Характеристика профессии учитель – Тема № 6. Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности.

Содержание

Общая характеристика педагогической профессии

1. Особенности педагогической профессии. Сущность и структура педагогической деятельности.

Прежде всего, педагогическая профессия особенна тем, что требует ответственности и имеет чувство долга. Целью данной профессии является становление и преобразование личности. Однако педагог должен также управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Ведущая задача педагога – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенностью профессии учителя по сравнению с другими специальностями является то, что объект его деятельности отличается исключительной динамичностью, сложностью и многообразием своих проявлений (это повлияет на усвоение материала учениками/студентами). Поэтому профессия требует от учителя специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. А как руководитель, он должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Поэтому профессия педагога требует подготовки по специальности и психологической подготовки (умение преподать материал ясно и умение ладить с учащимися).

Функции педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основные: обучающую, воспитывающую и общественно-педагогическую. Учитель, прежде всего, учит, т.е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательная работа – все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.

Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель – это просветитель, общественник. Участие в многочисленных школьных и общественных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями – это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.

Одной из особенностей педагогической профессии является огромная зависимость результатов труда от личности педагога. По этому поводу Константин Дмитриевич Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и недостаткам учителя. Характерной чертой работы учителя является необходимость постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность «противопоказаны» учителю. Особенностью педагогической профессии является то, что педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

Кстати, учитель – это профессия «вечной юности». Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Деятельность, которой занимаются представители педагогической профессии (педагоги), называется педагогической деятельностью. 

Педагогическая деятельностьэто особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или периодически занимается педагогической деятельностью, в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект. Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. 

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности.

Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив – её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности – это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность.

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности – это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. 

studfiles.net

Часть 1 Общая характеристика педагогической профессии

1.1. Возникновение и становление профессии учителя

Профессия учителя является одной из (если не самой) древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности! Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельческое хозяйство в этих странах было основано на искусственном орошении. Это потребовало наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата), построения плотин.

Постепенно из этих наблюдений и в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и больших городах. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были главным образом жрецы, составляющие привилегированную касту.

Возникновение школы как социального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появлением письменности и зарождением науки. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных за 2500 лет до н.э. Это была дворцовая школа для детей царских сановников. Чуть позже возникло даже особое учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи. В Древней Греции первоначально появились школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста, которую посещали одновременно с грамматической или после нее, мальчики учились музыке, пению и декламации стихов, например, отрывков из греческого эпоса — «Иллиада», «Одиссея» и др. Та и другая разновидность школ были частными и платными. Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу). Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру (буквально «школу борьбы»), где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба: учились бороться, бегать, прыгать, метать диск и копье, плавать. В Спарте педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В обязанности педонома входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказания их за те или иные проступки.

В первой половине 2 в. до н.э. Рим завоевывает и подчиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. В это время резко возрастает роль культуры, науки и искусства в жизни общества. Происходят изменения и в воспитании. Возникают грамматические школы. В эти школы принимались мальчики 11—12 лет, научившиеся читать и писать дома, иногда в начальной школе. В большинстве это были дети знати и богачей. Обучение продолжалось примерно до 15 лет. Школы ставили задачу — дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Преподаватели этих школ («грамматики» или «литераты»), как правило, были широкообразованными людьми. Вышедшие главным образом из социальных низов, грамматики принимали активное участие в общественной жизни; многие из них добивались значительной известности.

В условиях напряженной общественной борьбы в последние десятилетия существования Римской республики (начало и середина 1 в. до н.э.) приобретает огромное значение политическое и судебное красноречие. Создаются риторские школы, открывающие доступ к политической карьере значительному кругу лиц. В риторских школах учились подростки и юноши в возрасте от 13—14 до 16—19 лет. Риторские школы давали широкое общегуманитарное образование, знакомили с произведениями выдающихся историков, ораторов, поэтов, с философией и правом.

В период империи Римское государство стремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям права на римское гражданство. Император Веспасиан (70—99) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ, становятся государственными служащими. Антоний Пий (император в 138—161) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диоклетиане (285—305) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определен круг их обязанностей и суммы гонорара.

В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная (называвшаяся также кафедральной или епископской), приходская (см. табл. 1). Монастырские школы вначале были школами для обучения мальчиков, которых родители с самого раннего детства обрекали на будущее монашество. С течением времени монастырская школа разделилась на внутреннюю и внешнюю, для приходящих учеников.

Таблица I

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Продолжение таблицы 1

В условиях распада государств Западной Европы на множество враждебных феодальных владений военная подготовка имела важнейшее практическое значение

Окончание таблицы 1

Педагогическая мысль, как и вся практика воспитания и обучения в эпоху средневекового феодализма, была пронизана духом религиозной идеологии

В некоторых монастырских школах наряду с чтением, письмом, законом божьим и пением были введены курсы грамматики, риторики, диалектики, а позже арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятыми только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях. В городах по инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Несколько позже те и другие сливаются в городские (магистратские) школы, содержащиеся городским самоуправлением. Цеховые и гильдейские школы были платными. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственные нужды, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей, заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением (в зависимости от того, какой была школа).

В XVI веке создается педагогическая система иезуитов. Иезуитское воспитание ставило себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляло эту цель новыми средствами: физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа наглядности, мягкая (внешне) дисциплина, довольно широкий круг общеобразовательных знаний. С целью полного подчинения себе учащихся, устранения каких бы то ни было посторонних влияний, иезуиты свои учебные заведения делали закрытыми — интернатами (отсюда и их название «коллегиум»). В число учащихся этих коллегиумов принимались лишь дети господствующих классов.

Для осуществления поставленных иезуитами целей воспитания требовались искусные учителя, умеющие проводить эту задачу настойчиво, но тонко. Иезуиты уделяли вопросу о подготовке учителей большое внимание. Они впервые осуществили систематическую подготовку учителей. Учителями были исключительно члены ордена. По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.

В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического образования (в России в конце XVIII в.) определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.

В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской к Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. е Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она был£ преобразована в педагогический институт. В начале XIX в, в России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ.

В целом в дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария. В семинариях преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику с начальными сведениями из алгебры и геометрии, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, а также педагогику, методику первоначального обучения русскому языку и арифметике. По выбору совета семинарии учащиеся обучались ремёслам. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. В XIX веке для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.

Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, Учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.

Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м годам. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: информатика, иностранный язык и др. В частности, в Московском педагогическом университете будущие учителя истории получают право преподавать политологию, иностранный язык, юридические дисциплины, а будущие учителя русского языка и физики получают дополнительную специализацию по иностранному языку.

В 90-е годы XX века с переходом России к процессу демократизации общественной жизни, в частности гуманизации и демократизации системы образования, значительные перемены произошли и в процессе подготовки учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педуниверситеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.

В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модернизировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специальностей. В последние годы в ряде педагогических университетов и пединститутов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специальные факультеты: юридические, экономические, психолого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, андрагогики, безопасности жизнедеятельности и т.д.

Таким образом, древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути её гуманизации и демократизации.

studfiles.net

Педагогическая психология – Педагогическая характеристика профессии учителя

Педагогическая характеристика профессии учителя

Это подготовленный чел. к-й сознательно и целенаправленно подготавливает ученика. к жизни в обществе. Суть профессии остается неизменным однако меняется содержание условие труда. По профессии труда выделяют относятся профессии чел-чел этот тип проф. хар-тся:

1)устойчиво-хорошим самочувствием в работе с людьми

2)потребность в общении

3)способность мысленно ставить себя на месть др.

4)способность быстро понимать намерения помыслы и настроения др. людей

5)способность быстро разбираться в взаимоотношениях людей

6)способность хорошо помнить, держать в уме, знания о личных качествах о многих разных людей.

Противопоказания к выбору профессии учителя явл: Дифект речи, невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физ недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие бескор. отношения к чел. Чел. пед. проф. свойственно: умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей, умение слушать и высказывать, широкий кругозор, речевая коммуникативная культура, умение смоделировать внутреднний мир др. чел. а не приписывать ему свой или другой, глуболкая оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом, высокая степень саморегуляции. (общие требования) спец. требованиями явл: 1. Проф. компетентность и дидактическая культура. Профессия педагога представлена рядом специальностей: соц. пед., воспитатель, учитель, преподаватель, педагог доп. обр. Входяцие в этот тип профессии специальности предъявляют целый ряд требований. Пед. проф.-ее цели- гностическая цель. Это предполагает что у работника или педагоги имеются умения ставить и решать задачи. познавательные и познающие. Функциональными орудиями педагога явл. ср-ва способы труда, а также устная и письменная речь. Основными св-ми педагога явл научная подготовка учителя и личный учителский талант. Научная подготовка или 1-е св-во заключатеся в степени знания своего предмета. В степени научной подготовки к специальности и предмету знакомство с методолгией предмета. Обще-дидактическими принципами, в знании св-в дет. натуры с к-й приходится иметь дело. 2-е св-во Субъективного хар-ра. Оно заключается в препод. искусстве пед. творчестве, пед. такте и пед. самостоятельности.

cribs.me

Характеристика профессии педагога

Характеристика профессии педагога

 

Это одна из наиболее древних профессий. Возникла 3000 лет назад, когда появились первые учреждения общественного воспитания – дома молодежи при патриархате. Когда появилась письменность и начали обучать грамотности, то это заведения стали называться школами; далее – гимназии, лицеи и пр.

 

Люди, которые обучали, не получали спец. профессию. Это так называемый предпрофессиональный период.

 

1. Одна из характеристик этой профессии – высокая соц. значимость. Т.к. она массовая. Куда бы мы ни приехали, везде будут медики и школа. (Еще должны быть органы внутренних дел, магазинчик – основные социальные услуги.)

Платон:

Если башмачник плохо будет выполнять работу, то ничего страшного, а если педагог будет плохо работать, то вырастет целое поколение плохо воспитанных людей.

 

От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа. Это экономически просчитано. Чем выше уровень образованности народа, тем больше производительность труда, тем больше валовой национальный продукт. В образование во всех развитых странах идет 7-8 % валового продукта.

 

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением.

 

Главный принцип этой профессии такой же, как у медиков. Принцип “не навреди”.

 

2. Специфика пед. профессии – устремленность в будущее. Сама деятельность учителя ориентирована на формирование человека, который будет входить в жизнь лет через 10/11. Мы должны точно знать, какие качества человека будут необходимы и востребованы через 10/11 лет. Поэтому мы должны ориентироваться на будущее.

 

Пример:

Сейчас информационный век. Учитель уже не является источником информации. Задача учителя в 21-м веке в связи с развитием информационных технологий – как научить эту информацию получать, использовать и формировать определенное мышление и отношение, чтобы потом человек смог самостоятельно решать проблемы (например, этические проблемы). Стандарты: человек д.б. быстро уметь переучиваться, у человека должно быть креативное мышление и пр. Сейчас стандарты направлены на то, чтобы как можно больше самостоятельной работы было у учеников, больше творческих заданий. Объем домашней работы огромный.

 

*Неврозы лечатся выправлением почерка.*

 

Устремленность в будущее проявляется еще в том, что учитель не всегда может дождаться результатов своего труда. К примеру, учитель начальной школы. Много труда требуется, чтобы сформировать нужное отношение, сознательную дисциплину и т.д. Учитель – как садовник. Сажает дерево, а плодов может не дождаться.

 

3. Особая сложность педагогической профессии – все находится в постоянной динамике, диалектике, движении. Меняется абсолютно все: ученики, ученический коллектив – дети растут; условия – замена, а раздаточных материалов только на полгруппы; меняется сам педагог – нужно меняться вместе с детьми, которые растут.

 

Нужно принимать много решений за одну единицу времени, причем не все решения явные.

 

4. Требование педагогического такта. Тактичный продавец – не отвечать на грубость и т.д. А педагогический такт учителя – это очень тонкая вещь. Похвалил отличника, ему стало хуже, т.к. отношение к отличнику и так было плохим в классе. Или замечание сделал не так. Поэтому, прописать педагогический такт очень трудно. Это не христоматийно, не аксиоматично.

 

5. Еще одна характеристика пед. профессии: творческий характер. Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в изменяющихся условиях.

 

Это основные хар-ки педагогической профессии.

 

 

! Определение профессиональной этики (оставить место, посмотреть в инете) – часть этики, которая касается трудовых взаимоотношений в определенной профессии.

 

Кто же такой учитель? Почему такие требования предъявляются к этике учителя?

Если взять толковый словарь: преподаватель и наставник. По сути дела – это две стороны понятия учитель. С одной стороны – это преподаватель, т.е. тот, кто передает знания, накопленные человечеством. С другой стороны – это наставник, т.е. человек, который говорит, как себя вести, как жить, который наставляет; цель наставника – культурно-нравственное становление личности, социализация личности.

 

Т.о., в профессии учителя – две основные функции:

1. Адаптивная – связана с приспособлением учащихся к требованиям социальной культуры, т.е подготовка к жизни.

2. Гуманистическая – связана с развитием личности и ее самореализацией (самореализация, самопознание). Т.е. помощь в самореализации, самораскрытии, самопознании.

 

Откуда взялась этика, профессиональная этика, педагогическая этика

methodiks.ucoz.ru

Педагогическая профессия | Про профессии.ру

 

Педагогическая профессия

Само слово “педагог” пришло в обиход далекие тысячелетия назад, когда в Греции им прозвали рабов, отводящих детей свободных граждан в школы. Чтобы разобраться в причине этого, достаточно узнать перевод — дословно “тот, кто ведет детей”.

Однако жизнь педагогов уже давным-давно изменилась, и сейчас это уважаемые и, конечно же, свободные люди, деятельность которых значительно изменилась. И дети, и их родители всецело доверяют им в вопросах не только образования, но и воспитания.

Возникновение педагогической профессии

Сам род деятельности учителя зародился в мире еще на заре цивилизации, и точно сказать, где и когда невозможно, хотя и имеются следы, когда зарождалась история педагогической профессии еще в землях Древнего Китая, Ассирии или Вавилона. Именно в подобных цивилизациях были проведены попытки обобщить и систематизировать процесс передачи опыта более молодым поколениям. И именно благодаря учителям мы пришли в сегодняшний день, зная, как устроены явления от компьютера до Вселенной.

Развитие педагогической профессии

Сегодня мы знаем преподавателей совершенно разных направлений, у которых появляется возможность углубиться в конкретный вопрос конкретной сферы жизни. Однако, как и большинство процессов, педагогика имела различные периоды развития.

Естественно зачатки ее возникли с появлением человека, но тогда в роли учителей выступали все более опытные члены рода, чьей задачей было воспитать младших в соответствии с существующими обычаями, обрядами и традициями.

Позже, когда появляются письменность, а также более сложные религии, процесс обучения усложняется, и для его ведения уже становятся необходимыми навыки письма, таким образом становление педагогической профессии уже идет полным ходом. По стечению обстоятельств большая часть грамотных людей были причастны к церкви, и посему педагогика оказалась в жесткой привязанности к религии, что повлияло на ухудшение качества преподавания.

Относительно недавно, с развитием профессионального подхода к деятельности в индустриальный период, учителя и преподаватели стали представлять собой высококвалифицированных специалистов, когда общая характеристика педагогической профессии этого периода стала предполагать множество различных направлений в обучении.

Не стоит думать, что раз учитель начал заниматься одним своим предметом или даже несколькими параллельно, то в течение всей карьеры он обречен на чтение одних и тех лекций на своих занятиях годами. Даже если программа остается практически неизменной, каждый урок на одну и ту же тему у учителя будет проходить по-разному. В этом и отличие компьютера от человека, ведь последний склонен к эластичности и экспериментам и отлично понимает, что значат ценности педагогической профессии. А нам все чаще предлагают обучение в программах — не очень-то это и хорошо!

С уходом к постиндустриализму сильнее выделился уровень профподготовки специалистов по образовательной деятельности: нас обучают с самого детства в детских садах до взрослых лет в университетах и центрах повышения квалификации.

Характеристика и особенности педагогической профессии

При высоком уровне доверия к учителям среди граждан России эта профессия все же не становится высокопрестижной. И причиной тому, скорее всего, являются уровни доходности и возможность продвижения по карьерной лестнице. Оба этих показателя относительно невысоки, однако в последние годы заработная плата работников образования значительно увеличилась, конечно, если учитывать по номиналу без инфляции. Последняя же все-таки и при повышенных зарплатах вынуждает брать учителей дополнительные часы.

С профессией учителя сложились и некоторые мифы, подчеркивающие своеобразие педагогической профессии, причем какие-то из них в определенной мере правдивы, ну а остальные же лишь выдумка.

Считается, что учитель чаще всего выступает в лице женщины. Так действительно было, и объяснение этому довольно простое — низкое материальное вознаграждение. А ведь на мужчине задача обеспечить семью. С недавних времен ситуация несколько изменилась и профессия стала привлекать и мужчин, хоть ажиотажа и не возникает.

Современные педагогические профессии

Система образования проникла во все сферы жизни, и, перефразируя слова известного политического деятеля, можно сказать, что вся жизнь — учеба. Соответственно и направлений множество.

Начиная от детсадов и различных дошкольных учреждений, в которых требуются специалисты-педагоги совершенно разных направлений: от обучения иностранным языкам и основам художественного искусства до боевых единоборств; и заканчивая высшими учебными заведениями, общее количество направлений и подкатегорий в профессиональной деятельности работников даже подсчитать не выдается возможным, ведь знаний за существование человеческой расы накопилось не мало, а поделиться ими — и есть сущность педагогической профессии.

С общеобразовательными школами и гимназиями все проще, ведь существует довольно устойчивая программа, чему должны обучиться дети. Школьникам выпадает возможность развиваться и в других направлениях. Для этого созданы школы спорта, художественные школы, музыкальные — список можно продолжать долго. Вместе с тем, существуют и среднеспециальные учебные заведения, профессиональные училища.

Другими словами, каждой сфере жизни, коих количество умножается каждый новый день, и для каждой из них требуются люди, специально обученные и способные также обучать тех, кто в этом нуждается.

Функции педагогической профессии

Труд учителя огромен. Кроме всем известной функции передачи знаний, на его плечах возложены и другие. Ведь необходимо еще спроектировать программу своей деятельности, а также спрогнозировать ее результат. Кроме того, преподаватели часто занимаются и исследовательской деятельностью.

Роль педагогической профессии

Сложно переоценить заслуги работников образовательной сферы. Вообще, это можно представить некий кластер знаний, накопление которых и использование, позволяет продвинуться всем нам вперед. И заглавную роль в управлении этим процессом, как раз играет явление педагогической профессии в обществе.

На ранних этапах обучения маленьким детям дается абстрактное понятие о том, как необходимо общаться в коллективе. Что в принципе позволяет нам развить и дальнейшие образовательные процессы, подкрепляя при этом их необходимыми знаниями.

Учитель — это еще и воспитатель, который является одним из тех, кто поможет встать ученику на верный путь.

Перспективы педагогической профессии

Неизвестно, каким проявит себя образовательный процесс в будущем, возможно с развитием технологий передача знаний между людьми вообще станет сродни копированию документов с компьютера на переносной носитель информации. Но все это может быть еще очень далеко.

Нынче же основным направлением в педагогической деятельности остается дифференциация, то есть распределение сфер преподавания между специалистами различных категорий и профиля.

Педагогический колледж – профессии

Получить профессиональную подготовку по направлениям педагогики возможно в колледжах соответствующего профиля. Такие заведения присутствуют в любом достаточно большом городе. И именно здесь происходит введение в педагогическую профессию молодых студентов, а впоследствии и выпуск квалифицированных специалистов.

Чаще всего в любых педагогических образовательных учреждениях среднеспециального уровня проводят обучение будущих специалистов в направлениях:

  • дошкольного образования;
  • или учителей начальных классов;
  • воспитатели физической культуры;
  • изобразительного искусства;
  • а также различные другие.

Ну и напоследок, стоит сказать, что труд учителя во все времена почитаем, он несет в себе светлые цели. Многие в детстве мечтают стать учителем, и лишь при любви к своей работе можно добиться успеха. Ведь хороший учитель не тот, что познал все тонкости своего предмета, а сумел влюбить в себя и в свой предмет ученика, кроме того, важно еще и понимать собственные мотивы выбора педагогической деятельности. А для этого необходимо обладать незаурядными качествами: добротой, открытостью и харизмой.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

учитель (описание профессии)

У Ч И Т Е Л Ь

Родственные профессии: ПЕДАГОГ, ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, МЕТОДИСТ, ПСИХОЛОГ, ДЕФЕКТОЛОГ…

Тип профессии: По системе Климова – “Человек-человек” , “Человек-знак”. (Узнайте Ваш тип и класс профессий: экспресстестирование, тест акцентуации характера (“реки-метафоры”), тест Кейрси).
По системе Голланда – социальный, исследовательский, артистический. (Узнайте Ваш тип профессии по Голланду).

Класс профессии: Эвристический (творческий)

Содержание деятельности: Проводит обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам. Планирует учебный материал по соответствующему предмету, обеспечивает выполнение учебной программы, участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы учащихся, стимулирует познавательную деятельность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике. Проводит дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает и учитывает индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.
Должен в совершенстве знать предмет, методику его преподавания, педагогику, педагогическую, возрастную и социальную психологию, формы и методы обучения и воспитания учащихся, основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики. Должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.
Профессионально совершенствуйтесь, читая ПРОФАНЕКДОТЫ

Условия труда: Работа происходит в условиях большой нервно-психической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно
Доминирующие интересы: Педагогика, предмет преподавания, общественная работы, психология (Тест “Какой Вы психолог?”), (Тест “Психологическая грамотность”), (Тест “Человеческие взаимоотношения”), (Тест “Вспомним сказки (готовимся к сдаче ЕГЭ с детства)”),смежные с предметом дисциплины, история, философия, искусство, социология, экономика, право, журналистика
Области применения: Общеобразовательные учебные заведения начального и среднего образования, специализированные школы, учреждения культуры и дополнительного образования
Доминирующая профессиональная направленность: На работу с людьми и знаковыми системами
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Должен обладать развитыми интеллектуальными способностями (особенно в части вербального интеллекта), высокой концентрацией, умением распределять и переключать внимание, большим объемом оперативной и долговременной памяти, высокой эмоциональной устойчивостью – выдержкой, самообладанием, развитыми коммуникативными качествами – доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием, хорошей дикцией, способностью к яркому и логически выстроенному изложению материала, энергичностью, работоспособностью, умением увлечь своим предметом, высокой общей культурой.
Желательна приятная внешность и тембр голоса.
Медицинские ограничения: Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания внутренних органов. Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Дефекты речи. Физические недостатки
Востребованность специалистов: Высокая на рынке труда СПб и Лен. области
Начальное профессиональное образование: МУК (“Помощник воспитателя”)

Среднее специальное образование:
+СПбВПУ (колледж) № 1 им.Н.А. Некрасова (русский язык и литература, иностранный язык). СПб, ул.Кубинская, 32. Тел.290-00-01, 295-99-15
+СПб ВПУ (колледж) № 2 (иностранный язык). СПб, ул.Замшина, 17. Тел.545-24-78, 545-24-52
+СПб ВПУ (колледж) № 4 (иностранный язык). СПб, пр.Костромской, 46. Тел.554-31-31
+СПб ВПУ (колледж) № 5 (технология). СПб, ул.Можайская, 49. Тел.316-01-88
+СПб педагогический колледж № 7 (история, дополнительное образование, домашнее образование). СПб, ул.Примакова, 10. Тел.784-78-42, 784-93-78
+СПб Петровский колледж (иностранный язык). СПб, ул.Балтийская, 35. Тел.252-02-00
+СПб Музыкально-педагогический колледж № 3 (музыкальное образование). СПб, ул.Моховая, 36. Тел.273-03-39, 273-51-42
+СПб Музыкальное училище им.Н.А.Римского-Корсакова (музыкальное образование). СПб, пер.Матвеева, 1а. Тел. 714-26-71, 714-53-83

Высшее образование: +РГПУ. СПб,наб.р.Мойки,48. Тел.314-69-84
+Ленинградский ГОУ им.А.С. Пушкина. Петербургское шоссе, 10. Тел. 465-66-99, 466-05-07.
Возможность продолжения образования и перспективы профессионального роста: Курсы повышения квалификации. Административный рост. Обучение в аспирантуре, методическая и научная работы

rodn-i-k.narod.ru

Профессия учитель начальных классов: характеристика

Профессия учитель начальных классов одна из самых гуманных, творческих, нужных профессий в нашем мире. Скорее всего, это не просто профессия, это — образ жизни. Она несет в себе огромную ответственность перед государством и обществом и играет ведущую роль в формировании основных душевных качеств учеников.

Профессия учитель начальных классов – это состояние души. Первая учительница является своего рода второй мамой, готовой прийти на помощь в трудную минуту любому ребенку.

Каждый учитель должен обладать особыми личными качествами, которые помогут легко найти контакт с детьми и коллегами. Среди них доброжелательность, внимательность, чуткость, профессионализм, забота о ближнем. Все это помогает воспитать и сформировать характер человека, в руках которого будущее нашей страны.

Описание деятельности

Профессия учитель начальных классов начинается со знакомства с родителями. Надо суметь наладить контакт с ними и установить доброжелательные отношения. Педагог начальных классов ведет занятия по всем дисциплинам, развлекательные мероприятия, досуг и отдых. Кроме того, участвует в школьных планерках, общественных мероприятиях, занимается репетиторством.

Работа с детским коллективом требует особого внимания, крепкой выдержки и терпения, хорошей дикции и грамотной речи, умение завлечь своим предметом.

Профессия учитель начальных классов

Профессия учитель начальных классов является фундаментом среди всех остальных профессий в мире. Этот человек первым встречает ученика в школе, помогает ему легко адаптироваться в новом обществе и влиться в процесс учебы.

С именем первого учителя связаны самые светлые и лучшие воспоминания детей. Он помогает решать конфликты с родителями и коллегами, первому учителю доверяют свои тайны дети, делятся с ним своими радостями и бедами. Преподаватель начальных классов должен обладать педагогическими, психологическими качествами, быть одновременно и наставником, и помощником, защитником и вдохновителем, который призван помочь раскрыть ребенку свои способности, проявить себя как личность.

Работая с детьми, учителю надо суметь добиться того, чтобы дети гордились им и радовались ему.

Учитель должен уметь создать благоприятную и доброжелательную обстановку в классе, в которой легко реализовать свой талант педагога и раскрыться потенциалу любого ученика.

Читайте еще:

  • Как выбрать профессию школьнику

    Вопросом о том, как выбрать профессию школьнику, задаются не только школьники, но и их родители. От того, насколько правильно она будет выбрана, зависит во многом будущее ребенка. Конечно, нет смысла …

  • Список востребованных профессий в России

    Востребованные вакансии в России представляют собой достаточно узкий спектр предложений, который складывается главным образом около финансовой и экономической сферы. Дело в том, что в настоящее время…

  • Как выбрать будущую профессию

    Как выбрать будущую профессию, этим вопросом задавался еще герой стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Школьные годы уже позади, а что дальше? Решение о выборе профессии – один из первых и серьезн…

ledy-life.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *