Система учительского роста вчера сегодня завтра – Статья на тему: Мой доклад “Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций” | скачать бесплатно

Содержание

Переговорная площадка «Система учительского роста: вчера, сегодня и завтра»

Результаты исследований свидетельствуют, что качество образовательной системы и уровень образовательных результатов учащихся зависит от качества работающих в ней учителей. Это подтверждает актуальность исследований и разработки подходов к созданию эффективных механизмов профессионального развития и карьерного роста педагогов. Поиск эффективных механизмов стимулирования к непрерывному профессиональному развитию и карьере учителя станет главной темой для обсуждения участников переговорной площадки «Система учительского роста: вчера, сегодня и завтра». В ходе работы пройдет обсуждение основных положений Национальной системы учительского роста (НСУР), основанной на уровневом подходе к квалификации педагога, эффективных педагогических практик, сложившихся в системе образования Губкинского, в рамках реализации проектов “Педагогические статусы” и “Новый учитель Ямала”.

Модераторы площадки – Уразаева Марина Николаевна, заместитель директора по методической работе МБОУ «СОШ №1», почетный работник общего образования, выпускник НИУ “Высшая школа экономики”; Лещенко Инна Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «ООШ №3», выпускник Московской высшей школы социальных и экономических наук, магистр образования Манчестерского университета Великобритании.

ПРОГРАММА_Система учительского роста

ИНФОРМАЦИЯ_Участникам переговорной площадки «Система учительского роста»

12 сентября на базе МБОУ “ООШ № 1” работала переговорная площадка “Система учительского роста: вчера, сегодня и завтра”, в состав которой вошли более 20 человек – как опытные педагоги, так и молодые специалисты, всего.

Работа площадки была организована как в форме презентации выступлений педагогов, имеющих статусы, и молодых специалистов, обладателей гранта “Новый учитель Ямала”, так и в форме дискуссии, групповой работы.

На площадке были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся разных аспектов учительского роста:

  • Система учительского роста: что ждет педагогов.
  • Профессиональный рост педагога: к чему стремимся.
  • Взгляд педагогов на проект “Педагогические статусы” (из опыта работы)
  • Каковы перспективы развития проекта “Педагогические статусы”
  • Проект “Новый учитель Ямала” как старт развития профессиональной карьеры.
  • Профессиональный стандарт педагогов: что может учитель.
  • Формирование новой модели аттестации педкадров.

Очень активно педагоги обсуждали не только реализующиеся на Ямале проектов “Педагогические статусы”, “Новый учитель Ямала”, но и то, как участие в проектах повлияет на кару педагогов, какие результаты они получат для себя, возможно ли пролонгировать дальнейшее реализацию программ педагогов, имеющих статус “Учитель-исследователь”, Учитель-методист”, “Учитель – наставник”.

Рассмотрение новых видов заключений при аттестационной экспертизе позволило педагогам увидеть эффекты реализации проектов. Однако возникло много вопросов к заполнению заключений специалистов.

Работа площадки “Система учительского роста: вчера, сегодня и завтра” прошла на позитивных нотах, т.к. позволила увидеть взаимосвязь между реализуемыми проектами, системой аттестации педкадров и национальной системы учительского роста. Поэтому выработка решений площадки стала гармоничным итогом ее работы.

Презентации докладчиков

В резолюции_ГСП_СУР

www.uo-gub.ru

реформа системы образования продолжается, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

​О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Что такое национальная система учительского роста?

Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.

Основные задачи и цели НСУР

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

Особенностью новой системы являются следующие составляющие:

  • Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
  • Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
  • Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.

С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.

Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.

Перспективы внедрения НСУР

Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.

В настоящий момент утверждена “дорожная карта” по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.

Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.

В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Васильева назвала плюсы внедрения системы учительского роста

15:2228.08.2017

(обновлено: 16:08 28.08.2017)

5505519

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости. Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева считает, что внедрение национальной системы учительского роста даст перспективу молодым учителям, которые смогут раньше выйти на профессиональную аттестацию.

Систему учительского роста впервые опробуют осенью в 13 регионах РоссииРанее сообщалось, что апробация системы учительского роста пройдет осенью в 13 регионах России. Первыми регионами, которые внедрят эту систему уже в 2017 году, станут Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области.

“В этой новой системе будет очень большая перспектива для молодых”, — заявила Васильева в ходе пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”, посвященной обсуждению модели национальной системы учительского роста.

При этом министр отметила, что заслуги учителей старшего поколения никто не умаляет.

“Можно будет раньше выйти на аттестацию профессиональную, если человек чувствует в себе силы и видится себе как профессионал нового качества”, — пояснила Васильева, добавив, что в настоящее время аттестация педагогов “не всегда прозрачна”.

Ранее президент Владимир Путин поручил правительству сформировать систему учительского роста и предусмотреть обучение преподавателей методам воспитания и социализации учащихся. Система учительского роста направлена на установление уровня профессионализма, который подтверждается результатами аттестаций. Васильева позднее сообщала, что разработка системы учительского роста будет продолжаться до 2020 года.

Для введения профстандарта предлагается обсуждать три градации — ведущий учитель, старший учитель и учитель. По словам Васильевой, “в каждой градации могут быть еще по три деления”. Старший преподаватель, должность которого предполагается ввести в РФ в систему учительского роста, предположительно, будет заниматься наставничеством, имея при этом небольшую нагрузку.

ria.ru

Национальную систему учительского роста обсудят эксперты в Москве

10:2222.08.2017

(обновлено: 11:34 22.08.2017)

146621

МОСКВА, 22 авг ‒ РИА Новости. Мультимедийный круглый стол “Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения” состоится 28 августа в МИА “Россия сегодня”.

В рамках разработки Национальной системы учительского роста и уровневого профессионального стандарта педагога педагогическая Ассоциация “Педагог XXI века” пригласит профессиональное педагогическое сообщество и общественность к открытой дискуссии. Эксперты в сфере образования обсудят, как оценивать квалификацию педагогических работников.

“Задача состоит в том, чтобы повысить престиж педагогического труда: талантливые люди должны идти в педагогику и видеть ясные перспективы своей карьеры”, ‒ отметил заслуженный учитель РФ, академик РАО директор школы № 109, президент Педагогической Ассоциации “Педагог XXI века” Евгений Ямбург. При этом, по его мнению, вопрос оценки квалификации учителя очень тонкий, и профессиональное сообщество должно принимать непосредственное участие в его решении.

Как пояснил проректор по внеучебной и социальной работе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Андрей Милехин, Ассоциация “Педагог XXI века” создана в целях консолидации профессионального сообщества. “Очень важно, чтобы Национальная система учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога были реализованы при непосредственном участии этого сообщества”, ‒ отметил он.

Кроме того, он подчеркнул важность просветительской функции круглого стола. “Педагоги, воспитатели, наши коллеги должны видеть и понимать, что профессиональный стандарт и Национальная система роста учителя – не какие-то спущенные сверху механизмы, а действенные инструменты их профессиональной жизни, их развития”, ‒ сказал проректор. По его мнению, сейчас очень важно привлечь к созданию модели максимальное количество заинтересованных людей, представителей независимых сообществ и органов власти.

Ожидается, что в мероприятии примет участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева. 

Принять участие в мероприятии >>>

ria.ru

Национальная система учительского роста: fedorova_tl

Егор Корчагин

Учительский рост при общем падении и развале образования?


В очередной раз Е. Ямбург выступил на тему национальной системы учительского роста. Давайте подумаем, что мы имеем в сухом остатке после множественных выступлений.


Это:

1.       Понимание Ямбургом того, что компетенции учителя (имеется в виду профессионализм) нужно переводить в некоторые должности.
2.       Что эти должности необходимо сопровождать деньгами.
3.       Что оценивать учителя должен не чиновник, но учительский коллектив.
4.       Специально для оценивания создана Ассоциация «Педагог XXI века».

А теперь разберёмся

.

Первый пункт обсуждается в контексте того, что в нашей действительности мы имеем сильно разных детей:

– есть дети «одарённые»,
– есть дети «”с проблемами развития, с ограничением здоровья, синдромом дефицита внимания»,
– дети, “для которых русский язык – не родной“.

Одаренных детей я за свою карьеру не встречал, к сожалению. Наверное их мало, или рождаются они не там, где я работаю. Сомневаюсь, что в данном случае нужно выводить работу с ними отдельной строкой.

Что касается проблем со здоровьем, то тут все сложнее.

А) Разрушение системы специального образования и «создание» инклюзивной системы образования действительно влечет за собой много проблем. Действительно, в группах и в классах, бывает, встречаются дети плохо вменяемые по болезни. Раньше они учились в специальных школах, со специально обученным штатом. Сейчас они идут в самые обычные, средние, школы и колледжи.

Нам пытаются сказать, что в такой обстановке можно работать одинаково эффективно, как с больными, так и со здоровыми детьми. Пытаются сказать, что эффективность работы не снизится относительно раздельного обучения. Что же, оставляю этот вопрос на суд профессионального сообщества. Скажу только несколько слов.

Сам Ямбург является директором такой школы и выступает за инклюзию. При этом его школа весьма богата. С бассейнами, конюшнями, кузнями, походами, электронными говорящими яйцами и многим другим. Его педагогика является «гуманной» (не путать с гуманистической), а применяемый метод – «адаптивным».

Если по-русски, то выглядит это так: не хочет ребенок учить математику, он идет кататься на лошадях. И не ученик подстраивается под систему, принимая ее требования и правила, а система под ученика адаптируется, под его желания и склонности. Понимаете, что будет с системой, если она постарается адаптироваться под всех учеников? Утрирую, конечно, но в целом верно.

Б) Современная специфика разваливать любое дело играет в этом случае против инклюзии. Сам Ямбург часто сожалеет о том, что инклюзия «внедряется» фиктивно, не так, не нужной скоростью. Правда, при любом сценарии внедрения страдают дети. Но это отдельная тема.

В) «Синдром дефицита внимания» или, если по-русски, ММД (минимальные мозговые дисфункции) очень интересная тема. Действительно, ребенок с ММД очень тяжело поддается воспитательной работе. Это такой ребенок, который постоянно вертится, бегает, кричит на уроке. И это у него действительно от органических, выявленных академической наукой и объясненных, повреждений организма.

Но, во-первых, ММД нужно диагностировать, что очень не просто даже в крупных городах.
А во-вторых, очень многие дети ведут себя именно так просто потому, что они не воспитаны. Или родились в неблагополучных семьях. Он в первом классе посылает учителя туда, куда Макар телят не гонял просто потому, что у него дома так разговаривают, а его никогда не наказывали и не воспитывали. Потому что он огромное количество времени проводит в интернете, за кровавыми компьютерными играми и так далее и тому подобное.

И нужно развивать специальное направление медицины, отвечающее за данную проблему. Нужно развивать систему диагностики ММГ. Нужно прикреплять к школам подготовленных специалистов (врачей), способных выявить дисфункцию. И вообще, не плохо было бы, перед всем этим, провести серьезное научное исследование – каков объективный размах бедствия?

Не то чтобы я не доверяю Ямбургу (хотя есть такое, в общем), просто хочется объективности. Вместо всего этого, мы провозглашаем «эру инклюзии» и разгоняем специальные школы, со специфической технической базой, специалистами, опытом, методиками и т.д. И говорим, что нужно ввести три должности учителя… Но это я забегаю вперед.

Г) Дети, для которых русских язык – не родной. Скажите, в чем принципиальная разница условий советской системы образования, со всеми национальными республиками от условий нынешней системы? Если разница есть, то нужно стремиться к тому, как было реализовано обучение в Союзе.

Ведь признавались же американские президенты, что у нас мощнейшее образование? И не вспоминали при этом о детях, для которых «русский язык – не родной». Если разницы нет, то, тем более, нужно перенимать опыт. И, наконец,

Д) У меня складывается впечатление, что за всеми этими разговорами маячит понимание простого факта: культурный уровень детей резко обрушился и, вместе с тем, так же стремительно возрос уровень их агрессивности. Это очень масштабная и сложная тема. Тут масса вопросов, масса проблем. Но она встает во весь рост.

И Ямбург, заявляя, что учителей, неспособных справляться с классом, нужно увольнять, прекрасно все понимает. Но он либо не хочет, либо не способен, либо ему запрещают поднимать данную тему. Мы не будем тут данную тему разрабатывать даже «с краешку».

Я знаю, что в серьезный диалог (пусть мысленный) со мной могут вступить в основном только учителя. И поэтому задам простой вопрос. Вы сами видите этих озлобленных, хамоватых, агрессивных детей?

Далее, обсуждая первый пункт, нужно вспомнить, когда тема «национальной» системы учительского роста всплыла.

«Чтобы лучшие выпускники вузов закреплялись на рабочих местах в школах, у них должна быть возможность серьёзной поддержки на начальных стадиях работы, возможность роста в рамках учительской профессии. Поэтому, Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением мы разработаем систему карьерного и профессионального роста учителей, которая бы увязывала существующую систему аттестации с принятым профессиональным стандартом и уровнями квалификации учителя».

Д. Ливанов.

Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования
23 декабря 2015 года, Москва, Кремль.


Мы не будем комментировать эту «искрометную» интеллектуальность высказывания. Не вписывается в тему беседы. Перейдем к Ямбургу:

«…На первом этапе мы собрали информацию о внедрении стандарта на пилотных площадках, появилась группа учителей, которые научились работать по-новому.

Наступил второй этап. Президент поставил задачу создать рамку карьерного роста учителя. Ведь для того, чтобы профессия педагога была привлекательной, нужна не только приличная зарплата, но и перспектива роста для молодых учителей

».

Ямбург. РИА Новости.
12.12.2016.


Мы, опять же, оставим без комментариев весь ответ. Как бы ни хотелось прокомментировать «учителей, которые научились работать по-новому», как бы язык не «чесался. Нам тут интересно, что Ямбург, похоже на то, входит в команду Ливанова. Который придумал разрабатывать эту систему «в соответствии с Вашим поручением». Или, как минимум, под его заказ работает.

А о Ливанове учителя мнение сложили давно и крепко.

Второй пункт, в общем-то, не плохой сам по себе. Работа учителя очень тяжела, а зарплата очень часто просто мизерна. И тут любая копеечка не помешает. Поэтому мы «за любой шухер» в этом плане.  Но пункт нельзя рассматривать в отрыве от остальных.

Идем дальше.

Третий. Ямбург часто и много говорит о реальных трудностях, с которыми сталкивается учитель.
В частности, говорит об оценке учителя чиновником. И в этом, как и во втором пункте, мы с ним полностью согласны. Очень правильные, красивые слова. И о пятистах страницах текста на категорию, и об огромных тестах – все подтверждаем, негодуем сами давно.

А вот с четвертым пунктом опять вопросики. Коллектив этот, который будет оценивать, называется Ассоциация «Педагог XXI века». Туда входят звездоносные учителя. При этом без сомнения есть достойные специалисты, достойные награды. Но много и липовых. Учителя, опять же, солгать не дадут.

Сейчас! Отправят обычного учителя, не кивающего в такт директорским движениям, на конкурс… А когда отправляют, то отправляют его из хороших школ. Поэтому ладно, учителя, работающего с нормальными детьми более-менее понятно, кто и как будет оценивать, хотя вопросов масса остается. Но что делать с остальными детьми и школами?

 Вот что он говорит: «…А если этот ребенок с задержкой развития или с проблемами здоровья? У него может быть дислексия или дисграфия, и он делает в диктанте по 60 ошибок. Или синдром гиперактивности и дефицита внимания, и он бегает по классу, а кричать на него или уговаривать быть внимательным бессмысленно, потому что у него такие особенности работы мозга.

И представьте, что ребенок приходит к учителю, делая по 50-60 ошибок, а на выходе – только 10. Его учителю за такую работу надо орден давать, хотя, если судить по ЕГЭ, результат ребенка так остался двойкой. Поэтому система оценивания учителя через достижения детей нуждается в очень тонкой разработке…

»

А что делать с целым классом, который вообще не желает учиться, в котором половина детей готовы урну на голову учителю надеть? Где с ножами ходит каждый третий пацан? Где пистолеты носят? Учителей из этих школ кто и как будет оценивать? А главное, кто выявит и оценит такие школы? Короче, пока не будет этой системы, с очень тонкой разработкой… И разговаривать не о чем. И большой вопрос, появится ли она вообще и в каком состоянии.

Ведь такая работа вплотную граничит с другим большим вопросом: что есть учительство?

Это наука, технология или талант и искусство?

Макаренко, как человек идеи, а не амбиций, очень хотел привести как можно большую часть своей работы к технологии. Но сам же признавался, что если глупо копировать его систему, то ничего не выйдет.

И сдается мне, что учительство – это лишь отчасти технология и очень значительно это именно талант и искусство. А если так, то что же это за система, оценивающая талант?

Подводя итог, могу сказать, что ничего нового от Ямбурга я не услышал. Много популистских фраз, видно, что человек знаком с реальными проблемами учителей. Но в то же время видно, что никаких реальных проблем он поднимать не желает. По-прежнему.

РВС

fedorova-tl.livejournal.com

Проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР) | Мемуары о будущем

Опубликовано: 10 июля 2017 года



7 июля 2017 года стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста, которое продлится до 20 августа.

«Мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании», — отметил руководитель группы разработки профессионального стандарта, академик РАО, директор Центра образования № 109 города Москвы Евгений Ямбург.

«Общественное обсуждение — важный для нас способ получить обратную связь», — подчеркнул эксперт, напомнив, что профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать их качественную подготовку, обеспечив новые возможности профессионального роста.

Отдельный важный аспект, учтенный в проекте, касается реформирования системы оценки качества работы педагога. Разработчики отмечают, что национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.

«Разработанный проект может быть использован для создания новой модели аттестации педагогов», — выразил мнение Евгений Ямбург.

Оба документа подготовлены рабочей группой Ассоциации «Педагог XXI века», созданной не только для содействия в применении профессионального стандарта педагога, но и для вовлечения признанных экспертов в этой области, в том числе учителей года России, к оценке деятельности своих коллег и разработке новой модели аттестации.

Создать систему профессионального роста учителей впервые предложил президент России Владимир Путин в конце 2015 года. Заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина в рамках межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы» отметила, что «для того чтобы эта система заработала, необходимо доработать профессиональные стандарты педагога. Это позволит выделить уровни квалификации и построить модель роста от выпускника педагогического вуза до педагога-наставника».

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться на сайте, оставить свои замечания или предложения в соответствующем разделе. Рабочая группа Ассоциации «Педагог XXI века» обобщит все комментарии и учтет их в последующей работе над проектами.

По материалам: ria.ru

P.S.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) был разработан проект модели НСУР в части использования уровневого подхода к квалификации (профессиональным компетенциям) педагога и проведена соответствующая доработка профессионального стандарта педагога.

В рамках указанной доработки профессионального стандарта педагога была построена система уровней профессиональных компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности педагога на основе усложняющегося состава его профессиональных действий.

Доработанный проект профессионального стандарта педагога позволяет выделить основные уровни квалификации педагога и придать им характер развивающейся системы, построив на этой основе модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога наставника (высший уровень квалификации).

Проект описываемой горизонтальной карьеры педагога показан на схеме 1.

Каждый новый уровень (ступень) квалификации, показанный на схеме, может соответствовать существующим в настоящее время категориям, присваиваемым педагогу (первая, высшая).

В рамках горизонтальной карьеры не предполагается занятие учителем новых должностей, а происходит последовательный рост его квалификации (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Комментарий: Обобщенная трудовая функция остается той же, состав трудовых действий ОТФ А1, ОТФ А2 и ОТФ А3 усложняется (состав приведен в тексте доработанного профессионального стандарта педагога).

Наряду с описанной выше моделью горизонтальной карьеры педагога, основанной на росте квалификации при сохранении той же должности — учитель, в рамках разработанного проекта НСУР предполагается дополнительно и иной вид учительского
роста — вертикальная карьера педагога , связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций: ОТФ В «Проектирование образовательных программ», ОТФ С «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ».

Такая вертикальная карьера учительского роста предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей — старшего учителя и ведущего учителя.

Модель показана на схеме 2.

Вертикальная карьера учительского роста не предполагает прекращение педагогической деятельности и переход к управленческой деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С, что требует новых уровней квалификации, необходимых для этого (и отличающихся от уровней квалификаций учителя, соответствующих первой и высшей категории).

Данная модель может быть распространена не только на учителя, но и на педагога дошкольного образования — воспитателя.

Представленный проект модели НСУР на основе уровневого подхода к квалификации педагога и требований профессионального стандарта прошел широкое общественное обсуждение и получил положительную оценку на Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога с привлечением более 400 участников из 41 субъекта Российской Федерации (20 декабря 2016 года, Москва).

См. также:


 Loading …


Записи с теми же метками:
Комментарии: (0)

bda-expert.com

Национальная система учительского роста

В последние годы система образования в России претерпевает серьезные изменения, которые затронули все направления учебно-воспитательного процесса. Одним из главных нововведений стала национальная система учительского роста (далее — НСУР) — усовершенствованная форма аттестации учителей, призванная:

Скачайте План-график проведения апробации
Скачать бесплатно в .pdf

  • учредить новую парадигму педагогических должностей, отвечающих требованиям времени и в полной мере отражающих квалификационный уровень специалистов;
  • обеспечить объективную систему оценки компетенций;
  • упростить механизм проведения аттестационного оценивания.

Что такое национальная система учительского роста НСУР?

С целью выполнения президентской инициативы, озвученной по результатам заседания Госсовета 23.12.2015 г., и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающего осуществление ряда мер для вхождения нашей страны в десятку мировых лидеров по показателям образования, продолжается реализация проекта НСУР. В свете этого важно уточнить, что такое национальная система учительского роста: это усовершенствованна форма аттестационного оценивания педагогов, внедрение которой призвано обеспечить точную дифференциацию качества образования и определить границы профессионализма для каждого специалиста, занятого в сфере педагогики.

отвечает Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

Следует отметить, что пока о данной инициативе, несмотря на проделанную работу, как о системе говорить преждевременно. Модель нового аттестационного комплекса продолжает дорабатываться, при этом для переходного периода характерны следующие показатели:

  1. Широко представлена концепция НСУР, в т.ч. и в документах, составленных на основании публичных докладов представителей Минобрнауки и Рособрнадзора.
  2. Содержание отдельных нормативных актов, в частности предусмотренных «дорожной картой» (приказ Минобрнауки № 703 от 26.07.2017), дополняется и меняется в соответствии с требованиями Общероссийского Профсоюза образования, что усложняет процесс трактовки нововведений.  

Среди основных причин, определяющих необходимость внедрения НСУР, специалисты отмечают низкий показатель объективности актуального метода аттестационного оценивания учителей в общенациональном масштабе. Это не позволяет определить показатель качества образования по стране в целом, а значит — и выявить основные проблемы, чтобы наметить пути их решения.

Что касается концептуально значимых моментов, к особенностям национальной системы учительского роста, квалифицируемой как одно из приоритетных направлений в государственной стратегии развития, следует отнести следующие положения:

  1. В ходе аттестационного оценивания нового образца педагоги любого уровня смогут продемонстрировать не только соответствие квалификации, а актуальный уровень педагогического опыта и профессиональных знаний. Это значит, что молодые учителя, стремящиеся к стремительному карьерному росту, при наличии необходимых компетенций, подтвержденных в ходе оценивания, смогут быстро занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы.
  2. Критерии аттестации будут сведены к единому знаменателю, что будет способствовать преодолению факта субъективности суждений при оценке профессионального уровня всех педагогов без исключения.
  3. Количество распорядительной и справочно-информационной документации для аттестации будет значительно уменьшено.
  4. НСУР предусматривает внедрение формулы стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификационного уровня.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! Учебная программа «Руководство развитием ОО» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Иными словами, новая система оценивания позволит не просто констатировать профессиональную подготовленность педагога, а определить приоритетные пути его дальнейшего развития, способствовать широкому внедрению прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса. Представители инициативной группы надеются, что благодаря этому основным образовательным фокусом снова станет личность учащихся, что гарантирует повышение эффективности учебной системы, а значит — и уровня образования в целом.

Национальная система учительского роста: презентация Минобрнауки

В официальной презентации национальной системы учительского роста, подготовленной представителями Департамента госполитики в сфере общего образования, указывается, что новая модель аттестационного оценивания будет выступать главной гарантией господдержки учителя, основным интегратором педагогической жизни страны, необходимым для создания единого продуктивного образовательного пространства.

Реализация модели НСУР позволит решить ряд проблем:

  1. Объективное дифференцирование квалификационных уровней педработников с учетом актуального уровня компетенций.
  2. Снижение профессиональной нагрузки учителей за счет упразднения части «бумажной» работы.
  3. Сохранение социальных гарантий для педагогов.
  4. Повышение уровня престижности педагогических профессий, снижение «социальной напряженности».
  5. Профессиональную поддержку молодых учителей и выпускников «советской школы», нуждающихся в помощи при переходе на новаторские педагогические методики (помимо реализации тьюторской модели сопровождения).
  6. Кадровое и методическое обеспечение системы дополнительного образования.

Согласно презентации национальной системы учительского роста, представленной Минобрнауки, государственная инициатива предусматривает введение профессионального уровневого стандарта, профессиональных конкурсов, наградной системы, возможность «вертикального» или «горизонтального» карьерного роста педагогических сотрудников, а главное — изменение процедуры аттестационного оценивания.

Изменение порядка аттестации педагогов согласно НСУР

Проведение аттестационной процедуры оценивания старого образца  Проведение аттестации педагогов согласно нормам НСУР
Особенности:
  • Длительный сбор материалов учителем (по версии Минобрнауки — порядка 8 кг бумаг).
  • Объективная оценка профессиональной деятельности.
  • Невозможность доказать или опровергнуть результаты аттестационного оценивания. 

Проведение аттестационной процедуры на выбор (согласно старому образцу или выставление Единой федеральной оценки — ЕФО).

Для получения показателя ЕФО проводится объективная оценка компетенций педработника без необходимости предоставления бумаг.
Испытание на профпригодность длится 2-3 часа.

Оценивание педработников согласно модели НСУР будет проводиться в региональных центрах обработки информации по единым правилам. Учителям предложат выполнить ряд заданий, позволяющий оценить уровень профессиональной компетенции. Рекомендуемая частота квалификационного оценивания — один раз в 5 лет, но в случае получения низких результатов («двойки») необходимо пройти переаттестацию через год.

Единая федеральная оценка компетентности учителя будет формироваться по стобальной шкале. При этом при расчете конечного результата будет приниматься во внимание уровень знаний и умений по ряду направлений:

  1. Детская психофизиология (требуемый уровень компетенций определяется на уровне Федерации).
  2. Методика преподавания, требования к которой могут отличаться на региональном уровне. Данный этап тестирования предназначен для педработников первой и высшей категории.
  3. Знание предмета (актуально для педагогов высшей категории, требования разрабатываются на уровне региона). По данному пункту допускается учет мнения выпускников (оценивается согласно статистической выборке, максимально допустимый показатель — 10 баллов) при условии.

На основании результатов оценивания для учителей планируется составлять программы индивидуального профессионального развития с определением оптимальных способов и методов повышения педагогического мастерства, а также пересматривать актуальные ставки с целью реализации справедливой системы оплаты. Правовые механизмы регуляции качества труда педагогов пока останутся неизменными. 

Введение должностей в национальной системе учительского роста

С целью установления актуальных уровней владения компетенциями сотрудников системы образования предусмотрена многокомпонентная система оценивания, определившая необходимость введения новых должностей в национальной системе учительского роста — «старший учитель» и «ведущий учитель». Разработчики проекта предлагают создать условия для двух направлений развития педработников —  «горизонтального» и «вертикального», особенности реализации которых отражены в таблицах. Стоит отметить, что только «вертикальный» карьерный рост предусматривает возможность получения перехода на должностной уровень нового образца.

«Горизонтальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР

Должность Категория Обобщенные трудовые функции
Учитель Выпускник педагогической программы Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей школьного возраста согласно программным требованиям.
Первая категория 
Высшая категория

«Вертикальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР

Должность Категория Обобщенные трудовые функции
Ведущий учитель 

Высшая категория

Первая категория

Координация работы участников образовательных отношений — учителей и старших учителей.
Старший учитель Проектирование и внедрение образовательных программ.
Учитель  Осуществление профессиональной деятельности, направленной на обучение и воспитание школьников.

Вместе с тем Общероссийский Профсоюз образования уже обратил внимание на высокие риски возникновения социальных издержек, которые могут иметь место при переходе на новую систему классификации должностей педработников. Принципиальной позицией представителей органа стало сохранение за педагогами, занывших должности старших и ведущих учителей, актуальных социальных гарантий, предоставляемых трудящимся отрасли, в том числе и право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости. Также учительский состав обратил внимание разработчиков НСУР на необходимость создания прозрачной системы, обеспечивающей равные права всех заинтересованных специалистов на получение нового должностного уровня по результатам конкурсных или иных испытаний.

Еще одним важным вопросом, вызывающим повышенный интерес со стороны педагогов, остается круг должностных обязанностей старших и ведущих учителей, который пока скрыт за обтекаемыми формулировками. У многих педработников вызывает опасение тот факт, что если на старшего учителя будут возложены обязанности по проектированию программного содержания, а на ведущего — координация педагогического состава, это спровоцирует частичное пересечение полномочий сотрудников, занимающих высшие должности согласно НСУР, и представителей администрации школы, а также рост бюрократической нагрузки на учебно-воспитательный процесс в целом. При этом важно понимать, что данный вопрос пока остается на повестке дня, как и определение показателей аудиторной нагрузки, порядок определения уровня заработной платы старших и ведущих учителей.

www.menobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *