Учитель дефектолог это кто – . -. -.

Содержание

Статья на тему: “Кто такой учитель-дефектолог?”

Инфоурок › Другое › Другие методич. материалы › Статья на тему: “Кто такой учитель-дефектолог?”

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист по охране труда

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-498934

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Кто такие учителя дефектологи

Кто же такие учителя-дефектологи и чем они занимаются?

ЛОГОПЕДЫ

Кто же такие учителя-дефектологи ЛОГОПЕДЫ и чем они занимаются?

   Логопед – это учитель дефектолог, который специализируется в работе с детьми  с нарушениями речи. В  задачи работы логопеда входит: формирование навыков звукового анализа и синтеза, коррекция звукопроизношения, совершенствование слоговой структуры слова, расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления), общей и мелкой моторики.

   Если ребенок вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в дошкольном возрасте, эти трудности будут преследовать его и в школе. Недостаточное развитие связной речи скажется на успеваемости по предметам, требующим пересказа такие, как история, география. Неумение различать на слух звуки приведет к тому, что ребенок будет путать буквы на письме и при чтении. Нарушение звукопроизношения может привести к проблемам в общении, возникнут комплексы, которые помешают ребенку в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Логопед оказывает коррекционную помощь не только детям дошкольного и младшего школьного возраста, но и подросткам и взрослым.

   Будущие логопеды углубленно изучают анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи, овладевают разнообразными техниками и авторскими методиками развития речи. Знакомятся и учатся работать со специальными  компьютерными программами, обеспечивающими речевое развитие дошкольников и школьников. Учителя-дефектологи (логопеды) овладевают знаниями и умениями в области специальных методик обучения детей с нарушениями речи школьным предметам. Подготовка по специальности «Логопедия» предусматривает изучение: современных информационных технологий в образовании, методик коррекционно-развивающей работы по преодолению ограничений жизнедеятельности, вызванных  задержкой психического развития, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и др., что позволяет им быть универсальными специалистами.

   Логопед может работать в таких учреждениях, как центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальные дошкольные учреждения (специальные группы) для детей с нарушениями речи, специальные общеобразовательные школы (специальные классы) для детей с тяжелыми нарушениями речи, группы и классы интегрированного обучения и воспитания, пункты коррекционно-педагогической помощи, учреждения здравоохранения.


СУРДОПЕДАГОГИ

Кто же такие учителя-дефектологи СУРДОПЕДАГОГИ и чем они занимаются?

   Сурдопедагог это учитель-дефектолог, который специализируется в области воспитания и обучения детей с нарушением слуха (неслышащих и слабослышащих). В  задачи работы сурдопедагога входит: исследование состояния слуха у детей разного возраста, подбор и использование звукоусиливающей аппаратуры,  развитие слухового восприятия, постановка и коррекция звукопроизношения,  развитие речи и коммуникативных умений, обучение умению слушать и говорить  детей, прошедших операцию кохлеарной имплантации, обучение детей с нарушениями слуха языку жестов, общение жестами с неслышащими детьми и их родителями. Сурдопедагог проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательным маршрутом ребенка, может работать в качестве учителя специального класса начальной школы для детей с особенностями психофизического развития (с нарушением слуха).

 

   Будущие сурдопедагоги изучают анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи, овладевают разнообразными техниками и авторскими методиками развития слуха и речи. Знакомятся и учатся работать со специальными  компьютерными программами, обеспечивающими слуховое развитие и постановку звуков у дошкольников и школьников. Учителя-дефектологи (сурдопедагоги) овладевают знаниями и умениями в области специальных методик обучения детей с нарушениями слуха школьным предметам, изучают жестовый язык и дактильную речь. Подготовка по специальности «Сурдопедагогика» предусматривает изучение: современных информационных технологий в образовании, основ логопедии, методик коррекционно-развивающей работы по преодолению ограничений жизнедеятельности, вызванных  задержкой психического развития, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что позволяет им быть универсальными специалистами.

 

iio.bspu.by

В чем заключается работа учителя-дефектолога?

Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации этого материала. В «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К сожалению речь идет не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику, некоторые начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог? У меня нормальный ребенок!» Мне приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог – это учитель, который учит умственно отсталых. А вот педагоги компетентные в этом вопросе, с удовольствием бы направили ребенка на занятия к дефектологу!

Так кто же такой, этот дефектолог?

Дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество направлений: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Задачи учителя-дефектолога

Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика осуществляется только по запросу педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять кого-то из детей на диагностику. Для диагностики нужны обоснования.

Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.

На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.

А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит несколько направлений. Коррекционная работа разделена на блоки.

Блоки коррекционной работы

1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению не у всех детей она ведущая, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам VII и VIII вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и ,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе. На своих прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается учитель-дефектолог.

Кабинет дефектолога

Мои дефектологические занятия детям очень интересны, ведь на моих занятиях они учатся в игре. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха.

На занятиях используются игрушки, картины, компьютер, песок, карточки, карандаши, краски и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий

  1. Шнуровка. Работая с обычными шнурками, у ребенка ведь развивается не только мелкая моторика, но и мышление, связная речь, усидчивость.

  2. Раскраски. На первый взгляд, раскраска и есть раскраска, но она не обычная, она с математическими примерами, прежде чем начать раскрашивать, ребенок должен произвести математический подсчет в уме, затем выбрать заданный цвет и только после этого приступать к раскрашиванию.

  3. Кубики. Всем известна такая игрушка, как кубики, только наши кубики необычные, каждая сторона имеет свой цвет, а то и два. Задача ребят – составить узор. Для выполнения этого задания у ребенка включается зрительное восприятие, образное мышление, воображение.

  4. Песок. Это одно из любимейших занятий всех детей, никто не откажется засунуть руки в теплый песок, зарыть глаза и представить себя на побережье… На песке можно рисовать пальчиками, выкладывать узоры из бусинок, поиграть с мелкими игрушками.

  5. Рисование капельками воды. Это занятие успокаивает детей, заряжает позитивными эмоциями, и просто это очень красиво.

В завершение хочется пожелать родителям, педагогам терпения, успеха, мудрости в воспитании Ваших детей. Ну а если у вас возникают проблемы, вы можете обратиться за помощью к понимающим в этом вопросе специалистам: дефектологам, логопедам и психологам.

infourok.ru

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Кто такой дефектолог?

Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:

  • логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
  • сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
  • амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
  • олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.

Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией. Дефектолог должен любить и понимать своих маленьких пациентов, в противном случае он не сможет работать в этой сфере. Главная его задача — развитие навыков, которые помогут ребенку в будущем найти свое место в социуме, адаптироваться.

Особенности профессии дефектолог

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Плюсы
  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.
Минусы
  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Важные личные качества дефектолога

Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.

Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.

  1. Ответственность.
  2. Терпеливость.
  3. Неравнодушие.
  4. Уравновешенность.
  5. Строгость.
  6. Объективность.
  7. Задатки лидера.
  8. Коммуникабельность.
  9. Креативность.
  10. Внимательность.

Место работы дефектолога

Дефектологи являются востребованными специалистами, которые могут трудоустроиться в следующие государственные и частные образовательные заведения:

  • школы-интернаты;
  • детские центры;
  • детские сады;
  • санатории;
  • специализированные школьные учреждения;
  • медицинские центры.

Очень часто опытные дефектологи занимаются частной практикой, работая с одним или несколькими учениками. Коррекционные педагоги востребованы в учреждениях, специализирующихся на обучении, лечении, социализации детей и подростков.

Карьерный рост

Талантливый и увлеченный дефектолог, находящий время для саморазвития и научной работы, быстро добьется успеха. Карьерный рост коррекционных педагогов заключается в получении научной степени и должности директора учреждения.

Зарплата дефектолога

Профессиональные знания

  1. Коррекционно-педагогические методики, методы и приемы.
  2. Умение вступать в психологический контакт с учениками.
  3. Умение анализировать результаты медицинского обследования, заключений педагогов и психологов.
  4. Диагностические методики.
  5. Глубокие познания в сфере психологии, социологии.
  6. Базовые знания о медицине.
  7. Навыки и знания, необходимые для разработки индивидуальной коррекционной программы.
  8. Знание 1 иностранного языка (желательно, но необязательно).

Известные дефектологи

  1. Роза Евгеньевна Левина.
  2. Александр Романович Лурия.
  3. Клара Самойловна Лебединская.

www.profguide.io

Кто такой учитель-дефектолог и его задачи в школе, ГБОУ Школа № 875, Москва

Кто такой учитель-дефектолог и его задачи в школе

Дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Содержание работы содержится в задачах.

  1. Работа начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей.
  2. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  3. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
  4. А так же консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие моторики и сенсорных процессов». Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений т.д.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них как правило очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия таковы, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

sch875.mskobr.ru

это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?. ГУО «Бешенковичский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог?

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотная речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности:

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
  • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
  • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
  • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Профессия дефектолога: цели и задачи:

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога:

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные способности детей.
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы.

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

ckroir-beshenk.schools.by

Коррекционная педагогика. Современный учитель-дефектолог, кто он?

Коррекционная педагогика.

Современный учитель-дефектолог,  кто он?

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Основной целью модернизации системы специального  образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 В коррекционных группах, классах контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата…

 Среди детей с ограниченными возможностями здоровья наибольший процент составляют дети с отклонениями в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта). У этих детей отмечаются трудности в речевой коммуникации, в контактах с новыми взрослыми и со сверстниками, что в свою очередь, затрудняет процесс их социализации. Дефектолог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития аномального ребёнка, не зная сущности и природы того или другого дефекта, поэтому важную роль в современных требованиях к профессионализму учителя-дефектолога играет его естественнонаучная (профессиональная) подготовка.

Исследованиями в области специальной педагогики доказано, что структура и содержание образования в коррекционных классах, группах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала данной категории детей, несколько отличается от познавательных возможностей обычного ребенка. Это вызывает соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с детьми.

 На современном этапе работы понятие «профессионализм педагога» подразумевает овладение  специальными знаниями, умениями и навыками:

 –   Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ;

 –   Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

 –   Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

 –   Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

 –   Способность к анализу результатов психолого-медико-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч. и для осуществления дифференциальной диагностики;

 –   Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

–   Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

 –   Способность к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах.

 Мы прекрасно знаем, понимаем, что по своему профессиональному назначению деятельность дефектолога — коррекционно-педагогическая. Она включает в себя совокупность алгоритмизированных действий, направленных на предупреждение, исправление, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении детей.

Основой коррекционных мер является деятельность, направленная на изменение оптимальных психолого-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации ребенка; оказание психолого-педагогической и коррекционной помощи детям; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

При проведении НОД необходимо учитывать проект Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, который преследует следующие цели:

 – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка и создания оптимальных специальных условий для получения качественного  образования  независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

 – обеспечение государственных гарантий получения образования и гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального  образования;

 –  обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня  образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Результатом таких целенаправленных действий является то, что современный педагог-дефектолог становится теоретически компетентным в вопросах современных технологий. Появляются знания, которые обеспечат понимание сущности взаимосвязи технологий с другими средствами педагогической деятельности (методами, методиками, приемами и т. д.). В таком русле и заключается современный подход педагога , работающего с детьми с ОВЗ к профессиональной деятельности.

На сегодняшний день, от коррекционного педагога требуется осмысление спектра социальных, психологических и педагогических проблем сопряженных со специальным обучением и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями в развитии. Профессиональная компетентность не только как показатель, критерий личностных профессиональных достижений, но и мера нравственности педагога-дефектолога, поскольку определяет ведущее направление его деятельности.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно усвоить и внедрить требования ФГОС. Дошкольное учреждение давно переросло свои первоначальные функции. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности .

Хотелось бы обратить внимание на вопросы кадрового обеспечения, где в специальных (коррекционных) организация образования, дошкольных учреждениях наблюдается: острый дефицит педагогов-дефектологов всех профилей: сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, логопедов;   часть педагогов, не имеющих базового дефектологического образования.

Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение гарантий обеспечения жизнедеятельности и сохранения доступа детей к системам образования. Поэтому, необходимо повышения соответствующего уровня профессиональной компетенции и уровня квалификации кадрового состава педагогов-дефектологов.

СПАСИБО !

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *