Профессия учителя во все времена была и остаётся почетной и в то же время нелёгкой
Философская лекция
«В мастерстве педагога – успех ребенка»
Профессия учителя во все времена была и остаётся почетной и в то же время нелёгкой. А умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, — вот настоящее педагогическое мастерство. Мне хотелось бы рассказать притчу:
Один нетерпеливый ученик выразил желание обучать других Истине и спросил Мастера, что он думает об этом. Мастер сказал ему: – Жди. Каждый год ученик приходил с одной и той же просьбой, и каждый раз Мастер давал один и тот же ответ: – Жди. Однажды ученик спросил: – Когда же я буду готов учить других? – Ответил Мастер: – Когда тебя оставит страстное желание поучать других.
Действительно, в современном образовании задача учителя состоит не в том, чтобы поучать ученика, а в том, чтобы привить ему навыки к самообразованию и саморазвитию, помочь войти во взрослую жизнь мобильным, успешным и конкурентоспособным человеком.
Делая первые шаги в педагогике, я постоянно задумывалась над вопросом: зачем моим ученикам английский язык? Им, будущим водителям, продавцам, врачам, домохозяйкам… Конечно, не для того, чтобы они стали новыми Шекспирами или Твенами, хотя хотелось бы… И не только для того, чтобы на основе знания английского языка они могли разобраться в инструкции к мобильному телефону или понять смысл очередной популярной песни европейского хит-парада… Так зачем же английский язык им, моим ученикам?
Английский язык – язык международный, язык виртуального общения, язык мирового бизнеса и политики. Он является волшебным ключиком, открывающим широкие просторы удивительного мира, в котором мы живем и общаемся, строим взаимоотношения.
Каждый учебный курс призван развивать ребенка средствами своей предметной области. Стараюсь следовать мудрому правилу: «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить!» На уроке английского языка создаются ситуации, где каждый ребенок может почувствовать себя первооткрывателем, он учится мыслить, творить, решать проблемы, сотрудничать и сопереживать. Современный урок не имеет барьеров, отделяющих учителя от учеников. Учитель выступает «речевым партнером», помощником в продвижении по пути познания мира и осознания себя в нем. Ведь «хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик…»
Мне близки слова Ральфа Эмерсона: «Учитель- это человек, который может делать трудные вещи легкими», именно не упростить, а сделать легкими! Я считаю, в этом и проявляется мастерство учителя.
Какими же качествами обладает учитель-мастер? Прежде всего, это много знающий педагог с глубокой эрудицией, начитанностью, культурой. Это человек, блестяще владеющий этикетом общения. Но как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы искусно ни объяснял, если он лишен сердца, терпения, любви к детям, мастером он не станет.
Мастер обладает природной любознательностью, умением быть в диалоге с окружающим миром и самим собой, способен «зажечь», «увлечь», «взволновать» ученика.
Я счастлива, что мне повстречался такой человек в раннем детстве. Это мой любимый учитель немецкого языка Планета Михайловна. Именно её мастерство, её умение красиво и грамотно выражать свои мысли по-немецки, её невероятная увлеченность своим предметом заложили во мне любовь к иностранным языкам, послужили ориентиром в выборе профессии. В мастерстве обычной женщины, но великого педагога был заложен мой успех – успех учителя, моё желание совершенствоваться и быть таким же идеалом для моих воспитанников.
Я уверена, что одним из важных качеств, без которого невозможно стать мастером своего дела, является титаническое трудолюбие и работоспособность. День за днем, шаг за шагом ведет учитель своих учеников к достижению цели. И несет ответственность за выбранный им путь перед подрастающим поколением. И только мастер уверен в правильности выбранного пути.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен понимать для чего и с какой целью ему необходимо знать язык и задача учителя – раскрыть всевозможные грани его применения и показать, насколько может быть успешен человек, свободно владеющий иностранным языком, в различных сферах деятельности».
Мерилом успешности мастера, несомненно, являются его ученики. Мне доставляют радость открытия моих учеников, их достижения и победы: победы на олимпиадах, всероссийских конкурсах, высокая мотивация к реализации проектов и изучению языка в целом, успешное продолжение образования выпускников в ведущих вузах страны, благодарности родителей, дружелюбная атмосфера в классе, совместное участие и неоднократные победы в творческих конкурсах.
И это касается не только талантливых и одаренных детей. Я радуюсь, когда удается убедить ученика с невысокими учебными возможностями по английскому языку, что намеченная цель достижима. Горжусь, когда он справляется с заданием. И поверьте, радость от этой победы ничуть не меньше, когда видишь улыбку на лице, слышишь вздох облегчения!
Психологи справедливо утверждают, что без положительных эмоций невозможно продуктивно учиться и работать. На ум приходят слова В.А. Сухомлинского, что «дети должны учиться с радостью, а учитель – работать с радостью».
Учитель – мастер дает каждому ученику возможность пережить радость общения, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание познавать новое, осознать важность изучаемого предмета.
Не стоит доказывать значимость владения иностранным языком в современном мире. Это очевидно! Благодаря знанию иностранных языков, мы можем общаться с людьми из разных уголков планеты, путешествуя по странам в качестве туристов или деловых партнеров, мы можем строить коммуникации через глобальную сеть Интернет, тем самым, расширяя собственный мир. Знание иностранного языка – это возможность получить престижную работу, это залог успешной карьеры, это приобщение к мировому искусству и культурному наследию…
Но, все-таки, самое важное не стоит забывать: любовь к языкам, получение удовольствия от общения, успех в жизни зависят напрямую от личности учителя, мастера своего дела!
refdb.ru
Сценарий ко дню учителя: «Школа во все времена»
Предлагаем вашему вниманию авторский сценарий ко дню учителя на тему: «Школа во все времена». Материалы праздничной программы доступны для бесплатного просмотра и скачивания.
Цель: сформировать представление о важности и необходимости профессии учителя, о том, как происходило обучение детей в разные эпохи жизни человечества.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные: умение четко излагать свои мысли, работать в команде, контроль и оценка процесса своей деятельности, рефлексия
Личностные: осознание важности образования и получения знаний в жизни человека, формирование уважительного отношения к профессии учителя как одной из самых важных и необходимых, уважительное отношение к своим одноклассникам, осознание ценности дружбы и взаимной поддержи.
План занятия
- Вводный этап.
- Учение в эпоху первобытности.
- Обучение в Древней Греции.
- В средневековой школе.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Этап занятия |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Вводный |
Беседа |
Добрый день, сегодня в нашей стране отмечается очень важный и нужный праздник – день Учителя, все вы, наверное, уже поздравили своих учителей, пожелали им успехов в их работе. А как вы думаете, тяжело ли работать учителем? Что самое сложное в его работе? Всегда ли были школы и учителя? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлые эпохи и посмотреть, всегда ли были учителя, а если и были, то чему учились и как учились. |
Приветствуют учителя и друг друга. Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: умение высказать свою точку зрения, выслушать точку зрения партнеров по коммуникации. |
2 этап
Учение в эпоху первобытности. Звучит «Песня о вещах» М. Боярского, на презентации картины из эпохи первобытности.
Учитель: Первая точка нашего маршрута первобытная школа. Сейчас вам всем предстоит на себе прочувствовать, какого было детям в каменном веке. Что же, мои юные ученики, вам предстоит принять участие в вашей первой охоте. Сейчас я дам задание, кого вам предстоит словить, сначала мы исполним танец охотников, а потом желаю вам удачи на охоте!
Игра для детей “Охота”
Охота – активная игра игра для развития ловкости, раскрепощенности, координации движений для детей.
Описание игры:
На стикерах записывают имена всех участников игры. Карточки перетасовываются и раздаются играющим. Игроки танцуют под музыку и в это время следят за тем, чье имя записано на его карточке (добыча) как можно незаметнее. Как только музыка останавливается, охотник должен прикрепить стикер на спину своей добычи. Но каждый игрок-добыча в свою очередь, должен схватить другого игрока, для которого он является охотником. Далее карточки перетасовываются, игра продолжается.
Учитель: Итак, удачной ли была Ваша охота? С какими сложностями вы столкнулись? Что было с детьми, которые плохо усваивали уроки старейшин и других взрослых? Что могли сделать с самыми злостными нарушителями порядка?
3 этап
Обучение в Древней Греции. Звучит музыка танца «Сиртаки», на презентации картинки, изображающие жизнь в Древней Греции.
Учитель: Смотрите, мы с вами оказались в другом месте и времени, попробуйте догадаться, где мы. Сейчас мы находимся в городе Олимпии. Здесь во всю идёт подготовка к Олимпийским играм. Спортсмены тренируются, но и остальные жители не скучают. Чтобы достойно чествовать победителей лучшие поэты, скульпторы и музыканты показывают свою искусство. Сегодня черед скульпторов, а вы становитесь их учениками.
Игра скульпторы
На развитие воображения и фантазии, а также сотрудничества.
Игроки делятся на пары (скульпторы и их произведения) и становятся друг напротив друга. Скульпторы получают задание «вылепить» какой-то предмет, при этом не говоря, что это своему партнеру. При выполнении задания скульптор должен описывать словами, что надо сделать, какую позу принять игроку напротив, но не показывать самому. Задача «скульптуры» – догадаться, что он должен изобразить.
Учитель: Сложно было учиться у скульптора? Как вы думаете, что у вас получилось? А что не совсем? Почему, с какими трудностями вы столкнулись? Так между учителем и учениками иногда возникает непонимание, когда Вам кажется, что учитель требует от Вас чего-то непонятного, возможно, вы просто не знаете, какую цель он преследует, но скорее всего в его требовании есть смысл.
#ADVERTISING_INSERT#4 этап
В средневековой школе. Звучит музыка, на слайде видеоряд.
А мы уже в другой эпохе, вы догадались, где мы?
Учитель: В Средние века учение мало походило на современное, книг было очень мало, поэтому ученикам приходилось внимательно слушать учителя и наизусть заучивать то, что он говорил. При таком учении очень хорошо развивалась память. Сейчас мы проверим, насколько успешны вы были бы в средневековой школе.
Игра на тренировку памяти
Надо запомнить и воспроизвести сначала 9 предметов, а потом 9 слов. 2 минуты даются на запоминание и 3 на проверку.
Учитель: Как вам средневековое учение? Что показалось сложным? Что было легче запомнить, слова или картинки?
5 этап
Итак, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами увидели, что во все времена люди перенимали опыт предыдущих поколений. И это было залогом прогресса человечества. Умение учиться, узнавать новое, любопытство и любознательность поставили человека на вершину эволюции. Эти качества – основа нашего успеха, поэтому лучше стремиться их развивать и укреплять, чтобы добиться своих жизненных целей.
6 этап
Поделитесь впечатлениями, что вам понравилось в сегодняшнем занятии, какие открытия вы сделали для себя?
rosuchebnik.ru
Классный час “Учитель – профессия на все времена”
Классный час “Учитель – профессия на все времена”
Цели классного часа:
Познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;
Воспитывать уважительное отношение к учителям;
Повысить престиж профессии учителя.
Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.
Оборудование: проектор, ПК, таблички с надписями “обвинители”, “адвокаты”,
Ход классного часа
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
Учитель. Здравствуйте, врачи и учителя, токари и повара, спортсмены и портные, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества!
Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно кто-то из вас станет капитанам корабля, именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду и обувь, испечете самый вкусный в мире торт или построите новый красивый корабль. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, выучиться.
-Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
-Правильно, о профессиях. А именно о профессии «педагог».
Чтец Соня Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
И каждый выбирал дорогу,
И каждый выбирал свой путь.
О тех же, кто был рядом с нами.
Кто нас учил и наставлял.
Поговорим сегодня с вами.
Честь отдадим учителям!
2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ «УЧИТЕЛЬ».
Учитель: – А как вы думаете, что обозначает слово «Учитель»?
Учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает (по Ожегову)
Существует современное определение понятия учитель. Роман знает. Послушайте.
Учитель —одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для успешного и быстрого вхождения в общественную жизнь.
Учитель: Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу. – Давайте узнаем: откуда к нам пришла профессия учитель.
У истоков учительства (рассказ ученикова) (слайды)
1. Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
2. Слово “педагог” известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
3. Первый “Лицей” (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.
4 В древнегреческом языке есть слово “схоле” (досуг, отдых), от которого и произошло слово “школа”. Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
Средние века (рассказ учеников) (слайды)
1. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. При монастырях открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девочек. Они получали образование в женских монастырях.
2. С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросла. Знания требовались уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии савиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Ученик: Ты помнишь, было вок
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.
Представьте себе семью, в которой мама 30 лет проработала в школе учительницей.
Шуточная сценка “Семья учительницы”
3. ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ».
Учитель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учитель? (Дети предлагают свои варианты ответов)
Важные профессиональные качества педагога:
трудолюбие; работоспособность;
дисциплинированность; ответственность;
умение поставить цель; избрать пути ее достижения, организованность;
настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;
стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
изобретательнрсть, сообразительность,
Настойчивость выдержка и самообладание.
Душевная чуткость
Справедливость требовательность.
Учитель: Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.
А каких качеств не должно быть у учителя? Давайте перечислим. Слайд
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОМ
• беспечность • нерешительность
• подозрительность • капризность
• вспыльчивость • злопамятность
• некоммуникабельность • эгоизм
• несдержанность • равнодушие
• мстительность • высокомерие
• рассеянность • неуверенность в себе
• грубость и жестокость • беспринципность
• безответственность • пассивность
Ученик: Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Учитель: – Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть своей жизни…их ученики.
5.ДЕЛОВАЯ ИГРА “РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАЛА СУДА”
Каждый из вас в будущем может выбрать любую профессию. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.
Предлагаю деловую игру “Репортаж из зала суда”
Слушается дело “Профессия учитель”.
Участники суда: обвинители, адвокаты. (Ставятся таблички с надписями “обвинители”, “адвокаты”). Мы с вами – свидетели и общественность.
Обвинители ищут в профессии учителя – минусы, адвокаты – плюсы.
Пока обвинение и защита готовятся к прениям, Дима прочтет стихотворение.
Нелегок день, ведь дел у вас немало,
Забот — как нескончаемый поток.
Бредете вы домой уже устало,
А завтра с новой силой на урок.
Войдёт учитель в класс свободно
И улыбнётся, как всегда,
Тогда сложнейшие задачи,
Дадутся детству без труда.
Слово предоставляется обвинителям… Слово предоставляется адвокатам…
Вывод: “Профессия учитель – сложная, трудоёмкая, но самая необходимая на земле “.
Английский поэт и драматург Уильям Шекспир еще в начале 17 века написал пьесу о любви и ревности под названием «Отелло». А в наши дни существует инсценировка «Отелло и Дездемона» на новый лад. Дездемона – учительница, а Отелло – её супруг. Андрей и Арианна – актеры.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учитель: Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель – это гораздо больше чем профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.
Ученик: Аня
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Продолжите незаконченные предложения (записаны на доске):
• Я узнала, что профессия педагога…. 9очень сложна, но интересна, требует от человека больших физических и душевных сил )
• Я думаю, что после сегодняшнего разговора….. (мы будем уважительней относиться к учителям)
• Я понял, что в будущем не смогу стать учителем, потому что …… (это очень сложно и ответственно, учителем быть трудно 9
Учитель: – На этом наш классный час, посвящённый самой почётной профессии «Педагог» подходит к концу. Итак, сегодня мы узнали немного больше о такой профессии как учитель. Мы осознали, что она необходима. Узнали, что учитель — это такой же человек, который заботится об учениках. Помогает в трудную минуту, это опора и бесценный источник знаний. Нужно ценить и уважать учителей, за то, что выбрав данную профессию, тем самым обеспечили нам получение знаний и передачу ценного опыта.
С учителем связано становление человека как личности, его характера, ума. Именно учитель вкладывает те знания, которые ученик позднее будет применять дома и на работе.
Недаром французский писатель Виктор Гюго говорил: «Будущее в руках учителя».
Дорогие ребята, давайте исполним песню благодарности нашим учителям и будем благодарны им в жизни.
Исполнение песни «Спасибо учитель»
Приложение.
Шуточная сценка “Семья учительницы”
(Из шоу «КамедиВумен») 4 чел
Голос за кадром: Представьте себе семью, в которой мама 30 лет проработала в школе учительницей.
(В это время выходят участники сценки, рассаживаются за столом)
Мама: Итак, начнем ужинать.
(Отец и бабушка начинают есть).
Мама: Проверим посещаемость.
(Бабушка и отец бросают ложки)
Мама: А – Антон. Где Антон?
Отец: Отсутствует.
Мама: Б – бабушка.
Бабушка: Я здесь.
Мама: Я вижу, что вы здесь. Вы пропустили два ужина, где Вы были?
Бабушка: Болела.
Мама: Может у вас и справка есть?
Бабушка: Целый комод.
(Входит Антон).
Мама: О! Антон! И где же мы были?
Антон: С собакой гулял.
Мама: Ну, все! Мне это надоело. Давай дневник.
(Антон дает дневник, мама пишет замечание.)
Мама: И только попробуй не передать родителям!
(Антон передает дневник отцу)
Отец: Эх, Антон, Антон! Что ж ты меня позоришь!
(Передает дневник маме)
Мама: Эх, Антон, Антон. Все, сегодня ты остаешься без ужина.
Антон: Ну, мам.
Мама: Не мамкай, выйди из кухни.
А у меня вопрос – кто пойдет выносить мусор?
(Отец отворачивается, бабушка хватается за сердце)
Мама: Я вижу лес рук, лес рук!
(Звонит телефон)
А вот и звонок! Перемена…..
(Все участники сценки уходят за кулисы).
Для деловой игры “Репортаж из зала суда”
«Подсказки для обвинителей»
1 Нелегок день, ведь дел у вас немало,
Забот — как нескончаемый поток.
Бредете вы домой уже устало,
А завтра с новой силой на урок.
2 Любовь семьи и домоводство –
Всё заменяет классное руководство.
Своих родных забудешь вмиг…
3 В субботу мчитесь на работу,
Тетради в воскресенье ждут –
А когда же выходной?
Забудь об этом , дорогой!
4 На то и ночь учителю дана,
Чтоб думать, как ребёнку объяснить?
Химический процесс и как устроен атом?
Нет, не видать учителю покоя,
Жизнь вся – работе отдана.
5 Ещё пояснить я хочу вам, ребята,
Что мы никогда не бываем богаты.
Два дома с машиной и денег мешок
Ещё не имел ни один педагог.
6 Программы, учебники…
Балет и танцы, лыжи и коньки, …
Музеи, походы, экскурсии Вместе с детьми… Ух…
1 Колоссальные нервные перегрузки
2 Подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи-
некогда заниматься своими детьми.
3 Отсутствие полноценных выходных дней.
4 Нужно постоянно что-то читать и узнавать новое
5 Низкий уровень оплаты при очень большой отдаче
6 Учитель должен всё уметь.
Итог: Учитель это профессия, которая отнимает у человека здоровье, отнимает время у семьи.
Подсказки для «адвокатов»
1 Войдёт учитель в класс свободно
И улыбнётся, как всегда,
Тогда сложнейшие задачи,
Дадутся детству без труда.
2 Мы с мамой дружно входим в школьный класс,
Решаем вместе сложные задачи.
Учитель мама – это просто клад,
Она мне друг, наставник и помощник.
3 Есть плюс в учительском деле:
Пусть год сумасшедший,
Но отпуск большой!
4 Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Без наук никак нельзя,
СМИ – Ваши друзья!
(СМИ-средства массовой информации)
5 Учить трудиться, думать смело,
Шагать- дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
6 Жизнь велит: вам – учить, нам учиться.
Опыт ваш – это мудрость и клад.
Всё, что взяли от вас, пригодится,
И весомее станет стократ.
1 Постоянное общение с детством это верный способ сохранить душу молодой.
2 Собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием.
3 Большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям.
4 Постоянная работа над собой, повышение интеллекта
5 Работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение
6 Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей
Итог: Учитель – это замечательная профессия, которая дает человеку
моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.
infourok.ru
Во все времена были бракоделы, в том числе и среди учителей — Российская газета
Во всем Хабаровском районе в начальных классах осталось лишь трое учителей мужчин. Лауреат конкурсов «Учитель года», Почетный работник образования РФ Сергей Кайдалов, который в педагогике уже 30 лет – один из них. Он трудится учителем начальных классов в поселке Таежный Хабаровского края. Корреспондент «РГ» беседует с ним о школе и ее завтрашнем дне.
Российская газета | Сергей Константинович, признаться, спустя несколько лет после конкурса, где вы стали лауреатом премии «Учитель года», я не ожидала сегодня встретить вас в школе. Думала, вы ушли как все мужчины в бизнес…
Сергей Кайдалов | Жилки коммерческой у меня нет, это точно. Перед вами гуманитарий в чистом виде.
РГ | А ваше имя ученики сразу выговаривают?
Кайдалов | Не всегда. «Статинычем» зовут, просто Учителем. А я на компромиссы не иду, говорю: моего отца звали Костя.
РГ | Сижу и вспоминаю, какой у меня был учебник по математике. Вашим ученикам повезло больше: тут упражнения и на логику и на внимание, интригующие игры. Вот бы по такому учиться…
Кайдалов | А ко мне иногда приходят родители с заданием по математике и говорят: «Что это вы такое детям задаете? Мы всем штабом решали и не смогли». Беда многих из нас в том, что мы привыкаем к типовым решениям задачи. Но жизнь состоит не из готовых формул, а из задач, которые приходится всякий раз решать по-новому. Именно этот учебник предполагает, что типичного подхода нет.
РГ | Я не вижу в сегодняшней азбуке знаменитое: «мама мыла раму…»
Кайдалов | А и нет.
РГ | И хорошо?
Кайдалов | И хорошо. Сегодня учебники от политики отошли окончательно, и я это приветствую. Никаких политизированных текстов в учебнике нет. Есть понятие родины – это место, где ты живешь, есть понятие флага, герба, ибо ребенок должен знать символы своей страны, я стараюсь объяснить это доходчиво для малыша.
РГ | А в чем заключается ваша учительская миссия сейчас? Каков соцзаказ от общества?
Кайдалов | Откровенно говоря, я не знаю ни одного документа, где он внятно сформулирован. Но думаю, что современная школа должна заложить в ребенке умение добывать знания: работать со словарем, обращаться к первоисточнику, самому видеть возникающие трудности и решать их. Вот как вы думаете, зачем учить алфавит? Кому нужен этот набор букв в определенном порядке?
РГ | Ну не знаю… Наверное, так для телефонного справочника удобнее.
Кайдалов | Я этот вопрос задал детям: вот у меня словарь русского языка Ожегова 300 тысяч слов. Как мне найти нужное слово? А! – осенило кого-то. – Надо искать по порядку, по алфавиту! Это удобно.
РГ | Сергей Константинович, а я в младших классах никак не могла понять, почему без пятнадцати восемь, если цифры 15 на циферблате нет.
Кайдалов | Я в этом случае иногда детям рассказываю сказку про принцессу секунду и ее сестричку минутку. А также королеву – час и короля – сутки. Чтобы принцессе секунде пробежать одно и то же расстояние, ей нужно ножками сделать 60 шажочков, а король делает лишь один… Вот ей 15 шажочков осталось. Когда мыслишь образно, становится понятнее. Вообще, я не могу одинаково вести урок. А если ставят в тупик вопросы учеников, то честно признаюсь: ребята я не знаю, давайте я поищу ответ и завтра скажу. Например, почему пишут «экстрим» через И, а «экстремальный» через Е? Бывают необъяснимые трудности в русском языке, я так и говорю: «Русский язык это существо живое и он вбирает в себя слова, как губка вбирает и чистую, и грязную воду. «Софа», к примеру, нерусское слово. А еще язык вбирает жаргон, и люди, чтоб не мучиться, выбрали один вариант и договорились считать его нормой. Может когда вы вырастете, придумаете получше.
РГ | Как вы относитесь к социальному неравенству в классе?
Кайдалов | У нас в школе обучаются дети военных, которые примерно одинаково живут. Но когда я весной набираю будущий класс, то всем родителям говорю: вы же на службу не идете в малиновом пиджаке или галстуке в горошек, правда? Обычно все понимают сразу.
РГ | Вы ставите двойки?
Кайдалов | Первый и второй класс – никогда, у нас безотметочное обучение. Все первоклассники хотят пятерки получать. Когда мы уже научились владеть ручкой, познакомились с правилами, я говорю: те кто выполняет все требования (красную строку, наклон, заглавную букву), могут поставить себе плюс. (Плюс – это не оценка, а знак того, что он справился с заданием.) А если буква совсем не получилась, то поставьте рядом минус. Сколько человек плюсы себе поставили? Шесть. На другой день смотрю – их уже десять. «Встаньте те ученики, кто получил плюс». Стоит кого-то из класса не назвать, тут же голос: «А почему вы не подняли меня? У меня плюс сегодня!» Остальным я ничего не ставлю. Это фактор сравнения и один из психологических приемов. А если кто-то безобразничает, я намеренно хвалю другого: смотрите, как Саша Иванов себя сегодня ведет! Руку поднимает, хорошо отвечает… И тут же все начинают «копировать Иванова». И я их тоже похвалю, а Петров не назван. Ему становится беспокойно. Он заерзал, перестал баловаться.
РГ | А можно еще сказать: Петров сегодня – блеск! Он от изумления станет тише воды. Эти приемы не новы. Тогда почему большинству учителей удобнее повышать голос?
Кайдалов | Потому что это уже иная ступень, из области творчества. Если учитель кричит постоянно, то крик уже не воспринимается, и надо менять инструмент.
РГ | В школе работают разные люди, в том числе и неудачники. Бывает, учитель вымещает на учениках свою несостоятельность, считая, мол, раз не ругаем, значит – не учим…
Кайдалов | Я категорически не приемлю насилия. От этой болезни у меня прививка хорошая была в первые годы работы в школе. Однажды я, молодой учитель, заставил ребенка съесть второй завтрак, которого он не желал. На следующем уроке весь съеденный завтрак оказался на полу. Теперь вы понимаете, как мне было неловко?
Я не грозный, но у меня громкий голос и я ношу бородку, и этот вид может обезоруживать учеников. Я не знал, что это так. Это потом дети висят гроздьями на шее, а первая реакция ребенка может быть неадекватной, и я всегда это учитываю.
РГ | В авторитарной школе, наверное, проще было с уважением к учителю?
Кайдалов | Не думаю. Ведь раньше учителя уважали просто потому, что он был единственным грамотным человеком в округе и к нему шли за помощью все – написать петицию, заявление, бумагу. Раз Учитель, то заранее прав! Теперь уважают учителя лишь тогда, когда он смог завоевать уважение не только детей, но и родителей. А для того, чтобы родители тебя уважали, нужно быть профессионалом. Я тоже был молодым и считал, какой пустяк – детей научить буквы писать! Но чем больше ты работаешь, тем больше эта пропасть – как много еще нужно сделать.
Во все времена были бракоделы, в том числе и среди учителей. Разве не было времен, когда учили лишь при помощи указки и розог, вбивали знания? Все интересные авторские школы, например, Ямбурга в Москве – существуют на личностях, а личность – понятие духовное. Начальная школа без воспитания духовности невозможна. Но, говоря о доброте к ближнему, о понимании, нельзя не учитывать, что ребенок после урока вернется в свою среду, где порой нет этого понимания. Где сама жизнь опровергает школьные истины и слова учителя не прорастают делами. Ребенка не вырвешь из контекста семьи. В классе он проводит четыре часа, а дома – все остальное время. Он также смотрит телевизор с криминальными боевиками, видит олигархов и делает выводы.
РГ | Давайте вернемся к миссии. Наша российская школа прошла много этапов: когда в ней главным был директор, потом военрук, потом все-таки учитель, потом главным выбрали ученика… Сегодня такое ощущение, что главного в школе нет. Школьный корабль громоздок и нуждается в капитальном ремонте. Недавно одна учительница, будучи на отдыхе, воспользовавшись визитом президента, поведала, что омская школа уже сорок лет без ремонта, и ей была обещана помощь…
Кайдалов | А дальше? Еще неизвестно, чем это обернется учительнице, когда она вернется на место, как отреагируют чиновники. А вы знаете, что у нас 80 процентов школ в таком состоянии, как в Омске? Мне это напоминает анекдот. Рухнул дом. Прибегает перепуганный прораб и спрашивает: «А вы в нем обои клеили? – Нет. – Я ж говорил: прежде надо было обои поклеить!» У нас большинство школ, извините за образ, держится на обоях и на краске. В нашей, например, школе нужно ремонтировать крышу, менять полы, отопление. Рамы прогнили, только тронь. Вода у нас в поселке подается по часам. И таких школ сколько в России?! Должна быть внятная политика государства в области образования. Ведь когда учитель, кроме мела, не имеет ничего в руке – как ему работать? Я помню комплекты настенных пособий, которые мы имели 20 лет назад в Охотске, помню великолепные куклы для районного кукольного театра. На это были деньги, и я мог пойти в магазин и купить комплект для кабинета физики, химии. Сколько это сейчас стоит? Физкультура должна быть три часа в неделю, но где маты, перекладины, шведские стенки, мячи и скакалки? Я собрал родителей, сказал: хотите нормальный урок? Нужны мячи, скакалки, гимнастические палки – тогда будет урок физкультуры.
РГ | Что вам дарят ученики?
Кайдалов | Меня иногда родители спрашивают: что вам подарить на День учителя? Прошу: никаких стаканов и часов! Хотите мне сделать приятное? Научите своих детей поздравлять учителя. Вы, а не я! Ведь дети не знают такого праздника. И это для меня будет самый большой подарок. Так, где мои подарки? Вот глобус, набор линеек, папка…
РГ | Вы так оживились, рассказывая про первое сентября, будто это не означает долгого учебного года, напряженной работы…
Кайдалов | А разве вы, глядя на выступление фигуристки, думаете о том, что накануне у нее была тренировочная каторга? Вы ее видите блистательной, удачливой… Я не ангел, я устаю. Моя жена психолог, она сформулировала это как педагогическое выгорание учителя: более десяти лет работать в одной школе нельзя. Ведь когда учитель перегорел, когда нового ничего не светит – наступает чисто человеческая усталость. Представьте себе учителя, у которого вид бурлака, тянущего лямку… Нет! Я человек эмоциональный и просто так вести урок не могу. И классы у меня шебутные.
rg.ru
Учитель
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.
Профессия учитель во все времена была и остается наиболее почетной, но в то же время наиболее трудной. Умение передать свой опыт молодым людям, только вступившим в самостоятельную жизнь, – это талант.
Учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.
Кто же такой учитель? В толковом словаре В. И. Даля оно расшифровывается как «наставник, преподаватель». Можно дать множество определений дать этому понятию, но мне кажется, что учитель – это, в первую очередь, именно наставник, то есть человек, который не просто передает нам знания своего предмета, а учит жить, жить в этом многоликом сегодняшнем мире.
Учитель – это одна из древнейших профессий, которая всегда была нужна для образования общества. Я вкладываю в понятие «Учитель» не только человека, который дает знания, а человека, который является для меня наставником по жизни. Таких учителей в нашей школе немало.
Кто такой учитель?
Каждому из нас приходилось слышать выражение: «Учитель – красивая профессия». Или еще возвышеннее: «Они с честью несут гордое звание учителя»! Кто бы с этим спорил. Эти фразы повторяются так часто, что стали для нас чем-то само собой разумеющемся, что не требует доказательства, принимается на веру. Эти слова мы с малых лет слышали от родителей. Владимир Даль говорил: «Ученье требует призванья». Эта мысль настолько важна, что Даль включил ее в свой толковый словарь как пример использования слова «учить». Чувствуешь в себе призванье к тому, чтобы передать другому всё, что имеешь и умеешь – ты учитель, наделенный миссией. Нет такого ощущения – ты всего лишь преподаватель, овладевший профессией.
Учитель – преподаватель – педагог
“Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Такие как: русский язык (как государственный на всей территории Российской Федерации) и литература, родной язык, математика (в средней и старшей школах включающая в себя алгебру и геометрию), иностранный язык (их может быть несколько), информатика, информационные технологии, история, обществознание (граждановедение), экономика, окружающий мир, география, биология, экология, химия, физика, материальные технологии, черчение, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физическая культура, краеведение (в Москве например: москвоведение) и другие различные предметы (риторика, история религий, философия, хореография и т.п.). Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся” (материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Что говорят о роли учителя?
Мне было интересно, как люди представляют себе роль учителя в современной школе. И я решила узнать об этом из Интернета. Я зашла на сайт “Открытый класс” и прочитала мнения различных людей о роли учителей в обществе.Несмотря на огромное количество проблем, которые существуют в школе, роль учителя, по-прежнему, не теряет своей актуальности. Приведу несколько цитат. “Я считаю, что миссия учителя – особая миссия. Помочь маленькому человеку увидеть мир во все его многообразии, помочь определиться в выборе ценностей, что может быть важнее!!!”. “Роль учителя во все времена – это научить ребенка любить этот мир и с любовью изучать его. Так должно быть. Что нужно сделать, чтобы так было? Цепочка любви и добра для многих детей начинается с педагогов.” “Учительство во все времена было профессией, в основе которой лежит готовность идти на жертвы.Вспомните годы революций, кого в первую очередь расстреливали бандиты – учителя!” “Роль учителя всегда была и остается актуальна в современном мире. Учить детей необходимо с развития интереса к школе,учебному материалу, с уважения друг к другу.”
Мой опрос
Нередко я слышала мнение о том, что в современной школе при наличии современного оборудования можно обойтись и без учителя. Поэтому, я решила провести опрос среди своих одноклассников. В моей анкете был всего один вопрос: “Можно ли учиться без учителя?”. Я предложила три варианта ответа: “Да”, “Нет”, “Сложно, но можно”. Мною были опрошены 25 человек, и, к своему удивлению, я обнаружила, что ответ “Нет” выбрали 22 человека, ответ “Сложно, но можно” выбрали 2 человека, и только 1 человек из числа моих одноклассников, считает, что учиться можно не прибегая к помощи учителя, например, дистанционно.
Начало страницыПереход на главную страницу
vivatsk1ost.narod.ru
Классный час Учитель на все времена
Опубликовано 12.05.2012 – 20:06 – Крук Марина Викторовна
Классный час
«Учитель? На все времена?»
Подготовила классный руководитель
11 класса МБОУ «СОШ п. Коминтерн»
Сорокина Н.В.
Заместитель директора
по воспитательной работе Крук М.В.
Цель:
- сформировать уважительное отношение к профессии учителя;
- привлечь обучающихся к решению проблем «Нужен ли учитель в современной школе», «Какими качествами он должен обладать?»
Ход классного часа.
Просмотр ролика о школьной жизни класса.
Вопрос: Какие чувства вызвал просмотр презентации о вашей школьной жизни? Обучающиеся высказываются.
Учитель: Как заметил русский историк В. Ключевский «Мысль бывает светла только когда она озаряется добрым чувством». Вчера, 5 октября, отмечался День Учителя. Указом президента 2010 год объявлен годом Учителя. Поэтому разговор пойдёт об учителе, о его роли в современной школе. Тема классного часа: «Учитель? На все времена?»
В теме знаки вопроса означают, что здесь придётся решить проблему, о которой я вам скажу после просмотра следующей ситуации из школьной жизни.
– Ученик читает стихотворение «Сентиментальная прогулка внутрь»
Ученик, как на плаху, выходит к доске.
Две шпаргалки запрятаны в левом носке.
Отчужденность в глазах – глубже спрятать свечу.
(Я идти не хочу, не хочу, не хочу,
Ведь меня не зовут, чтоб – любить, чтоб – лечить,
А зовут – уличить, уличить, уличить!).
Вам не нравится эта картинка, как крик?-
Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик.
Как мне вам объяснить, чтоб смогли Вы понять,
что нельзя Вам ни строить его, ни ломать,
как нельзя изготовить цветка лепесток,
если в Вашей руке – молоток, молоток.
(Если б вместо него Вам бы тоже – свечу,
Я на этот огонь – захочу! Полечу!).
Как прекрасен итог: сколько знаний всего
Вы вложили в него! А всего – ничего
чур от сих до сих – истин сто прописных,
нудных правил-законов пустой хоровод.
Из учебной программы решёток стальных
Отпустите его – пусть душа оживёт.
Пусть в воскресший душе закружит карнавал:
Пушкин, Ключевский, Тарковский, Шагал…
Отпустит его – пусть душа воспарит,
Если в спящий душе что – то горит,
Если Вы не успели свечу затушить…
А иначе нет смысла и повода жить!
Сережа Краснянский.
Учитель: Знакомо? Узнаёте себя? Ведь бывает и так? А что если? Всё изменить в школе. А как? Есть точка зрения, что при современном обеспечении школ техническими средствами обучения возможна организация дистанционного обучения школьников. Может это и есть выход из той ситуации, в которую попал герой стихотворения?
Итак, обсуждаем проблему: Нужен ли учитель в современной школе? Или лучше перейти на дистанционное обучение?
– Высказывания обучающихся.
Учитель: Можно ли осуществляться процесс воспитания в дистанционном режиме? Почему? Докажите.
– Высказывания обучающихся.
Учитель: Из ваших рассуждений, понятно, что дистанционное обучение возможно, но только в отдельных случаях, но оно не может заменить учителя, с которым ученик может общаться, как во время урока, так и во внеурочное время.
Значит, можно сказать утвердительно: Учитель на все времена.
Учитель: Каким должен быть современный учитель? Какими качествами он должен обладать?
– Обучающиеся называют качества.
Учитель: Давайте построим по кирпичикам здание современной школы. Пусть каждый кирпичик будет содержать то качество, которое должен иметь современный учитель. Фундамент этого здания – любовь к детям. Крыша – взаимопонимание.
Мы построили современную школу. Давайте посмотрим, а как вы оцениваете труд учителя. Совсем недавно вы писали сочинение об учителях. Давайте послушаем некоторые тезисы из них.
– Обучающие зачитывают выдержки своих сочинений.
Учитель: Готовясь ко дню Учителя, мы проводили анкетирование, где вы отмечали те качества, которыми обладают учителя нашей школы. Причём вы оценивали всех учителей, которые на протяжении 10 лет помогали вам получать знания, усваивать нормы общества, овладевать культурой. Давайте посмотрим какую «изюминку» вы увидели в своих учителях?
– Просмотр слайдов презентации об учителях
Ученики рассказывают об учителях.
Учитель: Приятно, что вы смогли заметить профессионализм и человечность, справедливость, строгость и конечно чувство юмора. Спасибо вам за добрые и тёплые слова. Ребята, а ведь 9 педагогов нашей школы тоже когда-то учились в ней.
– Просмотр слайда презентации об учителях – выпускниках школы.
Учитель: На нашем классном часе присутствует Козлова Ольга Леонидовна, которая в 1984 году закончила Коминтерновскую среднюю школу. Ольга Леонидовна работает учителем начальных классов. Наверное, вам ребята интересно знать, почему она выбрали профессию учителя?
– Учитель: отвечает.
Учитель: Ребята, давайте помечтаем вместе с ученицей 9 класса Быковой А. о школе будущего.
– Зачитываются выдержки из её сочинения – эссе «Школа будущего».
Наш разговор подошёл к концу, и вы меня и всех присутствующих убедили в том, что учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Он является не только педагогом, но и воспитателем и психологом. Поэтому Учитель на все времена.
В заключении, я хочу прочитать стихотворение С.Маршака «Пожелания друзьям»
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего
А все хорошее, друзья
Даётся нам не дёшево.
nsportal.ru
Профессия учителя почетна во все времена | Буда-Кошелево | Погода в Буда-Кошелево | Газета Авангард | Работа в Буда-Кошелево
«.. сваё галоўнае назначэнне як настаўніка Лабановіч вызначаў так:
абудзіць у вучнях і выклікаць да дзеяння крытычны розум,
каб да кожнай з’явы і факта яны падыходзілі
з пытаннямі – як выніклі? у чым іх прычыны?»
(з твора Якуба Коласа «На ростанях»)
Одной из самых уважаемых и почетных профессий во все времена является профессия учителя. Одна из тех профессий на земле, без которой общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, не могло и не может обойтись. Ведь именно учитель не только учит грамоте, но и передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, национальные и общечеловеческие традиции.
Великий писатель, педагог Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель».
Действительно, учитель должен уметь совмещать в себе Человека и Мастера своего дела. К числу таких педагогов относится замечательный человек, учитель обществоведения Игорь Венцель, который на протяжении 22 лет работы в Коммунаровской средней школе совмещает в себе огромный преподавательский опыт, по-настоящему творческое, душевное отношение к процессу обучения, благородство души и безграничную любовь к своим ученикам. Он всегда приносит в класс и увлеченность предметом, и интерес к жизни.
По признанию самого Игоря Анатольевича, с выбором профессии он определился сразу:
– Так получилось, что жил я без родителей. Возможно поэтому и стал учителем, хотя первоначально думал: окончу институт и вернусь работать в детский дом. Но совершенно случайно вместе с другом приехал в Буда-Кошелевский район и нашел здесь свой дом, свою семью. С годами накопил большой опыт не только в работе по своему предмету, пополнился весь мой педагогический багаж. Сегодня я не представляю свою жизнь без школы, моих учеников.
Игорь Анатольевич – учитель грамотный, эрудированный, влюбленный в свою профессию, неустанно работает, чтобы дать учащимся глубокие и прочные знания. Да, он принципиален и требователен, по его предмету трудно получить высший балл, но тем крепче знания и ближе заветная цель. Он всегда стремится приобщить учеников к различным олимпиадам и конкурсам, научно-практическим конференциям и другим мероприятиям различного уровня. Благодаря его подготовке ученики занимают призовые места на олимпиадах и в творческих конкурсах как районного, так и областного масштабов, узнают на этих мероприятиях много интересного. И все это заслуга учителя, ведь важны не только накопленные знания учеников-участников, но и поддержка преподавателя, уверенность в способностях своих учеников, моральный настрой.
За большие успехи в обучении и воспитании учащихся Игорь Венцель награжден дипломами, Благодарственными письмами, грамотами районного и областного уровней. В 2013 году был удостоен звания «Лучший по профессии». Есть в его копилке также Благодарность Гомельского регионального центра тестирования за высокие показатели по подготовке учащихся к централизованному тестированию и даже диплом газеты «Гомельская праўда» за участие в поэтическом конкурсе.
– Если я вижу у своих учеников стремление и желание учиться, если смог открыть перед ними новый мир, сумел увлечь, вдохновить и это помогло ребятам реализовать свои мечты, мне большего не нужно – ради этого я живу и работаю. Победы моих воспитанников на олимпиадах и конкурсах, их успехи на тестировании доставляют мне такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Говорят, хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нем друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Если обо мне будут помнить бывшие ученики, значит, я все делаю правильно, – поделился Игорь Венцель.
***
Отрасль образования района обладает значительным, высококвалифицированным кадровым потенциалом. Образовательный процесс в учреждениях образования осуществляют 730 педагогических работников, из них 465 учителей.
В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать детей в современном, динамично меняющемся мире. Это связано с тем, что сегодняшние школьники менее сентиментальны и просты, чем это было когда-то. Они стали более требовательны к себе, к окружающим, к знаниям в том числе, они в большей степени раскованные, «продвинутые». А это значит, что и учитель не имеет права отставать от времени, должен по-новому организовать учебный процесс с использованием новых образовательных технологий. Говоря по-простому, нужно идти в ногу со временем.
Работа в данном направлении активно ведется в учреждениях образования нашего района. По итогам прошлого года 38% педагогов и 97% руководителей получили сертификат пользователей информационных технологий. Очень важно не только применять, но и разрабатывать электронные образовательные продукты. Такая работа активно ведется педагогами гимназии, Дуравичской, Коммунаровской, Узовской и Октябрьской средних школ.
Если говорить о таком показателе, определяющем престиж профессии учителя, как заработная плата, то здесь следует отметить, что увеличение ее возможно через повышение педагогами квалификационной категории. Так, в течение прошлого учебного года повысили свою категорию, а соответственно и заработную плату, 84 педагога. Кроме того, рост заработной платы учителя возможен за счет ее стимулирующей части. И учитель, занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности, может претендовать на более высокую заработную плату.
В нынешнем году педагогический коллектив района пополнился 25 молодыми специалистами. Молодые и современные, они как никто способны поднять престиж профессии в глазах общественности. В первую очередь, своим профессионализмом и отношением к делу показывая важность и значимость этой профессии. Каждому учителю хочется видеть в глазах своих учеников уважение, тепло, любовь и, конечно же, знания и желание учиться. Но все это приходит не сразу, педагоги добиваются этого огромным трудом: терпением, самоотдачей, нескончаемым энтузиазмом, любовью к своей профессии и детям, требовательностью не только к ученикам, но и к себе, и постоянным движением вперед.
В целом следует отметить, что учреждения общего среднего образования объединяет одна задача – обеспечить качественное образование школьника. И педагоги района прилагают много усилий для достойного выполнения этой задачи. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы победителей районного, областного и республиканского уровней. Так, только по итогам прошлого года копилку наград их учеников пополнили 60 дипломов. Вот лишь несколько из побед: первое место в областном этапе республиканского конкурса по благоустройству и озеленению территорий «Сдадим макулатуру, сохраним дерево», второе – в областном смотре-конкурсе детского творчества «Спасатели глазами детей», первое – в областном этапе республиканской акции «Творим добро на всей Земле», первое – в выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Калядная зорка». Кроме того, воспитанники Уваровичского центра детского творчества стали победителями 5 международной велоэкспедиции «АТОМО-ХОД 2015». Особо хотелось бы отметить воспитанников Уваровичского центра детского творчества, занявших недавно первое место в заключительном этапе республиканского фестиваля-конкурса инклюзивного творчества «Под крыльями Ориона».
Ежегодно ученики школ района получают аттестаты особого образца. Так, в прошлом году учащиеся Потаповского детского сада-средней школы, Уваровичской, Глазовской средних школ получили 4 золотые медали.
Позитивной является динамика итогов выпускных экзаменов в 11 классах. В целом по району почти на 3% увеличилось число выпускников, получивших баллы высокого и достаточного уровней.
По итогам 3 этапа республиканской олимпиады район имеет 2 диплома: 1 место по химии и 3 место по биологии. В заключительном этапе областной олимпиады получено 5 дипломов. В этом году в копилку побед добавился 1 диплом 3 степени областной конференции «Поиск» по русскому языку.
Как видим, сегодня в районе созданы необходимые условия для получения качественного образования. Школа воспитывает личность учащегося всесторонне развитую, культурную и успешную, способную реализоваться в полной мере в жизни. А гарантом достижения поставленных целей являются свободно мыслящие, прогнозирующие результаты своей деятельности и моделирующие образовательный процесс профессионалы своего дела, имя которым – учителя. Именно благодаря таким педагогам, как Игорь Венцель, и многим другим сегодня мы гордимся нашими дипломантами, лауреатами, победителями, призерами различных мероприятий как культурно-массового, спортивного, так и научного направлений.
Ирина ЖАРАНКОВА.
www.budakosh.by