталь, его надо сотни раз нагреть докрасна и сотни раз опустить в холодную воду. Хороший кузнец знает, как важно при этом поймать момент.
Если не додержишь, недостаточно закалишь, меч останется мягким и будет просто гнуться. А если передержишь, то меч станет хрупким и поломается при первом же ударе.
Вот так и с нашими испытаниями. Каждое испытание формирует какое-то важное качество. Невозможно заранее предугадать начало испытания, как невозможно распознать во время самого испытания, что же происходит. Поэтому так часто жизнь кажется нам жестокой и бессмысленной. Как мечу необходим кузнец, так и человеку в эти жизненные моменты необходим Наставник. Только Наставник может провести его через испытания, не допустив ни “перегрева”, ни “недогрева”.
Думаю, что после этого уже не возникнет вопроса, нужны ли Учителя нам.
Возникает лишь вопрос – а где же найти себе Наставника?
Оглянитесь вокруг, может быть, такой человек есть в вашем окружении. А если нет, не отчаивайтесь – Наставник может быть и ментальным, когда вы лично его не знаете, но можете много узнать о его мыслях, действия, мотивации, поступках. Главное, чтобы его слова были важны для вас и чтобы вы действовали соответственно этим словам.
И еще один момент.
Все успешные, богатые и счастливые люди в один голос утверждают, что наша жизнь полностью зависит от нашего окружения:
- Наши действия зависят от нашего окружения.
- Наши чувства зависят от нашего окружения.
- Наши мысли зависят от нашего окружения.
- Наши результаты и успехи зависят от нашего окружения.
“Найди себе успешного наставника и копируй его во всем” – вот одно из основных правил успеха. Пусть лучше он будет ментальным, чем так называемые реальные друзья, которые ничему хорошему не научат.
Еще по теме:
Твой Наставник рядом
siellon.com
Зачем нужен Учитель и почему так важно его вовремя «убить»
На момент написания этой статьи в полном разгаре 2018 год со всеми его возможностями, перспективами и ловушками. От представителей поколения Z я очень часто слышу фразу, которая помогает выделить одну из его особенностей, а может даже охарактеризовать поколение в целом.
Формулирую общую мысль из многочисленных цитат:
«Зачем мне идти в ВУЗ или оканчивать школу (все 11 классов), если я не хочу. Ведь всю необходимую информацию для комфортной и успешной жизни я могу найти самостоятельно и сделать свои собственные выводы, а не принимать чье-то устаревшее субъективное мнение за истину. Зачем мне нужен Учитель?»
И сложно не согласиться в этом с человеком 18-20 лет, зарабатывающим как менеджеры крупных компаний, просто создавая ролики и размещая их на Ютюб или удаленно занимаясь продвижением в социальных сетях.
В век информационных технологий и доступной информации, безусловно, есть возможности, которые грех упустить, посещая учебные заведения или работая nine-to-five. В общем, трудоустройство поколения Z – уже сейчас квеcт для специалистов HR с учетом рождаемости 90-х. Это к слову о ценности опытного сотрудника, который еще готов играть по «чужим» правилам.
С другой стороны, чтобы эволюционировать, развивать свое дело, свой личный бренд и контент, идти дальше и быть в топе, необходимо постоянное развитие. Конкуренция в сети сопоставима с конкуренцией на «реальном» рынке труда, пора бы уже вводить этот термин. Многие понимают необходимость самостоятельного развития и вкладывают в него ресурсы: посещают мероприятия, ищут вдохновение, подглядывают за рубеж, так или иначе, обращаются к более опытным коллегам. Чем не образование, пусть и не в классической форме.
Теперь посмотрим на спортсменов, чей прогресс всегда связан с опытным наставником. Основы мастерства им закладывает Учитель, зачастую первый. При этом плох тот спортсмен, который просто копирует своего Учителя. Ведь так он никогда не станет лучшим. Поэтому очень важно вовремя найти свой стиль, идти дальше, слушать свое тело и свой внутренний голос, а не просто формально исполнять указания опытного наставника. Взять все лучшее и двигаться дальше – по моему мнению, один из секретов подлинного успеха и прогресса. Быть бледной тенью даже самого великого гуру – это как минимум прожить бледную копию его жизни. А где во всем этом Вы?
Очевидно существование двух крайностей на пути своего развития:
Занять позицию: «Я сам, я прав». Есть опасение, что сработает жесткий естественный отбор и многие просто не увидят даже скромных результатов, так и оставшись на начальном этапе. Это сильный путь, но в то же время слишком рискованный.
Вторая крайность – всю жизнь следовать за опытом человека, кем бы он ни был, учителем или родителем. Ловушка на этом пути – так и не прожить свою жизнь, растворившись в чьем-то опыте. Вот таких историй, конечно, большинство, так как этот путь значительно легче первого.
Как же найти баланс и реализовать собственный потенциал полностью?
Возьмите все самое полезное от того, кого вы выбрали своим наставником, а потом без стыда и ложной скромности идите дальше самостоятельно.
Да, бывают моменты, когда Учитель нужен, чтобы подставить плечо, подсказать, поэтому не стоит громко хлопать дверью и уходить с высоко поднятым вверх средним пальцем.
Но перед тем как идти за советом, поддержкой и опытом, подумайте: «А может, я и сам справлюсь?». В таких ситуациях попробуйте сказать «стоп», сделать глубокий вдох и плавный выдох, оглядеться и прислушаться к себе.
Возможно, вы почувствуете готовность действовать самостоятельно, а правильное решение придет к вам без подсказки. «У меня же все для этого есть!» В любом случае, начните с оценки ситуации и оценки своих возможностей. Если же вы поймете, что пока не готовы, то не зазорно обратиться и за помощью…
Успехов на вашем пути!
*Во время работы над этой статьей ни один Учитель не пострадал.
Tags: Карьерапоколение Z
artofbalance.ru
Каким должен быть учитель: правила для будущих педагогов
Только искренняя любовь к детям и своему предмету удерживает наших учителей в школе надолго. Профессия педагога – одна из самых стрессовых, человек постоянно находится в эмоциональном напряжении. Способность переносить такие нагрузки – одно из требований профпригодности учителя, что сближает это дело с профессией врача. Каким должен быть учитель, чтобы стать не обычным, а хорошим педагогом, к которому ученики приходят еще долго после окончания школы?
Дарить надежду
Самое главное качество, без которого немыслим хороший учитель – это вера в своих учеников. Не столь часто, но все же иногда мы видим, как сильная вера в лучшее в ребенке делает из отпетого троечника крепкого хорошиста, а то и отличника. Блестящий учитель – это не победитель конкурсов, а победитель лени учеников, их отчаяния. Это тот, кто умеет дарить надежду даже в нелегких ситуациях. Каким должен быть учитель? Самое главное качество – видеть в ребенке интеллектуальный и нравственный потенциал.
Коллектив как большая личность
Работа учителем требует особой чуткости, осторожности, чувствительности к настроению детей, возможность понимать ребят как коллектив в целом, потому что большая группа детей, собранных вместе, это словно одна личность. Опытные учителя знают, что у каждого класса свое лицо. То, что сработает в одном коллективе, не пройдет в другом. Поэтому учитель, который умеет угадывать лучшую стратегию и тактику поведения с разными коллективами, будет хорошим специалистом.
Профессионал в отношениях
Каким должен быть учитель, чтобы заслужить звание отличного педагога? Профессионалом в деле построения человеческих отношений. Если у учителя не сложились отношения с учеником, это признак недостаточной сформированности данного умения. Очень сложно выбрать и поддерживать правильную дистанцию, чтобы с одной стороны не было холодности, а с другой, чтобы ученик не принял панибратскую модель поведения. Партнерские отношения возможны лишь со старшеклассниками, но в то же время ученик должен помнить, что он – младший партнер, а учитель – старший.
Последовательность как залог уважения
Каким должен быть учитель, чтобы ученики уважали его? Думающим, делающим и говорящим одно и то же. Педагог может быть авторитарным, резким, своенравным, но если его слова не расходятся с делом и мыслью, ученики все равно будут уважать такого педагога. Найдутся многие, кто будет испытывать симпатию и к такому учителю. Очень важно быть справедливым, чтобы ученики были уверены, что преподаватель ставит оценки не в соответствии с симпатиями и антипатиями. В этом деле очень помогает прозрачность оценок, выставляемых учителем. Когда школьник знает требования и видит, как они реализуются, он чувствует себя намного спокойнее. Это дает ему ощущение, что от его усилий напрямую зависит успеваемость. Повышается мотивация и уверенность в себе.
Чтобы быть хорошим учителем, необходимо соответствовать многим требованиям. Не все получается сразу, но со временем каждый человек, пришедший в профессию, может научиться стать учителем с большой буквы.
fb.ru
Какой учитель нужен подростку? | Психология
Важно помнить об особенностях подросткового возраста, где лень — последствие повышенной утомляемости, хамство и агрессия — попытки самоутвердиться и защитить себя, вычурная одежда и пирсинг — средство выражения своей уникальности, а нежелание учиться вызвано разрывом между мечтами и действиями.
Стремительное физическое развитие заставляет их комплексовать из-за внешности, гормональные всплески делают их ранимыми и раздражительными, а первая любовь вообще затмевает все «житейское» и отодвигает учебу и домашние дела на второй, если не десятый план.
Вот такими они приходят на урок… И как быть несчастному учителю, которому волею судьбы нужно укрощать эти строптивые создания, да еще и обучать их чему-либо? Понимать причины их поведения важно, но ведь нужно и как-то реагировать на них, оберегать себя и свое самолюбие, не разрушая самооценку «штудентов» и не опускаясь до криков и грубости.
Учителю, по утверждениям самих подростков, необходимы такие качества, как честность, гибкость, уважительность, умение слушать, любовь к работе, хорошее знание предмета и умение интересно объяснять. Но те, кто работает в школе, понимают, как непросто быть «хорошим» для «нынешних детишек».
Чего же они хотят?
Если вы работаете с подростками, старайтесь не делать промахов в общении — ваши отношения с классом влияют на отношение к предмету и на успеваемость.
- Спокойная и уверенная интонация. Если преподаватель говорит спокойным, уверенным голосом, это действует положительно даже на раздраженного подростка. Отсутствие ответной агрессии успокаивает, не дает разгореться конфликту и переложить чувство вины с себя на другого.
- Уважение. И еще раз уважение. Оно должно быть взаимным. Если не считаться с мнением подростков, отчитывать при всем классе, высмеивать и унижать их, можно лишь нажить врагов, но ничего хорошего из этого точно не выйдет. Тем более наивно будет ждать уважения с их стороны.
- Хороший помощник преподавателя — здоровое чувство юмора, умение перевести инцидент в шутку, а порой посмеяться вместе с юными школярами над собственной ошибкой. Но не путайте это с ехидством и язвительностью. Язвительное замечание, пусть даже очень остроумное, губительно для отношений с тинейджером.
- Ни в коем случае не навешивайте ярлыки. Если вы будете называть ребенка «лентяем», это понизит его самооценку и поведение. Клеймо «грубияна», «петрушки», «неряхи» приведет к ощущению его собственной беспомощности и отчаяния.
- Старайтесь спокойнее относиться к тому, что «они на себя надевают». Одежда в эту сложную пору становится и прикрытием от всего мира, и способом самовыражения. А любая критика того, как они выглядят, и того, что они слушают, ранит, перечеркивает все хорошее в отношениях.
- Подростки вообще воспринимают критику как нелюбовь, неприятие, не чего-то конкретного, а себя в целом. Замечание и недовольство учителя — подтверждение того, что он хуже всех.
- Лучше хвалите. Хвалите усилия и старательность ученика, а не его самого. Тогда будет видно, что вы не Петю Васина любите и цените, а его труд и работу по изучению предмета.
- Нужно обязательно проводить границу в поведении. Договаривайтесь о наказаниях заранее, а не после того, как что-то случилось. Вводите умеренные санкции и выполняйте их. Избегайте пустых угроз, которые вы никогда не исполните.
- Подростку необходимо преодолевать препятствия, чтобы оценить свои возможности. Когда они полностью свободны и предоставлены сами себе — это потенциально опасно. Ставьте рамки, будьте готовы к компромиссу.
- Если ученик раздражен, рассержен, расстроен — не спешите выяснять отношения. Отложите разговор на потом.
- И еще. Говорить на их языке — не значит погружаться в молодежный сленг. Не переборщите — это может выглядеть нелепо, а вот говорить достаточно доступно, не вдаваясь в обратную крайность, — то, что надо.
Как их можно чему-то научить?
Преподавателю важно уметь преподносить материал доходчиво и интересно, связывать материал с контекстом современной жизни, объяснять, где это может пригодиться, устраивать обсуждения спорных тем, рассматривать точки зрения нескольких ученых, терпеливо объяснять трудные места тем, кто не понял.
- Если у учителя искра в глазах, то и молодежь более заинтересована на уроке. Вопросы учеников не должны оставаться без ответа. Если вы не смогли ответить сразу, пообещайте, что ответите на следующем уроке.
- Если ученик открыто выражает отсутствие интереса к вашему предмету, задайте ему пару вопросов «на будущее». Например: «Как думаешь, если ты, напишешь девушке смс с тремя ошибками в слове, это добавит тебе шансов на свидание?»
- Всегда напоминайте своим ученикам, что они могут развиваться. Хорошо учится не тот, кто «умный», а тот, кто стремится к знаниям. Если начать прикладывать усилия сейчас, то можно добиться даже лучшего результата, чем вчерашние отличники. Расскажите, что при подготовке к контрольным и экзаменам можно использовать более эффективные методы, если учитывать, какие типы памяти лучше работают.
- Можно использовать и более оригинальные способы мотивации. Например, заметьте невзначай, что, по последним исследованиям психологов, чтение книг про активных, целеустремленных героинь помогает девушкам стать активнее и сбросить вес.
- Укрепить желание работать поможет обещание награды — помощь на контрольной, поездка в музей или в театр всем классом. Будущее великого инженера или бизнесмена еще далеко, а вот конец четверти не за горами. Ради интересной поездки можно постараться убрать хвосты и подтянуть оценки.
Справедливость, гибкость, находчивость и искреннее желание понять и принять их такими, какие они есть, помогут построить прочный мост между вами и классом. Не забывайте, что все мы когда-то были подростками.
Теги: учителя, ученики, подростки, психология общения, трудности, школьные проблемы, школьник, школа, психологические проблемы, обучение, учеба, дети, отношения, подростковый возрастshkolazhizni.ru